Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Уроки по украинской литературе 8 класс

УРОК 27

 

Тема. Иван Франко. «Иван Вишенский». Историческая правда и художественный вымысел: фигура украинского мыслителя XVII в. и художественный образ в произведении.

Цель: формировать самостоятельное, творческое, критическое мышление учащихся на основе усвоения ими знаний в процессе анализа художественного произведения через его самостоятельную оценку; развивать общекультурный уровень учащихся через ознакомление с высокими моральными ценностями человека; воспитывать чувство национального сознания.

Оборудование: иллюстрации В. Зельдеса «Крест - одна моя надежда ...», П. Слякоти «Весна в Крыму» и С. Караффа-Корбут «... С Афонской залива отряды барка следует», «Литературоведческий словарь».

Эпиграф.

... Дай мне братьев любить и для них жизнь отдать ...

Из поэмы «И. Вышенский»

Ход урока

I. Сообщение темы и ожидаемых результатов урока.

Дома вы дочитали поэму «Иван Вышенский», автором которой является И. Франко, и подготовили сообщения о украинского мыслителя XVII в. - Ивана Вышенского. В течение урока мы должны выяснить историческую правду и художественный вымысел в произведении, определить, с какой целью именно в такой способ раскрывает Иван Франко образ Ивана Вышенского.

II. Актуализация опорных знаний учащихся.

1. Проверка усвоения учащимися содержания поэмы « Иван Вишенский». (Ее можно провести в виде тестов.)

1. Чем открывается поэма «Иван Вышенский»:

а) пейзажем роскошной растительности;

б) пейзажем бушующего синего моря;

в) рассказом про Ивана Вишенского.

2. Назовите гору, о которой говорится в поэме:

а) Афонская гора;

б) Иерусалимская гора;

в) Константинопольская гора.

3. Что нарушает трижды на день грустное молчание:

а) пение монахов;

б) брызги волн;

в) голос колоколов.

4. В каком описании есть такие слова: «худые, понурые лица, без сознания, сонный вид, медленный ход, тишина:

а) монастыря;

б) «гнезда аскетов»;

в) похорон.

5. Где располагались пещеры для аскетов:

а) были высечены в неприступной скалы;

б) в висіченій скалы вблизи монастыря;

в) были высечены в скале вблизи моря.

6. Чего должен был отречься от аскет:

а) материальных благ;

б) мира;

в) жизненных идеалов и мира.

7. Что помогло И. Вишенском осознать необходимость борьбы против иезуитов и польской шляхты:

а) уединение;

б) вишневый цвет;

в) воспоминания о матери.

8. Чей, по мнению аскета, образ «ясный, тихий и заманчивый, когда смотрит издалека, а горький, страшный вблизу»:

а) образ Украины;

б) образ земной жизни;

в) образ греха.

9. Что привиделось монаху:

а) барка с казаками;

б) казацкие копья;

в) украинские гетманы.

10. Как ответил Вышенский на просьбу посланцев вернуться на Украину:

а) дал положительный ответ;

б) не ответил;

в) отказал посланцам.

11. Что побеждает в произведении - аскетизм или чувство долга:

а) попытки отречься от мира;

б) собственное спасение души;

в) патриотизм, чувство долга.

12. К чему стремится герой поэмы:

а) быть с народом;

б) бороться за освобождение родины;

в) отречься от всего.

Ключи: 1 - б, 2 - а, 3 - в, 4 - б, 5-а, 6 - в, 7 - б, 8 - б, 9 - а, 10 - б, 11-в, 12 - б. 2. Историческая справка.

(Сообщения учащихся о роли И. Вишенского в жизни украинского народа (см. приложение к уроку 27).

III. Восприятие и усвоение учащимися новых знаний.

1. Слово учителя.

- В 1990 году И. Франко создает одну из лучших своих поэм - «Иван Вышенский», которая вошла в сборник «Из дней печали», и посвящает ее Агатангелу Крымскому.

Про сюжетную канву произведения автор писал в предисловии к отдельному изданию 1911 г.: «Основа поэмы - пещерный жизнь и смерть Вышенского - только в одной частые моя поэтическая функция, ибо о своем пещерный жизни вспоминает Вышенский сам в заголовке своего последнего писания».

И. Франко много лет изучал деятельность украинского полемиста, его политические взгляды и моральные принципы. В поэме он изобразил последний период жизни Вышенского - время, когда тот удалился от мирской суеты и стал монахом-печерником на горе Афон, тогдашнем центре православия, где вскоре умер.

Автор с большим художественным мастерством передает драматическую и по сути, и по форме сцену-диалог-прощание игумена-старца с миром:

Ветер буйно дул от моря,

борода его и волосы

развевал, и он, прижав

крест к себе, быстро исчез.

Целую ночь ветер скулил в скалах и занес в пещеру снежно-белые лепестки вишневого цвета. А вечером посланцы с Украины просят святого старца вернуться и принять участие в борьбе с врагами Отечества, поддержать народ хотя бы своим именем. И Вышенский ответа не дает, и посланцы возвращаются в Украину.

Зовет их старец «завернутись», он «по-старому еще любит Украину», «остальное ей жизнь отдаст ...» Но уже поздно. Когда солнце протягивает от пещеры к морю свои лучи, старец Иван становится на эту золотую дорогу.

Несмотря на всю художественную символическую условность изображаемого в поэме описано реальное, конкретно-историческое содержание этих событий. Описывая в 10-ом разделе посланцев к Вышенского с Украины, И. Франко использует действительный исторический факт, когда в 1621 г. представители православной общины, собравшись в городе Луцке, постановили послать к Константинопольскому патриарху прошение, чтобы вернуть с Афона домой «преподобных мужей россов», а между ними Ивана Вышенского.

Образы из произведения Вышенского «Послание к епископам» и др. И. Франко вкраплює в лист, который привезли аскету земляки с Украины. После принятого решения «просветление поступило» и на И. Вышенского:

То, чего он ждал так долго,

Обдало его, словно ветерок,

Языков гармония безгранична,

Райские благовония празднике.

Патриотизм, общественные идеалы сильнее от попыток отречься от мира. Побеждает жизнь.

2. Работа с иллюстрациями.

Эпизод поэмы И. Франко воспроизвел В. Зельдес на иллюстрации «Крест - одна моя надежда ...»

- Можно ли считать его решающим в судьбе главного героя? Почему?

- О чем умоляет монах Христа?

- Рассмотрите фрагмент картины П. Слезы «Весна в Крыму». Или иллюстрирует поэму И. Франко расцвела вишневая ветка во всей полноте цветов? Вмотивуйте свое утверждение.

- Почему на картине Софии Караффа-Корбут «...С Афонской залива отряды барка следует» лодка не погружается в морские волны, а будто летит поверх них? Кто управляет баркой?

- Что вы видите на переднем плане картины?

3. Работа в группах.

Учитель делит учеников на три группы, каждая из которых готовит ответ на вопрос.

I группа: «С какой целью " 1. Франко создал реалистический образ Ивана Вышенского?»

(Поэт хотел показать его как верного сына многострадального украинского народа, страстного борца и пламенного патриота.)

II группа: «рифмуются строки в поэме «Иван Вышенский»? Сохраняется количество ударных и безударных слогов в строках? Как называется такой стих?» (Белый.)

III группа: «Почему, на ваш взгляд, И. Франко представляет в этом произведении счастливую, хоть и фантастическую, развязку?» (Чтобы дать советы украинскому народу, научить, как правильно жить ...)

IV. Закрепление изученного материала.

1. «Мозаика».

(На доске выписаны слова, учащиеся должны составить из них:

а) психологический портрет 1. Вышенского (духовный аскетизм, самоограничение, жертвенность, любовь к людям, земле, Родине);

б) напівреалістичні видения (лепестки вишневого цвета, появление на море лодки, письмо от братчиков о возвращении на Украину,золотистая дорожка от пещеры до лодки).

2. Аргументация эпиграфа.

3. «Незаконченное предложение».

- Продолжите предложение: «Я убедился в том, что ...»

V. Подведение итогов.

VI. Домашнее задание.

Подготовьтесь к дискуссии относительно поведения и выбора. Вышенского; определите собственную позицию; подберите соответствующую литературу; составьте таблицу: « Историческая правда и художественный вымысел в поэме «Иван Вишенский». Повторите изученное по разделу «Мир украинской поэзии».

 

Приложение к уроку 27

Иван Вишенский - выдающийся полемист-сатирик

Среди писателей древней украинской литературы выдающимся полемистом конца XVI - начала XVII века был Иван Вышенский. К сожалению, биографических сведений о этого писателя-полемиста очень мало. Родился около 1550 г. в городке Судовая Вишня на Львовщине, поэтому в зрелые годы взял себе псевдоним по месту рождения. В юные годы И. Вышинский получил надлежащее образование, жил в Луцке и Остроге, где в то время были прекрасные образовательные учреждения. Князь Василий Острожский всячески поддерживал Вышенского как способного и умного человека.

И. Вышенский был человеком образованным, а в 30-35 лет постригся в монахи, стал монахом-аскетом, переселился в Грецию на Святую гору, на Афон.

На Афоне И. Вышинский начал свою литературную деятельность как писатель-полемист, произведения которого пробуждали в народе антикатолические и антифеодальні настроения., Умер в 20-х годах XVII века.

Наследие Г. Вишенского - это шестнадцать известных современном літературознавству произведений, которые по жизни полемиста распространялись в рукописных списках. Самые известные произведения И. Вишенского - это «Послание к епископам», «Послание ко всем, в Лядской земли живущих», «Послание к князю Острожскому», «Разоблачение дьявола-світодержця» и другие.

С первых своих литературных выступлений И. Вышенский критиковал общественный строй Речи Посполитой, привычки и быт епископов и магнатов - а это уже критика феодализма в целом. Обличая современное ему общественное зло, он выступал против гнета и церковного, и социального, и национального.