Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Уроки по украинской литературе 8 класс

Вступление. Художественная литература как одна из форм духовной деятельности человека. Функции художественной литературы. Многозначность художественного образа. Разновидности образов. Анализ художественного произведения.

Украинские исторические песни. Песни о победоносной борьбе казаков с турецко-татарскими захватчиками («Загрустила Украина», «И, ой, как крикнул же казак Сирко»).

Песни о борьбе против социального и национального гнета («Или не тот то Хмель», «Ой Морозе, Морозенку»).

Песни о борьбе против социального и национального гнета («Максим казак Железняк», «За Сибирью солнце всходит»). Образы исторических лиц, рыцарей-защитников родной земли, созданные народным воображением.

УРЗМ №1. Создание мысленных словесных картин (устное рисование).

Маруся Чурай - легендарная поэтесса из Полтавы. Трагическая история ее жизни. Песни «Засвіт встали козаченьки», «Веют ветры, веют буйные», «Ой не ходи, Грицю...», что стали народними. их популярность, фольклорная основа, народнопоэтические образы.

Героический эпос украинского народа. Украинские народные думы. Кобзари и лирники - исполнители народных дум (О. Вересай, Г. Гончаренко, М. Кравченко и др.). Современные исполнители: В. и М. Литвины, В. Нечема, Национальная капелла бандуристов Украины.

Жанровое своеобразие, историческая основа, героическое содержание дум, их разновидности (историко-героические, социально-бытовые). Специфичность поэтической формы, ритма дум «Маруся Богуславка» и «Буря на Черном море».

Проблемы выбора, душевная раздвоенность Маруси Богуславки между любовью к родной земле и положением жены турецкого вельможи («Маруся Богуславка»).

Символ грехопадения и спасения через осознание покаяния («Буря на Черном море»).

КР № 1 (по разделу «Устное народное творчество»). ВЧ №1. Развитие умений выразительно читать народные думы.

ПЧ № 1. Неиссякаемый источник устного народного творчества. Дума «Побег трех братьев из города Азова, из турецкой неволи».

«Слово о походе Игореве» - древнерусское творение, жемчужина украинского лиро-эпоса. Историческая основа «Слова...». Переводы и перепевы в ХІХ-ХХ вв. Вопрос авторства.

«Слово о походе Игоревом». Особенности композиции и стилистических средств.

«Слово о походе Игоревом». Образы русских князей в произведении. Сквозная идея патриотизма.

«Слово о походе Игоревом». Поэтичность образа Ярославны. Образ Русской земли.

ПРЗМ №2. Сочинение-рассуждение по поэме «Слово о походе Игоревом».

«Слово о походе Игоревом». Символически-мифологические образы и их значение. Фольклорные мотивы. Роль пейзажа в развертывании сюжета. КР № 2 (по разделу «Из древней украинской литературы»).

Тарас Шевченко. Выкуп поэта из заключения, причины его наказания царем, арест, пребывание в каземате, ссылки. Осознание собственной миссии поэта в стихотворении «Думы мои, думы мои ...»

Тарас Шевченко. «Мне одинаково, буду» (из цикла «В каземате»). Размышления автора о собственной судьбе, судьбе Украины.

ВЧ № 2. Декламирование стихов Т. Шевченко.

Тарас Шевченко. «Ой три пути широких». «Проходят дни, проходят ночи». Размышления автора о быстротечности, мимолетности жизни человека на земле, о ее судьбе.

Силабо-тоническое стихосложение. Стихотворный размер. Стопы. Рифмы.

ПРЗМ № 3. Контрольный письменный сочинение «Гражданская позиция человека как одно из проявлений духовности».

ПЧ № 2. Т. Шевченко. «Кобзарь».

Иван Франко. Краткие сведения о писателе. Историческая поэма «Иван Вишенский». ТЛ: историческая поэма.

Иван Франко. «Иван Вишенский». Историческая правда и художественный вымысел: фигура украинского мыслителя XVII в. и художественный образ в произведении.

УРЗМ № 4. Дискуссия относительно поведения и выбора. Вышенского. Проблема морального выбора человека, его бегство от неприемлемого бытийного мира. КР № 3 (по разделу «Мир украинской поэзии»).

ЛРК № 1. Оксана Лятуринская. Поэзии.

Леся Украинка. Рассказ о жизни поэтессы, ее мужество и силу духа. Мощное лирическое начало, романтичность поэзии Леси Украинки «Вы счастливы, пречистые звезды».

Свободолюбие, оптимизм, мечта и действительность как ведущие мотивы поэзии Леси Украинки «Хотела бы я песней стать...»

Тема гармоничного единения человека с природой в стихотворении Леси Украинки «Давняя весна».

Леся Украинка. «Давняя сказка». Идея свободного творчества, вольнолюбства человека. Проблемы и мотивы поэмы: роль художника в обществе, служение музе и народу, суть человеческого счастья, благодарности.

Владимир Сосюра. Патриотические и интимные мотивы произведений поэта. Искренность его лирического самовыражения. Патриотический пафос стихотворения «Любите Украину!»

Образ Украины, идея неразрывного единства человека с родной землей, аллегоричность образов в стихотворении В. Сосюры «Сад». Поэзия «Васильки» - образец интимной лирики.

ВЧ № 3. Выразительное чтение стихотворений В. Сосюры.

Борис Олийнык. Народное признание современного украинского поэта. Вечная проблема жизненного выбора, стоической позиции («Выбор»).

Философия чина и мудрости в произведении Б. Олейника «Ринг».

Владимир Пидпалый. Искренность патриотических чувств лирического героя в стихотворении «Тихая элегия».

Оптимизм, уверенность в правильности выбранного пути в поэзии В. Пидпалого «Приглашение».

УРЗМ № 5. Дискуссия относительно современного и будущего родного языка и народа. КР № 4 (по разделу «Мир украинской поэзии»).

Иван Малкович. «Свечечка буквы й». Глубокие размышления современного поэта о том, каким должен быть человек, чтобы уберечь себя, своих близких, свой язык, душевное богатство от зла.

Иван Малкович. «С ангелом на плече», «Музыка, которая ушла». Оптимистический пафос стихов, вера в победу добра.

Иван Карпенко-Карый. Краткие сведения о жизни и творчестве выдающегося украинского драматурга XIX в., о «театр корифеев».

Трагикомедия И. Карпенко-Карого «Сто тысяч» - классический образец украинского «театра корифеев». ТЛ: драматическое произведение (углубленно), комедия, трагикомедия.

И. Карпенко-Карый. «Сто тысяч». Проблема бездуховности человека, ослепленного жаждой наживы.

I. Карпенко-Карый. «Сто тысяч». Проблема власти денег - сквозная и «вечная» в мировом искусстве. Средства сатирического изображения.

ПРЗМ №6. Сочинение-размышление над трагикомедией «Сто тысяч» И. Карпенко-Карого.

Михаил Коцюбинский. «Дорогой ценой» (сокращенно). Приключенческий, романтический сюжет повести. Вечный тип искателя правды. Протест Остапа и Соломии против крепостнической надругательства - протест против любого насилия над человеком.

М. Коцюбинский. «Дорогой ценой». Любовь Остапа и Соломии как центральный мотив в произведении. Его непобедимая сила, что движет поступками, поведением, выбором героев. Романтичность, мужественность и сила воли украинской женщины Саломеи.

УРЗМ №7. Характеристика образа Саломеи (по составленному плану): «Романтичность, мужественность и сила воли украинской женщины».

«Дорогой ценой» М. Коцюбинского - «жемчужина украинской беллетристики» (А. Иенсен).

ПЧ №3. Олесь Гончар. «Бригантина». КР № 5 (по разделам «Национальная драма», «С украинской прозы»).

Осип Назарук. События исторической эпохи XVI века. Сюжет произведения «Роксоляна» (сокращенно).

О. Назарук. События исторической эпохи XVI века. Сюжет произведения «Роксоляна»(сокращенно).

О. Назарук «Роксоляна». Проблема любви и служения народу в исторической повести.

Осип Назарук. «Роксолана». Независимый нрав, искренность в отношениях с людьми, природный ум и красота Роксоланы.

ПРЗМ № 6. Контрольный письменный сочинение «Что значит служить Богу и людям?».

Владимир Дрозд. «Ирий». Ироничная, аллегорически-причудливая проза современного прозаика. «Ирий» - причудливая повесть о неповторимом мире юности, о вечное и мимолетное в жизни человека.

В. Дрозд. «Ирий». Сюжет произведения, основная идея, мотивы.

Сочетание реального с воображаемым, стилистические приемы создания причудливого мира в повести в. Дрозда «Ирий».

В. Дрозд. «Белый конь Шептало». Проблема человека в обществе, ее обезличивание, свободы и неволи, личности и толпы, действительности и мечты.

В. Дрозд. «Белый конь Шептало». Аллегорический образ коня Шептала.

ПЧ № 4. Страницы истории в произведениях украинских прозаиков. Наталена Королева. «Легенды старокиевские». Цель: ознакомить учеников с жизненным и творческим путем Наталены Королевы, с ее «Легендами старокиевскими»; развивать аналитическое и ассоциативное мышление, коммуникативные способности; воспитывать желание «держать связь с прошлым».

Владимир Самойленко. «Патриоты». Коротко о художнике. Юмор и сатира поэта как толчок к размышлениям о настоящий патриотизм, честность, самоотверженность, порядочность и лицемерии человека. ТЛ: антитеза, ирония.

Средства создания юмора и сатиры В стихах В. Самойленко. ТЛ: юмор и сатира (углубленно).

КР № 6 по разделам «С украинской прозы» и «Украинский юмор и сатира». ВЧ № 4. Выразительное чтение юмористических произведений.

ЛРК №2. Евгений Дударь. Остроумные рассказы современного писателя-юмориста.

Повторение и обобщение изученного.

Повторение и обобщение изученного. Итоговый урок.