УРОК 21
Тема. ВЧ № 2. Декламирование стихов Т. Шевченко.
Цель: повторить и обобщить основные правила выразительного чтения стихов; углубить знания учащихся о художественной ценности произведений Т. Шевченко за декламирование стихов наизусть; развивать память, актерские способности, воспитывать любовь к родному слову, уважение к творчеству Кобзаря.
Оборудование: плакат с теоретическим материалом о выразительное чтение; портрет писателя; репродукции картин из серии «Живописная Украина»; выставка произведений Т. Шевченко; запись песни «путь к Тарасу» в исполнении В. Зинкевича.
Эпиграф.
Появись, отцу, среди родного края под своей красной китайкой и згромадь вокруг себя слепых, глухих и безъязыких: пусть они с мертвых уст твоих услышат твое слово бессмертно и пусть, хоть ошибаясь, начнут говорить незапозиченою языке ...
П. Кулиш
Ход урока
И. Мобилизация внимания учащихся.
1. Звучит запись песни «путь к Тарасу» в исполнении В. Зинкевича.
(После прослушивания песни учащимися учитель ставит проблемный вопрос: «Почему зовет нас к себе Т. Шевченко?»).
2. Игра «Проанализируй - названия слово».
(Учитель зачитывает отрывки из стихотворений Т. Шевченко, а ученики должны назвать одно слово, которое объединяет эти стихи).
1. «Ну что бы, казалось, слова ...
Слова и голос - больше ничего.
А сердце бьется - панаса,
Как их услышит ...»
2. «... Чтобы слово
пламенем взялось,
Чтобы людям
сердце растопило ...»
3. «... Возвеличу
Малых тех рабов немых!
Я на сторожі коло їх
Поставлю слово ...»
4. «... Учитесь, читайте,
И чужому научайтесь,
И своего не цурайтесь ...»
(Объединяет «слово»).
II. Организация учебной деятельности.
1. Вступительное слово учителя.
- Сегодня мы проедемся с помощью Шевченковских слов «любимой нищей Украиной», декламируя его стихи наизусть. Передайте с помощью интонации, логических ударений, соответствующих пауз, жестов, мимики, темпа, голоса внутренний мир Шевченко. Пусть вам в этом поспособствуют картины из серии «Живописная Украина».
А для того, чтобы вспомнить основные правила выразительного чтения, прошу ознакомиться с таблицей.
2. Работа с таблицей.
Основные правила выразительного чтения стихов:
- стихи читаются, как правило, средним темпом;
- заключительные слова в строках произносятся с едва заметным усилением голоса;
- межстрочное пауза на переносках всегда короткая;
- если в конце строки нет знака препинания, но речевой такт заканчивается, межстрочное пауза будет средней продолжительности;
- интонации и логические паузы во время чтения стихов зависят вич содержания и настроения;
- жесты - движения головы, рук, тела, которые сопровождают высказывания людей; они должны соответствовать содержанию и настроению текста подчеркивать что-то важное;
- мимика - выразительные движения мышц лица, которые передают чувства, настроение человека; убеждают слушателей в правильности оценки.
3. Избрание членов жюри; объявления условий конкурса.
4. Декламирование стихов Т. Шевченко учениками.
5. Определение победителей.
6. Заключительное слово учителя. (Зачитывает отрывок из стихотворения «В каземате».)
... Любітеся, братья мои,
Украину любите
И за нее, безталанну,
Господа моліте ...
- Обращаясь к вам словам Шевченко, хочу еще раз подчеркнуть, чтобы вы всегда помнили его заветы, просьбы, были патриотами лучшей государства, имя которой Украина.
III. Подведение итогов.
IV. Домашнее задание.
Подготовьте сообщение о пребывании Т. Шевченко в В'юнищах 1845 г.; повторите особенности народных песен.