УРОК 63
Тема. В. Дрозд. «Белый конь Шептало». Аллегорический образ коня Шептала.
Цель: помочь ученикам раскрыть аллегорический образ коня Шептала, мировоззренческую глубину произведения; развивать речь, мышление учащихся; совершенствовать умение анализировать художественное произведение; воспитывать стремление к «самобуття» личности.
Оборудование: портрет В. Дрозда, картина В. Черватюка «Первые лучи»; аудиозапись классической инструментальной музыки; запись на доске строф из стихотворения Марии Терезы; для каждого ученика - три разноцветные полоски бумаги; три ватмана, клей.
Эпиграф.
Жизнь коротковат для счастья, а слишком длинное для терпения.
Народная мудрость
Ход урока
И. Мотивация учебной деятельности. Актуализация опорных знаний.
1. Выяснение эмоциональной готовности учащихся к уроку («Светофор»).
2. Проверка домашнего задания.
3. Поэтическая страница. Под звуки классической инструментальной музыки учащиеся зачитывают строки стихотворения Марии Терезы.
Жизнь - это возможность, воспользуйся ею.
Жизнь - это красота, любуйся ею.
Жизнь - это мечта, осуществи ее.
Жизнь - это вызов, прими его.
Жизнь - это повинность твоя насущная, выполни ее.
Жизнь - король бедствия, поборы все.
Жизнь - это песня, доспівай ее до конца.
Жизнь - это борьба, стань борцом.
Жизнь - это бездна неведомого, ступи в нее не страшась.
Жизнь - это фортуна, ищи эту минуту.
Жизнь такое замечательное, не сгуби его.
II. Сообщение темы и ожидаемых результатов урока.
1. Слово учителя.
- Сегодня на уроке мы рассмотрим аллегорический образ коня Шептала, выясним, какой другой образ угадывается под образом главного героя рассказа.
Семантика человеческой индивидуальности конденсируется в словосочетании «белый конь». Наши предки верили в то, что колесницу Солнца возят белые лошади. При арконському храме пошановувалы белого коня, посвященного Световиду. Кельтскую богиню созидания Епону часто изображали верхом на белом коне. Итак, образ белого коня ассоциируется с благородством, вищістю, избранностью.
- Что же происходит с главным героем?
2. Работа в группах.
Учитель делит учащихся на группы, каждая из которых подбирает цитаты соответствии с поставленной перед ней задачи.
И группа.
Раскрыть «социализацию души» (оправдательные основания для любого состояния) главного героя рассказа «Белый конь Шептало».
- Внутренняя речь Шептала содержит положительную характеристику Степана | «Степанова благость, Степан никогда не убьет его, никогда не посылает на тяжелую работу, Степан терпит». |
- Размышления Шептала о Степане, которые являются носителями линии оправдание. | «Степан действительно бывает очень злой. Словно что-то находит на него, но с кем этого не случается, да еще при такой службе. Сколько нас на одни плечи...» |
- Слепая преданность тому, на чьей стороне сила. | «Белому коню бывало по-настоящему горько, когда его оскорбляли и били, но вскоре у Шептала просыпалась виновата доверчивость к обидчику». |
- Духовная деградация. | «Он не будет метаться Степану за те случайные удары, без этого нельзя, без этого никакого порядка не было бы среди лошадей». |
II группа. Раскрыть расхождение между высокой самооценкой человека, достойного уважения, и ее низкой социальной ролью. |
- Несуміжне противопоставление. | «Они, люди, знают: на Шептала можно положиться. Такой покорный и трудолюбивый, только вожжей торкнись, уже слышит, уже понимает, подгонять не приходится». |
- Негативный опыт существования в социуме вызывает духовное опустошение, несостоятельность, травмованисть волевой сферы. | «Степан оглядывается и, будто впервые заметив Шепталову произвол, яростно мигает из-под рыжих бровей:- «Ах ты, ленивое зелье!» «Рабочая скотина, которую свободно запрягать, погонять, хлестать кнутом каждом Степану». |
- Разделяем те взгляды, которые диктует наша «роль». | «В течение всей жизни в конюшне обманывал себя: он давно не был белым конем». |
- Приспособление к тому, что есть. | «Пусть завтра в привод отправит ли до города, а потом они с конюхом поладят. Недаром же белым лошадям дан разум». |
III группа. Раскрыть социальное положение через «кнут», «Степанову руку». |
- Идея наказания за непослушание. | «Свистел кнут, и разражался бранью Степанов голос»: «Кнут острый, как коса, - с цепкой белой сыромятной, он (конь) бежит по стерне, а плеть жалит, жалит». |
- Манипулирования человеком, его волей. | «Шепталові подумалось, что весь сегодняшний вечер - и когда бежал, вырвавшись из мальчиковых рук, и когда вигулювався среди высоких трав и в реке - он чувствовал властную Степанову руку». |
- Инстинкт зависимости от власть имущих. | «Так застоялий жеребец соревнуется с ветром в прудкім бега по кругу, напялив длинные вожжи, один конец которых держат сильные руки». |
- Вторжение в мир чувств и ощущений человека предопределяет нереальности ее общественного поведения. | «Он только притворялся покорным и рвал оглобли из последних сил». |
| | | |
3. Отчеты представителей групп.
4. Слово учителя.
- Потребность отдельного существа нивелируется, коллективное желание не равна сумме индивидуальных стремлений: «Уже много лет, как его отняты от матери, никто не спрашивал Шептала, хочет он пить или нет, а только открывали изгородь, хльоскали кнутом и гнали узкими переулками, где от густой пыли было так же тесно и задушно, как и от потных, горячих лошадиных боков».
Таким образом, можно утверждать, что В. Дрозд подчеркивает уничтожения человеческого, принесенного культурой, в ходе коллективного сосуществования.
5. Анализ эпиграфа.
6. Работа с картиной В. Черватюка «Первые лучи».
- Рассмотрите и опишите картину.
- К какому эпизоду из рассказа В. Дрозда она может служить иллюстрацией?
- Почему полотно такое название?
7. Проблемный вопрос.
- Согласны ли вы с мнением В. Дрозда: «Под влиянием социума исчезает «самобуття» личности, что, собственно, и составляет ее элитарность, потому что XX в. не знает другой элиты, кроме людей, которые в неблагоприятных социальных обстоятельствах остались собой».
III. Закрепление изученного.
1. Технология «Ковер идей».
Каждый ученик получает три полоски разных цветов, на которых будет записывать мысли:
«красный» - никогда не буду;
«зеленый» - всегда буду;
«желтый» - вагатимусь.
Во время работы учитель акцентирует внимание на эпиграфе, словах Марии Терезы.
2. Презентация созданных «ковров».
IV. Подведение итогов.
V. Домашнее задание.
Прочитайте «Легенды старокиевские» Наталены Королевы: «Миша», «Шинкарівна», «Перунове проклятие», «На Ярославовом дворе»; подготовьте сообщение о цикл «Легенды старокиевские».