Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Уроки по украинской литературе 8 класс

УРОК 21

 

Тема. ВЧ № 2. Декламирование стихов Т. Шевченко.

Цель: повторить и обобщить основные правила выразительного чтения стихов; углубить знания учащихся о художественной ценности произведений Т. Шевченко за декламирование стихов наизусть; развивать память, актерские способности, воспитывать любовь к родному слову, уважение к творчеству Кобзаря.

Оборудование: плакат с теоретическим материалом о выразительное чтение; портрет писателя; репродукции картин из серии «Живописная Украина»; выставка произведений Т. Шевченко; запись песни «путь к Тарасу» в исполнении В. Зинкевича.

Эпиграф.

Появись, отцу, среди родного края под своей красной китайкой и згромадь вокруг себя слепых, глухих и безъязыких: пусть они с мертвых уст твоих услышат твое слово бессмертно и пусть, хоть ошибаясь, начнут говорить незапозиченою языке ...

П. Кулиш

Ход урока

И. Мобилизация внимания учащихся.

1. Звучит запись песни «путь к Тарасу» в исполнении В. Зинкевича.

(После прослушивания песни учащимися учитель ставит проблемный вопрос: «Почему зовет нас к себе Т. Шевченко?»).

2. Игра «Проанализируй - названия слово».

(Учитель зачитывает отрывки из стихотворений Т. Шевченко, а ученики должны назвать одно слово, которое объединяет эти стихи).

1. «Ну что бы, казалось, слова ...

Слова и голос - больше ничего.

А сердце бьется - панаса,

Как их услышит ...»

2. «... Чтобы слово

пламенем взялось,

Чтобы людям

сердце растопило ...»

3. «... Возвеличу

Малых тех рабов немых!

Я на сторожі коло їх

Поставлю слово ...»

4. «... Учитесь, читайте,

И чужому научайтесь,

И своего не цурайтесь ...»

(Объединяет «слово»).

 

II. Организация учебной деятельности.

1. Вступительное слово учителя.

- Сегодня мы проедемся с помощью Шевченковских слов «любимой нищей Украиной», декламируя его стихи наизусть. Передайте с помощью интонации, логических ударений, соответствующих пауз, жестов, мимики, темпа, голоса внутренний мир Шевченко. Пусть вам в этом поспособствуют картины из серии «Живописная Украина».

А для того, чтобы вспомнить основные правила выразительного чтения, прошу ознакомиться с таблицей.

2. Работа с таблицей.

Основные правила выразительного чтения стихов:

- стихи читаются, как правило, средним темпом;

- заключительные слова в строках произносятся с едва заметным усилением голоса;

- межстрочное пауза на переносках всегда короткая;

- если в конце строки нет знака препинания, но речевой такт заканчивается, межстрочное пауза будет средней продолжительности;

- интонации и логические паузы во время чтения стихов зависят вич содержания и настроения;

- жесты - движения головы, рук, тела, которые сопровождают высказывания людей; они должны соответствовать содержанию и настроению текста подчеркивать что-то важное;

- мимика - выразительные движения мышц лица, которые передают чувства, настроение человека; убеждают слушателей в правильности оценки.

3. Избрание членов жюри; объявления условий конкурса.

4. Декламирование стихов Т. Шевченко учениками.

5. Определение победителей.

6. Заключительное слово учителя. (Зачитывает отрывок из стихотворения «В каземате».)

... Любітеся, братья мои,

Украину любите

И за нее, безталанну,

Господа моліте ...

- Обращаясь к вам словам Шевченко, хочу еще раз подчеркнуть, чтобы вы всегда помнили его заветы, просьбы, были патриотами лучшей государства, имя которой Украина.

III. Подведение итогов.

IV. Домашнее задание.

Подготовьте сообщение о пребывании Т. Шевченко в В'юнищах 1845 г.; повторите особенности народных песен.