Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Уроки по украинской литературе 8 класс

УРОК 30

 

Тема. Леся Украинка. Рассказ о жизни поэтессы, ее мужество и силу духа. Мощное лирическое начало, романтичность поэзии Леси Украинки «Вы счастливы, пречистые звезды».

Цель: ознакомить учеников с жизненным и творческим путем Леси Украинки; пробудить в них необходимость задуматься над мужеством и силой духа, требованиями к себе и окружающим; развивать навыки восприятия и усвоения знаний на слух, умение отыскать необходимый материал, высказываться; воспитывать чувство достоинства, стойкости, мужества.

Оборудование: картина В. Касияна «Леся Украинка и Иван Франко», выставка книг поэтессы, видеоматериал о музей-усадьбу в с. Колодяжном Волынской области.

Ход урока

И. Сообщение темы и ожидаемых результатов урока.

I. Слово учителя.

- «Со времени Шевченковского «Поховайте та вставайте, цепи разорвите» Украина не слышала такого сильного, горячего и поэтического слова, как из уст этой слабосильної, больной девушки ...

Читая мягкие и рознервовані или холодно резонерские писания современных молодых украинцев-мужчин и сравнивая их с этими бодрыми, сильными и смілими, а притом такими простыми, такими искренними словами Леси Украинки, невольно думаешь, что эта больная, слабосильна девушка - чуть ли не единственный мужчина на всю новое соборную Украину»,- именно так приветствовал как учитель и критик. Франко молодую поэтессу Лесю Украинку, творческий и жизненный путь которого мы рассмотрим сегодня на уроке.

II. Актуализация опорных знаний учащихся.

1. Проверка домашнего задания.

(Учащиеся должны были подготовить вопросы к статье в учебнике о творческий и жизненный путь Леси Украинки (см. приложение №1 к уроку 30).

2. Антонімічна минутка.

Объясните значение антонимов в жизни Леси Украинки:

сильная - слабая (дух - физическое состояние);

женщина - мужчина (пол - голос поэзии).

III. Восприятия и усвоения учащимися нового материала.

1. Просмотр видеофильма о музей-усадьбу Леси Украинки в с. Колодяжное.

(Ученика пересматривают, а учитель комментирует (см. приложение №2 к уроку 30).

2. Выразительное чтение поэзии «Вы счастливы, пречистые зари...»

3. Обмен мнениями в группах по прочитанной поэзии.

Каждая группа высказывает лучшую, на ее взгляд, мысль, продолжая предложение: «Леся Украинка считает, что ...»

4. Эвристическая беседа:

- К кому обращается лирическая героиня? О чем мечтает?

- Любите ли вы любоваться звездным небом? Почему?

- Какие созвездия можете на нем распознать?

- Какие преимущества, по мнению лирической героини, имеют звезды над людьми?

5. Определение художественных средств поэзии «Вы счастливы, пречистые зари...»

 

 

6. Творческое задание.

Нарисуйте словесную иллюстрацию к стихотворению Леси Украинки «Вы счастливы, пречистые звезды».

IV. Подведение итогов.

V. Домашнее задание.

Определите основную мысль стихотворения; научитесь выразительно читать поэзию.

 

Приложение №1 к уроку 30

 

Леся Украинка (1871-1913)

Вы уже знаете, что настоящая фамилия Леси Украинки - Лариса Петровна Косач, что это очень обязывающий псевдоним своей талантливой дочке дала известная украинская писательница Олена Пчилка. Лариса была вторым ребенком в семье Петра и Ольги Косачей и родилась 25 февраля 1871 года в Новограде-Волынском. Первенец Михаил, не намного старше Ларисы, в зрелые годы успел мощно заявить о себе как талантливый переводчик, но, к сожалению, из-за внезапной болезни безвременно ушел из жизни.

Леся воспитывалась в интеллигентной состоятельной семье, где в почете были и искусство, и литература, и наука. Косачи дружили со многими известными в Украине людьми: Николаем Лысенко, Иваном Франко, Михаилом Старицким. Читать Леся научилась в четыре года, играть на фортепиано - пятилетней. Поскольку Елена Пчилка собирала устное народное творчество, в частности песни, а также коллекционировала вышивки, дочь с ранних лет знала много старинных народных песен, в восемь лет сама вимережила отцу рубашку. Также Елена Пчилка уделяла много внимания изучению ее детьми иностранных языков, требовала от них хороших знаний по античной литературы, мировой и украинской истории. Все это успешно формировало эстетические вкусы и мировоззрение юных личностей. Лесю особенно увлекали исторические поэмы Древней Греции и Рима. Она даже детские игры придумывала на основе античных сюжетов.

Когда отца перевели на работу в Луцк, семья поселилась поблизости - в селе Колодяжном. Как-то на Крещение Леся вместе с другими детьми пошла на реку Стырь посмотреть, как священник святит воду, промочила ноги и заболела туберкулезом костей. Началась затяжная многолетняя борьба с неизлечимой болезнью. Родители спасали дочь всеми способами: возили оперировать в Германии, лечили на лучших курортах мира, но здоровье улучшалось ненадолго.

Первым художественным Лесиним произведением считается поэзия «Надежда», посвященная родной тете Елене, которую арестовали за протиімперську деятельность. В 1884 году львовский журнал «Звезда» напечатал стихотворение юной поэтессы «Ландыш». Елена Пчилка еще с юных лет привлекала Михаила и Лесю к переводческого дела. Вдвоем они довольно ловко перевели на украинский язык произведения Николая Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Пропала грамота» и «Заколдованное место». Книга, в которую вошли эти переводы, увидела свет во Львове в 1885 году. Переводчики подписались оригинальными псевдонимами: Михаил Осмотрителен и Леся Украинка.

В марте 1893 года во Львове при содействии Ивана Франко вышла первая Лесина книга стихов «На крыльях песен». Критика одобрительно отозвалась на приход в литературу талантливого автора. За мужество и несокрушимость духа Иван Франко назвал Лесю ли не «единственным мужчиной на всю соборную Украину», а писатель Осип Маковей так определил ведущие мотивы ее первого сборника: «Первый - то унылый взгляд автора на свою жизнь и судьбу; второй - то культ природы; а третий - то культ Украины и мировое горе». В 1899 году появилась вторая поэтический сборник - «Думы и мечты». Уже из этих сборников молодой автор представал человеком большой силы воли. Например, в стихотворении «Contra spem spero!» тяжелом недуге она противопоставила свой несгибаемый дух:

Нет, я хочу сквозь слезы смеяться,

Среди бедствия петь песни,

Без надежды таки надеяться,

Жить хочу! Прочь думы грустные!

На рубеже веков Леся Украинка уже была известной поэтессой. В ее лице лучшие умы Украины справедливо распознавали достойную преемницу Тараса Шевченко, которая оружием против лжи и угнетения своего народа выбрала поэтическое слово. Сама Леся Украинка очень уважала Кобзаря, считала его роль в судьбе украинского народа огромной, особой. Когда в 1909 году в Киеве было поставлено на сцене драму Леси Украинки «Голубая роза», гонорар за эту постановку автор отдала на памятник Тарасу Шевченко. В стихотворении «На годовщину» она так писала о Кобзареву преданность Украине и его патриотизм:

Он первый за свою любовь

тяжелые достал кандалы,

но до конца жизни служил ей

без предательства, без лжи.

Все снесла и победила

его сила любви.

Того великого огня

и смерть не погасила.

Леся Украинка прославилась и мощными стихотворными драмами. Значительную часть этих произведений написано на основе мотивов античной истории, часть - на темы прошлого собственного народа. В 1910 году она опубликовала прекрасный патриотическое произведение «Боярыня», где в образе Оксаны Перебійної вывела сильную духом и помыслами украинскую женщину, которая защищала родной край в тяжелые годы его упадка, что наступили после Переяславской рады.

В десятом классе вы будете читать и анализировать лучшую с точки зрения художественности стихотворную драму Леси Украинки «Лесная песня», написанную на основе народных верований. Еще задолго до экологических катастроф поэтесса пророчески предостерегали украинцев и все человечество от бездумного уничтожения природы, неумение людей жить в гармонии с окружающим миром.

Леся Украинка дружила с выдающимися учеными -- историком Дмитрием Яворницким, языковедом Агатангелом Крымским, которые помогали ей высокопрофессиональными консультациями. Например, показателен такой факт. Когда Леся Украинка прислала Крымском свою поэму «Одно слово», из содержания которой следовало, что в якутском языке нет слова «воля», Агатангел Ефимович авторитетно ответил, что оно в якутском языке существует и достаточно активно употребляется. Чтобы не уничтожать своего весьма интересного произведения, сообразительная автор подзаголовок «Рассказы старого якута» заменила на «Рассказ туземца с севера», конкретно не указав языка, в которой не существует слова «воля».

Леся Украинка, безусловно, является одной из самых талантливых дочерей нашего народа.

Известный литературовед Сергей Ефремов акцентировал внимание на такой особенности творческого дара поэтессы: «Леся Украинка стоит как бы в центре нашей более поздней поэзии, с одной стороны касаясь предыдущего группы писателей, в которых громче звенит гражданская струна; с другой - сама дает почин той поэзии, что все сильнее начинает у нас озиватись ... Леся Украинка остается самым современным из наших писателей, настоящим «поэтом во время осады» - певцом февраля того времени, что так ярко из ее произведений огляделся. Умела она уязвить врага своим сильным словом, вдохнуть бодрость и волю к активности и дела у друзей своих; и умела же и просто зацепить вдохновенной песней струны в душе человеческой».

Умерла Леся Украинка 19 июля 1913 года в Грузии в городе Сурами, прах великой поэтессы перевезли в Украину и похоронили в Киеве на Байковом кладбище.

 

Приложение №2 к уроку 30

«Родной край родной»,- так Леся Украинка называла Волынь. Здесь прожила она часть своего детства, юности, а позже, уже во взрослом возрасте, не раз посещала свою родную волынский дом. Именно здесь, захваченная и очарованная прекрасной природой края, народом, его фольклором и мифологией, поэтесса черпала творческое вдохновение, искала образы и героев для своих произведений.

В мае 1882 года семья Косачей переселилась из Луцка в с. Колодяжное. Жили в доме, который назывался в семье «большим». В Колодяжном родились младшие дети - Оксана, Николай, Изидора. Дети подрастали, а потому 1890 г. построили на усадьбе Лесин «белый» домик, а в 1896 г. начали строительство «серого» дома; в семье его называли родительским.

Косачи очень любили Колодяжное и в письмах выражали свои чувства: «Колодяжное - это, собственно, дома, а остальные, то это все так себе - между прочим», «для всей нашей семьи эта квартира (Саксаганского, 97) не была нашим «дома», она была раньше в Колодяжном, пока еще целой семьей мы там жили, а потом то все было временное, случайное и не свое».

Леся Украинка в Колодяжном начала писать и написала около 80 литературных произведений: «Ландыш», «Сафо», «Русалка», «Певец», «Узник», «Самсон», «Беда научит», «Голубая роза», «Город печали», «Песни про волю» и др. Она записала песенную часть праздника Ивана Купала, колядки, колядки, обрядовые песни, поверья, сказки.

С Колодяжного Леся Украинка давала брату Михаилу руководство по создание библиотечки лучших произведений мировой литературы на украинском языке и предложила ориентировочный список, в который вошло более семидесяти имен писателей. Согласно советам и по источникам, присланными М. Драгомановым, Леся 1890 г. составила курс «Древняя история восточных народов». И первый сборник стихов окончательно готовилась к печати в Колодяжном. Именно здесь работала Леся Украинка над ее композицией. В феврале 1907 года Леся последний раз побывала в селе. С того времени она не могла из-за резкого ухудшения здоровья и различные обстоятельства личного характера бывать на Волыни.

Ее «белый» домик стал предназначаться для гостей, позже его продали Филиппу Селюку. Уже в то время дом требовал ремонта. 1938 года прогрессивная общественность Западной Украины возбудила через прессу вопрос о выкупе Лесиного «белого» домика. Начали собирать пожертвования. Исполком областного Совета принял в мае 1941 года организовать в селе Колодяжном музей. На реставрацию дома и построение экспозиции государство выделило свыше 10 тыс. руб. Но благородным намерениям помешала война.

Газета «Советская Волынь» 16 июля 1944 года в статье «В селе Леси Украинки» писала: «Идем до места, где жила писательница. Перед нами груды камней. Здесь был дом, в котором жила Леси Украинка в молодые годы. Дом разрушили немцы ... Рядом второй небольшой домик. В нем Леся Украинка писала свои произведения. Этот домик опустошен до неузнаваемости: снесена веранда, ободранные стены, поломанная пол, продырявленный крышу. Уничтожено фруктовый сад. Так фашисты надругались над памятью великой дочери украинского народа».

10 июля 1949 года в отремонтированном Лесином доме разместился в одной комнате музей на общественных началах, во второй - сельская библиотека.

«Серый» дом Николай Косач продал ковельском мещанину Цибульському, а тот перепродал жителю с. Колодяжного Архипу Федчуку. В 1954-55 гг. последний владелец разобрал дом и перенес в другое место, рядом с усадьбой. За средства государства сделали копию «серого» дома.

15 июня 1955 г. районный отдел культуры издал приказ о переводе районной детской библиотеки из города Ковель в дом Косачей села Колодяжного. Районная библиотека была здесь до 30 декабря 1960 г.

В мае 1963 года в «сером» доме открыта литературная экспозиция, а Лесин домик стал мемориальным.

В 1980 г. в новом помещении литературного музея развернута экспозиция, которая освещала жизненный и творческий путь Леси Украинки, а «серый» дом дополнил мемориальную часть музея - усадьбы. В 1991 году было проведено реекспозицию литературного музея. Над ее художественным решением работали львовские художники; главный художник - архитектор Роман Кнут. Ему помогали в работе: Владимир Воловник, Лиля Любарская, Ирина Гречка (витражи), Алексей Данного (диорама «Лесная песня», триптих «Волынь»), Игорь Коваленко (оформление фойе), Леся Крипьякевич, Наталья Паук, соавтор Светлана Бурак (гобелен «Ой, на Ивана, ой, на Купала»), Генриетта Левицкая (живописный портрет «Леся Украинка»), Франц Черняк и Степан Мороз (светильники), Леся Пука (полотенца), Виктор Илечко (рамы).