УРОК 53
Тема. ПЧ №3. Олесь Гончар. «Бригантина». КР № 5 (по разделам «Национальная драма», «С украинской прозы»).
Цель: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством А. Гончара; показать его мастерство в раскрытии характеров людей, необычности и своеобразия внутреннего мира ребенка; развивать образное и логическое мышление, умение высказать свое мнение; воспитывать любовь ко всему живому и полезного на земле, доброту, искренность, стремление быть авторитетом; проверить знания по разделам «Национальная драма», «С украинской прозы».
Оборудование: портрет А. Гончара; выставка его произведений.
Эпиграф:
Бабушка была неграмотной, но без нее, наверное, я не стал бы писателем. В ее ласковой, людинолюбній натуре, в ее образе как бы воплощалось для меня все лучшее, что есть у нашего народа: трудолюбие, честность, правдивость, безграничная доброта, одаренность.
О. Гончар
Ход урока
И. Выяснение эмоциональной готовности к уроку. Мотивация учебной
деятельности.
1. Технология «Светофор».
2. «Незаконченное предложение».
- От урока я ожидаю...
II. Сообщение темы и ожидаемых результатов урока.
1. Слово учителя.
(Учитель зачитывает эпиграф и рассказывает о писателе).
- Олесь Терентьевич Гончар родился 03.04.1918 г. в слободе Сухая Кобеляцкого района на Полтавщине. Воспитывала его бабушка, так как мама умерла, а отец женился во второй раз и забрал к себе сестру Олесю. В 1927 году Александр (так называли его все) пошел в сельскую школу. В голодные тридцатые бабушка его чуть опухшего выходила. В 1933 году 14-летний подросток устроился корреспондентом районной газеты, которая впоследствии направила его в харьковский техникум журналистики, а в 1938 году Гончар - уже студент Харьковского университета филологического факультета. Первокурсник пишет рассказ «Черешни цветут», которое печатают в журнале «Советская литература», а в 1941 году за рассказ «Орля» он получает свою первую премию.
Олесь Гончар прошел через всю войну. Демобилизовавшись, восстановился на четвертый курс литературного факультета Днепропетровского университета. В 1946 году журнал «Родина» напечатал первую книгу будущего романа Знаменосцы» - «Альпы».
В 1959-1971 гг. руководил Союзом писателей Украины. За роман «Человек и оружие» в 1960-м году был награжден Государственной премией имени Т. Шевченко.
Известный роман «Собор», который начал свою Голгофу еще в 1968 p., был запрещен, но заведующая одной из книжных магазинов за одолженные деньги выкупила все экземпляры произведения, поступившего в ее магазин, и с большим риском распространяла книгу среди настоящих патриотов.
После «Собора» еще были «Циклон» (1970), «Бригантина»(1973), «Берег любви» (1976) и др.
Когда в октябре 1991 г украинское студенчество голодало под Верховной Радой, в числе голодающих была внучка Гончара - Леся. Последние годы жизни Олесь Гончар прожил в независимой Украине. Умер 14.07.1995 г. Хоронил его весь Киев и вся Украина.
2. Работа над содержанием повести «Бригантина».
- С кем связаны все события повести «Бригантина»? (С Порфирием Кульбаков.)
- Какого возраста главный герой? (13 лет.)
Имя его матери и кем она работает? (Знатная гектарниця Оксана работает на научно-исследовательской станции в приднепровском селе Комиїианці, лелеет виноград на голых песках.)
- Какая проблема возникла у Оксаны? (Не может справиться с сыном. Все осложняется еще и тем, что у Порфирия нет отца - он «полусирота».)
- Что заставляет мать отдать своего сына в режимная школу для юных правонарушителей? (Непослушание, бродяжничество, хроническая недисциплинированность.)
3. Характеристика образа главного героя - Порфирия Кульбаки.
- Назовите антонімічні пары черт характера Кульбаки, подберите цитаты из текста.
(Доброта - жестокость;
честность - способность к надувательство;
откровенность - потаенность;
любовь - ненависть).
- Какие черты характера определяют духовную суть Порфирия?
(Справедливость, дружба, смелость, свободолюбие.)
- Зачитайте цитату, которая доказывает веру Марыси Павловны у сегодняшнего Седло.
(«Мерить человека не по ее падениях, а по ее высотах».)
- Верят и педагоги, и комишанці, и автор, что с комишанського зайдиголови получится настоящий человек? (Так. Каждый верит, что морально здоровое начало возьмет верх.)
- Чем больше всего дорожил Порфир Кульбака еще до прибытия в школу? (Волей. «Излишне обостренный инстинкт свободы».)
- Как понимал Порфир свободу? («Гуляй - сколько хочешь, иди куда вздумается...»; «все принадлежит тебе»; «существует для тебя, ты здесь полновластный хозяин».)
- Чего не понимал Кульбака? (Истинная свобода -- осознанная необходимость мышления и созидания, духовная раскрепощенность, высокое человеческое достоинство.)
- Какая причина толкнула Порфира на правонарушения? (Отсутствие отца, который бы был для него авторитетом во всем.)
- Через что мальчик остался без внимания матери?
(Чрезмерная сердобольность, растет без отца, большая загруженность на плантациях, - мало времени для воспитания, недостаток умения понять сыпа, проникнуться его интересами и чувствами.)
4. Работа в группах.
Ученики объединяются в группы и удерживают задание: выписать цитаты:
а) которые освещают проблему браконьерства (И группа);
б) которые раскрывают методы воспитания в спецшколе (II группа);
в) которые раскрывают образ Тритузного как «заядлого краеведа» (III группа).
5. Отчеты представителей групп.
III. Закрепление изученного.
1.«Лишнее слово».
Труд
Дед
Дядя Иван
Оксана
Анна Остаповна
Валерий Иванович
Марыся Павловна
Порфир Кульбака
Берестецкий
2. Заключительное слово учителя.
- На многих страницах повести А. Гончара труд предстает перед нами как мощное средство воспитания, духовного обогащения человека. И едва ли не самой большой ошибкой Оксаны было то, что она не приучила с ранних лет Порфирия к работе, выполнение домашних обязанностей, к тому трудового ритма, который является одним из важнейших факторов, формирующих характер сельского подростка. Через труд героя наиболее полно раскрываются черты его характера. Труд является одновременно и главным критерием при оценке духовности того или иного персонажа, его внутренней гармоничности.
IV. Контрольная работа по разделам «Национальная драма», «С украинской прозы».
V. Подведение итогов.
VI. Домашнее задание.
Дайте ответ на вопрос: «Что толкает подростков на правонарушения?» Свои размышления запишите в тетради.