Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Уроки по украинской литературе 8 класс

УРОК 63

 

Тема. В. Дрозд. «Белый конь Шептало». Аллегорический образ коня Шептала.

Цель: помочь ученикам раскрыть аллегорический образ коня Шептала, мировоззренческую глубину произведения; развивать речь, мышление учащихся; совершенствовать умение анализировать художественное произведение; воспитывать стремление к «самобуття» личности.

Оборудование: портрет В. Дрозда, картина В. Черватюка «Первые лучи»; аудиозапись классической инструментальной музыки; запись на доске строф из стихотворения Марии Терезы; для каждого ученика - три разноцветные полоски бумаги; три ватмана, клей.

Эпиграф.

Жизнь коротковат для счастья, а слишком длинное для терпения.

Народная мудрость

Ход урока

И. Мотивация учебной деятельности. Актуализация опорных знаний.

1. Выяснение эмоциональной готовности учащихся к уроку («Светофор»).

2. Проверка домашнего задания.

3. Поэтическая страница. Под звуки классической инструментальной музыки учащиеся зачитывают строки стихотворения Марии Терезы.

Жизнь - это возможность, воспользуйся ею.

Жизнь - это красота, любуйся ею.

Жизнь - это мечта, осуществи ее.

Жизнь - это вызов, прими его.

Жизнь - это повинность твоя насущная, выполни ее.

Жизнь - король бедствия, поборы все.

Жизнь - это песня, доспівай ее до конца.

Жизнь - это борьба, стань борцом.

Жизнь - это бездна неведомого, ступи в нее не страшась.

Жизнь - это фортуна, ищи эту минуту.

Жизнь такое замечательное, не сгуби его.

II. Сообщение темы и ожидаемых результатов урока.

1. Слово учителя.

- Сегодня на уроке мы рассмотрим аллегорический образ коня Шептала, выясним, какой другой образ угадывается под образом главного героя рассказа.

Семантика человеческой индивидуальности конденсируется в словосочетании «белый конь». Наши предки верили в то, что колесницу Солнца возят белые лошади. При арконському храме пошановувалы белого коня, посвященного Световиду. Кельтскую богиню созидания Епону часто изображали верхом на белом коне. Итак, образ белого коня ассоциируется с благородством, вищістю, избранностью.

- Что же происходит с главным героем?

2. Работа в группах.

Учитель делит учащихся на группы, каждая из которых подбирает цитаты соответствии с поставленной перед ней задачи.

И группа.

Раскрыть «социализацию души» (оправдательные основания для любого состояния) главного героя рассказа «Белый конь Шептало».

- Внутренняя речь Шептала содержит положительную характеристику Степана

«Степанова благость, Степан никогда не убьет его, никогда не посылает на тяжелую работу, Степан терпит».

- Размышления Шептала о Степане, которые являются носителями линии оправдание.

«Степан действительно бывает очень злой. Словно что-то находит на него, но с кем этого не случается, да еще при такой службе. Сколько нас на одни плечи...»

- Слепая преданность тому, на чьей стороне сила.

«Белому коню бывало по-настоящему горько, когда его оскорбляли и били, но вскоре у Шептала просыпалась виновата доверчивость к обидчику».

- Духовная деградация.

«Он не будет метаться Степану за те случайные удары, без этого нельзя, без этого никакого порядка не было бы среди лошадей».

II группа.

Раскрыть расхождение между высокой самооценкой человека, достойного уважения, и ее низкой социальной ролью.

- Несуміжне противопоставление.

«Они, люди, знают: на Шептала можно положиться. Такой покорный и трудолюбивый, только вожжей торкнись, уже слышит, уже понимает, подгонять не приходится».

- Негативный опыт существования в социуме вызывает духовное опустошение, несостоятельность, травмованисть волевой сферы.

«Степан оглядывается и, будто впервые заметив Шепталову произвол, яростно мигает из-под рыжих бровей:- «Ах ты, ленивое зелье!»

«Рабочая скотина, которую свободно запрягать, погонять, хлестать кнутом каждом Степану».

- Разделяем те взгляды, которые диктует наша «роль».

«В течение всей жизни в конюшне обманывал себя: он давно не был белым конем».

- Приспособление к тому, что есть.

«Пусть завтра в привод отправит ли до города, а потом они с конюхом поладят. Недаром же белым лошадям дан разум».

III группа.

Раскрыть социальное положение через «кнут», «Степанову руку».

- Идея наказания за непослушание.

«Свистел кнут, и разражался бранью Степанов голос»: «Кнут острый, как коса, - с цепкой белой сыромятной, он (конь) бежит по стерне, а плеть жалит, жалит».

- Манипулирования человеком, его волей.

«Шепталові подумалось, что весь сегодняшний вечер - и когда бежал, вырвавшись из мальчиковых рук, и когда вигулювався среди высоких трав и в реке - он чувствовал властную Степанову руку».

- Инстинкт зависимости от власть имущих.

«Так застоялий жеребец соревнуется с ветром в прудкім бега по кругу, напялив длинные вожжи, один конец которых держат сильные руки».

- Вторжение в мир чувств и ощущений человека предопределяет нереальности ее общественного поведения.

«Он только притворялся покорным и рвал оглобли из последних сил».

3. Отчеты представителей групп.

4. Слово учителя.

- Потребность отдельного существа нивелируется, коллективное желание не равна сумме индивидуальных стремлений: «Уже много лет, как его отняты от матери, никто не спрашивал Шептала, хочет он пить или нет, а только открывали изгородь, хльоскали кнутом и гнали узкими переулками, где от густой пыли было так же тесно и задушно, как и от потных, горячих лошадиных боков».

Таким образом, можно утверждать, что В. Дрозд подчеркивает уничтожения человеческого, принесенного культурой, в ходе коллективного сосуществования.

5. Анализ эпиграфа.

6. Работа с картиной В. Черватюка «Первые лучи».

- Рассмотрите и опишите картину.

- К какому эпизоду из рассказа В. Дрозда она может служить иллюстрацией?

- Почему полотно такое название?

7. Проблемный вопрос.

- Согласны ли вы с мнением В. Дрозда: «Под влиянием социума исчезает «самобуття» личности, что, собственно, и составляет ее элитарность, потому что XX в. не знает другой элиты, кроме людей, которые в неблагоприятных социальных обстоятельствах остались собой».

III. Закрепление изученного.

1. Технология «Ковер идей».

Каждый ученик получает три полоски разных цветов, на которых будет записывать мысли:

«красный» - никогда не буду;

«зеленый» - всегда буду;

«желтый» - вагатимусь.

Во время работы учитель акцентирует внимание на эпиграфе, словах Марии Терезы.

2. Презентация созданных «ковров».

IV. Подведение итогов.

V. Домашнее задание.

Прочитайте «Легенды старокиевские» Наталены Королевы: «Миша», «Шинкарівна», «Перунове проклятие», «На Ярославовом дворе»; подготовьте сообщение о цикл «Легенды старокиевские».