УРОК 27
Тема. Иван Франко. «Иван Вишенский». Историческая правда и художественный вымысел: фигура украинского мыслителя XVII в. и художественный образ в произведении.
Цель: формировать самостоятельное, творческое, критическое мышление учащихся на основе усвоения ими знаний в процессе анализа художественного произведения через его самостоятельную оценку; развивать общекультурный уровень учащихся через ознакомление с высокими моральными ценностями человека; воспитывать чувство национального сознания.
Оборудование: иллюстрации В. Зельдеса «Крест - одна моя надежда ...», П. Слякоти «Весна в Крыму» и С. Караффа-Корбут «... С Афонской залива отряды барка следует», «Литературоведческий словарь».
Эпиграф.
... Дай мне братьев любить и для них жизнь отдать ...
Из поэмы «И. Вышенский»
Ход урока
I. Сообщение темы и ожидаемых результатов урока.
Дома вы дочитали поэму «Иван Вышенский», автором которой является И. Франко, и подготовили сообщения о украинского мыслителя XVII в. - Ивана Вышенского. В течение урока мы должны выяснить историческую правду и художественный вымысел в произведении, определить, с какой целью именно в такой способ раскрывает Иван Франко образ Ивана Вышенского.
II. Актуализация опорных знаний учащихся.
1. Проверка усвоения учащимися содержания поэмы « Иван Вишенский». (Ее можно провести в виде тестов.)
1. Чем открывается поэма «Иван Вышенский»:
а) пейзажем роскошной растительности;
б) пейзажем бушующего синего моря;
в) рассказом про Ивана Вишенского.
2. Назовите гору, о которой говорится в поэме:
а) Афонская гора;
б) Иерусалимская гора;
в) Константинопольская гора.
3. Что нарушает трижды на день грустное молчание:
а) пение монахов;
б) брызги волн;
в) голос колоколов.
4. В каком описании есть такие слова: «худые, понурые лица, без сознания, сонный вид, медленный ход, тишина:
а) монастыря;
б) «гнезда аскетов»;
в) похорон.
5. Где располагались пещеры для аскетов:
а) были высечены в неприступной скалы;
б) в висіченій скалы вблизи монастыря;
в) были высечены в скале вблизи моря.
6. Чего должен был отречься от аскет:
а) материальных благ;
б) мира;
в) жизненных идеалов и мира.
7. Что помогло И. Вишенском осознать необходимость борьбы против иезуитов и польской шляхты:
а) уединение;
б) вишневый цвет;
в) воспоминания о матери.
8. Чей, по мнению аскета, образ «ясный, тихий и заманчивый, когда смотрит издалека, а горький, страшный вблизу»:
а) образ Украины;
б) образ земной жизни;
в) образ греха.
9. Что привиделось монаху:
а) барка с казаками;
б) казацкие копья;
в) украинские гетманы.
10. Как ответил Вышенский на просьбу посланцев вернуться на Украину:
а) дал положительный ответ;
б) не ответил;
в) отказал посланцам.
11. Что побеждает в произведении - аскетизм или чувство долга:
а) попытки отречься от мира;
б) собственное спасение души;
в) патриотизм, чувство долга.
12. К чему стремится герой поэмы:
а) быть с народом;
б) бороться за освобождение родины;
в) отречься от всего.
Ключи: 1 - б, 2 - а, 3 - в, 4 - б, 5-а, 6 - в, 7 - б, 8 - б, 9 - а, 10 - б, 11-в, 12 - б. 2. Историческая справка.
(Сообщения учащихся о роли И. Вишенского в жизни украинского народа (см. приложение к уроку 27).
III. Восприятие и усвоение учащимися новых знаний.
1. Слово учителя.
- В 1990 году И. Франко создает одну из лучших своих поэм - «Иван Вышенский», которая вошла в сборник «Из дней печали», и посвящает ее Агатангелу Крымскому.
Про сюжетную канву произведения автор писал в предисловии к отдельному изданию 1911 г.: «Основа поэмы - пещерный жизнь и смерть Вышенского - только в одной частые моя поэтическая функция, ибо о своем пещерный жизни вспоминает Вышенский сам в заголовке своего последнего писания».
И. Франко много лет изучал деятельность украинского полемиста, его политические взгляды и моральные принципы. В поэме он изобразил последний период жизни Вышенского - время, когда тот удалился от мирской суеты и стал монахом-печерником на горе Афон, тогдашнем центре православия, где вскоре умер.
Автор с большим художественным мастерством передает драматическую и по сути, и по форме сцену-диалог-прощание игумена-старца с миром:
Ветер буйно дул от моря,
борода его и волосы
развевал, и он, прижав
крест к себе, быстро исчез.
Целую ночь ветер скулил в скалах и занес в пещеру снежно-белые лепестки вишневого цвета. А вечером посланцы с Украины просят святого старца вернуться и принять участие в борьбе с врагами Отечества, поддержать народ хотя бы своим именем. И Вышенский ответа не дает, и посланцы возвращаются в Украину.
Зовет их старец «завернутись», он «по-старому еще любит Украину», «остальное ей жизнь отдаст ...» Но уже поздно. Когда солнце протягивает от пещеры к морю свои лучи, старец Иван становится на эту золотую дорогу.
Несмотря на всю художественную символическую условность изображаемого в поэме описано реальное, конкретно-историческое содержание этих событий. Описывая в 10-ом разделе посланцев к Вышенского с Украины, И. Франко использует действительный исторический факт, когда в 1621 г. представители православной общины, собравшись в городе Луцке, постановили послать к Константинопольскому патриарху прошение, чтобы вернуть с Афона домой «преподобных мужей россов», а между ними Ивана Вышенского.
Образы из произведения Вышенского «Послание к епископам» и др. И. Франко вкраплює в лист, который привезли аскету земляки с Украины. После принятого решения «просветление поступило» и на И. Вышенского:
То, чего он ждал так долго,
Обдало его, словно ветерок,
Языков гармония безгранична,
Райские благовония празднике.
Патриотизм, общественные идеалы сильнее от попыток отречься от мира. Побеждает жизнь.
2. Работа с иллюстрациями.
Эпизод поэмы И. Франко воспроизвел В. Зельдес на иллюстрации «Крест - одна моя надежда ...»
- Можно ли считать его решающим в судьбе главного героя? Почему?
- О чем умоляет монах Христа?
- Рассмотрите фрагмент картины П. Слезы «Весна в Крыму». Или иллюстрирует поэму И. Франко расцвела вишневая ветка во всей полноте цветов? Вмотивуйте свое утверждение.
- Почему на картине Софии Караффа-Корбут «...С Афонской залива отряды барка следует» лодка не погружается в морские волны, а будто летит поверх них? Кто управляет баркой?
- Что вы видите на переднем плане картины?
3. Работа в группах.
Учитель делит учеников на три группы, каждая из которых готовит ответ на вопрос.
I группа: «С какой целью " 1. Франко создал реалистический образ Ивана Вышенского?»
(Поэт хотел показать его как верного сына многострадального украинского народа, страстного борца и пламенного патриота.)
II группа: «рифмуются строки в поэме «Иван Вышенский»? Сохраняется количество ударных и безударных слогов в строках? Как называется такой стих?» (Белый.)
III группа: «Почему, на ваш взгляд, И. Франко представляет в этом произведении счастливую, хоть и фантастическую, развязку?» (Чтобы дать советы украинскому народу, научить, как правильно жить ...)
IV. Закрепление изученного материала.
1. «Мозаика».
(На доске выписаны слова, учащиеся должны составить из них:
а) психологический портрет 1. Вышенского (духовный аскетизм, самоограничение, жертвенность, любовь к людям, земле, Родине);
б) напівреалістичні видения (лепестки вишневого цвета, появление на море лодки, письмо от братчиков о возвращении на Украину,золотистая дорожка от пещеры до лодки).
2. Аргументация эпиграфа.
3. «Незаконченное предложение».
- Продолжите предложение: «Я убедился в том, что ...»
V. Подведение итогов.
VI. Домашнее задание.
Подготовьтесь к дискуссии относительно поведения и выбора. Вышенского; определите собственную позицию; подберите соответствующую литературу; составьте таблицу: « Историческая правда и художественный вымысел в поэме «Иван Вишенский». Повторите изученное по разделу «Мир украинской поэзии».
Приложение к уроку 27
Иван Вишенский - выдающийся полемист-сатирик
Среди писателей древней украинской литературы выдающимся полемистом конца XVI - начала XVII века был Иван Вышенский. К сожалению, биографических сведений о этого писателя-полемиста очень мало. Родился около 1550 г. в городке Судовая Вишня на Львовщине, поэтому в зрелые годы взял себе псевдоним по месту рождения. В юные годы И. Вышинский получил надлежащее образование, жил в Луцке и Остроге, где в то время были прекрасные образовательные учреждения. Князь Василий Острожский всячески поддерживал Вышенского как способного и умного человека.
И. Вышенский был человеком образованным, а в 30-35 лет постригся в монахи, стал монахом-аскетом, переселился в Грецию на Святую гору, на Афон.
На Афоне И. Вышинский начал свою литературную деятельность как писатель-полемист, произведения которого пробуждали в народе антикатолические и антифеодальні настроения., Умер в 20-х годах XVII века.
Наследие Г. Вишенского - это шестнадцать известных современном літературознавству произведений, которые по жизни полемиста распространялись в рукописных списках. Самые известные произведения И. Вишенского - это «Послание к епископам», «Послание ко всем, в Лядской земли живущих», «Послание к князю Острожскому», «Разоблачение дьявола-світодержця» и другие.
С первых своих литературных выступлений И. Вышенский критиковал общественный строй Речи Посполитой, привычки и быт епископов и магнатов - а это уже критика феодализма в целом. Обличая современное ему общественное зло, он выступал против гнета и церковного, и социального, и национального.