УРОК № 33
Тема. Леся Украинка. «Давняя сказка». Идея свободного творчества, вольнолюбства человека. Проблемы и мотивы поэмы: роль художника в обществе, служение музе и народу, суть человеческого счастья, благодарности.
Цель: показать учащимся понимание Лесей Украинкой роли художника в обществе, служение музе и народу; раскрыть высокие моральные черты народного певца; развивать ассоциативное мышление, умение высказывать свое мнение, опираясь на аргументы: воспитывать честность, непоколебимость; способствовать формированию идеалов справедливости.
Оборудование: иллюстрации с изображением Бертольдо и народного поэта, кроссворд; слова Леси Украинки народа по поэме «Древняя сказка».
Эпиграф.
По ее мнению, поэзия для массы рабочего народа - утешение в горе, покой по труду,... для угнетенных она горячий призыв к бою за свободу и человеческие права, а для обидчиков - грозный мститель.
И. Франко
Ход урока
И. Актуализация опорных знаний учащихся.
1. Проверка домашнего задания.
(Один ученик на доске определяет рифму, рифмы и стихотворный размер стихотворения «Давняя весна», другой выразительно ее читает, указывая на роль художественных средств).
Была' весна' весе'ла, ще'дра, ми'ла,
Промі'нням гра'ла, си'пала цветка',
Она' леті'ла ху'тко, языков стокри'ла,
За не'ю вслі'д співу'чії птички'.
(П'ятистопний ямб; перекрестную рифмовку; 1 и 3 - женская рифма; 2, 4 - мужская рифма).
2. Кроссворд «Словарная работа» (по поэме «Давняя сказка»),
1. Доволен. (Догодний.)
2. Обязательно. (Конечное.)
3. Охотник. (Мысливый.)
4. Госпожа, в Италии так уважительно обращаются к женщине. (Донна.)
5. Песня о любви, которую выполняли под окном любимой. (Серенада.)
6. Тот, кто сообщал о важных событиях. (Герольд.)
7. Струнный щипковый музыкальный инструмент. (Лютня.)
8. Ерунда, что-то пустое. (Басня.)
II. Сообщение темы и ожидаемых результатов работы.
1. Слово учителя.
- И. Франко назвал «Древнюю сказку» Леси Украинки одной «из лучших и характернейших окрас нашей новой литературы».
«Давняя сказка» - произведение о силе поэтического слова, в частности о вдохновляющую и мобилизующую роль в освободительной борьбе, о единстве поэта с народом. Герой поэмы - наследник образов поэтов-трибунов, глашатаев восстаний в произведениях романтиков первой половины XIX ст., но это новый образ, представленный в новом аспекте. Аспект этот - классовый анализ общественных отношений.
2. Беседа по содержанию прочитанной поэмы «Давняя сказка».
- Назовите центральных персонажей поэмы. (Народный поэт и граф Бертольдо.)
- Что является кульминацией в развитии конфликта между ними? (Поэт выступает как вдохновитель народного восстания; в афористичной форме преподносится мысль о самое высокое, самое главное назначение поэзии.)
- Спрашивайте ответ поэта на приглашение Бертольдо стать «придворным певцом» и прокомментируйте ее.
(Не поэт, кто забывает
О страшных народные раны ...
Ответ поэта графу была своего рода эстетической декларацией, но каждое слово было делом героя поэмы.)
- Назовите «дела» героя поэмы.
(Был с народом и в радостях, и в беде; сочиняет песни, что призывают восстать против угнетателей-панов; гордо отвергает приглашение Бертольдо; его мысли свободны; он тверд в своих взглядах и отдает жизнь, отстаивая их).
- О чем говорится в концовке произведения? (О борьбе следующих поколений и ее завершение.)
3. Работа в группах.
А. Учитель делит класс на 3 группы, предлагая следующие задачи:
I группа: составить план, воссоздавая этапы жизни и творчества поэта;
II группа: подобрать цитаты к характеристике поэта;
III группа: подобрать цитаты к характеристике графа Бертольдо.
(После отчета каждой группы ученики записывают на доске возле иллюстраций, на которых изображены центральные персонажи, соответствующие характеристики.)
Б.
В. Выразительное чтение учащимися отрывков из поэмы:
I группа: раздел III - о «одважного рыцаря»;
II группа: раздел IV - «У мужика землянка сырая ...»;
III группа: раздел IV - «Вы скажіте своему господину ...».
4. Работа над анализом прочитанного.
- Песни поэта всегда отражали мысли и чувства людей, широко разносились миром. Вдохновляя народ, они становятся большой силой. Дрожит граф Бертольдо, услышав из уст народных певцов составленную поэтом сатирическую песню. Почему?
(Песня высмеивает барские выдумки о «превосходстве породы», «голубую кровь», «белую кость дворянства»).
- Леся Украинка писала в одном из писем к М. Драгоманова: «Те люди слишком боятся посміху (даже иной раз там, где его нет)», - поэтому и использовала силу сатирического слова. Подтвердите или опровергните это утверждение.
5. Творческое задание.
- Разыграйте сцену первой встречи поэта и Бертольда в лицах. Каким тоном должен говорить Бертольдо, а каким поэт? Объясните поведение персонажей.
III. Закрепление изученного.
- Дайте ответ на вопрос: «Чем поучительна «Давняя сказка» для поэтов всех эпох?»
- Прочитайте, какую мысль утверждает Леся Украинка в поэме «Древняя сказка».
(«Никакой гнет, никакое насилие не может подавить стремление народа к свободе».)
IV. Подведение итогов.
V. Домашнее задание.
Выучите отрывок из поэмы наизусть; подготовьте ответы на вопросы в учебнике.