УРОК 2
Тема. Украинские исторические песни. Песни о победоносной борьбе казаков с турецко-татарскими захватчиками («Загрустила Украина», «И, ой, как крикнул же казак Сирко»).
Цель: вспомнить исторические сведения о временах казачества, обрисованные в песнях, рассказывать о национальных героях, которые изображены в них, определять ведущие мотивы песен; формировать умение выразительно и вдумчиво читать тексты, создавать мысленные словесные картины; воспитывать уважение к историческому прошлому. Оборудование: карта Украины времен казачества, репродукции картин украинских художников, сборники украинских народных песен, фонозаписи.
Межпредметные связи: история Украины: времена казачества, национально-освободительной борьбы; изобразительное искусство: И. Айвазовский, «Камыши на Днепре».
Эпиграф.
Песни малороссийские могут вполне называться историческими, потому что они не отрываются ни на миг от жизни и ... всегда соответствуют тогдашнему состоянию чувств.
Николай Гоголь
Ход урока
И. Мобилизация внимания учащихся. Актуализация опорных знаний.
1. Выразительное чтение стихотворения Клавдии Рошко «Родная песня».
Постное родная! Ты моя утеха,
Ты приносишь радость в мои дни,
Теплым ветром розвіваєш беда,
Грусть и печаль на чужбине.
Порой слушаю тебя, замерев,
И неудержимые слезы грезят зрение,
Словно искры, радость сердце высекает,
Как звучит песня-богатырь.
Вдруг сквозь темные тучи солнце сияет,
Ясный луч скачет, как в танке,
Целый мир тогда словно поет
Моего края песню гомінку.
И сквозь слезы я тебе пою,
Забываю судьбы злые времена,
В чужбине отечество чувствую:
В звездах, в травах, в капельках росы.
Родная постное! Ты моя утіхо,
Ты приносишь радость в мои дни,
Теплым ветром розвіваєш беда,
Грусть и печаль на чужбине.
2. Фронтальная беседа:
- О какой из видов устного народного творчества идет речь в стихотворении?
Произведение называется народной песней? Назовите особенности этого вида фольклора.
- Вспомните, на какие подвиды (жанры) подразделяются песни. Какие из них вы изучали в предыдущих классах? Приведите примеры.
II. Сообщение темы и ожидаемых результатов урока.
1. Объяснение учителя.
Поющий и талантливый украинский народ в песнях рассказывал не только о своей нелегкой жизни, собственные традиции и обряды. На протяжении многих веков народные песни были для украинцев и искренним и правдивым учебникам истории. Шло время, события уходили в прошлое, уходили в небытие их участники, а песни сохранялись в народной памяти, передавались из уст в уста, от поколения к поколению. Они пробуждали национальное сознание и достоинство украинцев, рассказывая о славных казацких полковников и гетманов, о героических подвигах запорожцев, о народных мстителей и сечевых стрельцов.
Песни, в которых изображены важные события прошлого и выдающихся исторических лиц, называются историческими.
По тематике изображение исторические песни делятся на три основных вида:
а) о победоносной борьбе казаков против татаро-турецкого порабощения («За рекой огни горят», «Загрустила Украина», «И, ой, как крикнул же казак Сирко»);
б) о событиях народно-освободительной войны против панской Польши (1648-1654) и героев этой войны («Или не тот то Хмель», «Ой Бог послал Хмельницкого», «Ой Морозе, Морозенку»);
в) о народных мстителей и их борьбу против социального и национального гнета («Ой попід гай зелененький» - о Олексу Довбуша; «Максим казак Железняк»; «Ой наварили ляхи пива» - про Ивана Гонта; «За Сибирью солнце всходит» - о Устима Кармалюка; «Мир большой, край далекий, и нигде прожить» - о разрушения Екатериной II Запорожской Сечи; «Летит галка через балку» - о последнего кошевого Петра Калнышевского и т.д.).
2. Прослушивание в фонозапису и выразительное чтение песни «Загрустила Украина».
(Перед чтением учитель проведет словарную работу, объяснит значение диалектизмов и устаревших слов, в частности:
сани - сани, санки;
закоулок - переулок; здесь: за углом, в засаде;
оружина - оружие).
3. Беседа за вопросами:
- О какие исторические времена рассказывается в песне?
- Каким настроением она проникнута? Почему?
- Какая картина предстает с первых строк произведения? Какими средствами ее изобразили?
- С кем сравнивается в песне Украина? Опишите, каким вы представляете этот образ.
- Найдите в тексте и процитируйте строки, в которых звучит призыв к борьбе с турецко-татарскими завоевателями. К кому обращен этот призыв?
- О чем свидетельствует употребление в тексте личных местоимений «я» и «ты», а также обращение «пане-брате»?
- Что вам известно о борьбе украинцев с турками и татарами из уроков истории? Знаете ли вы, как зарождалось казачество?
(Историческая справка. «в 1482 году Менгли-Гирей получил Киев, уничтожил его окрестности, разграбил киевские церкви. И после этого татары несколько раз опустошали земли Украины: Киевщину, Подолье, Волынь, Галичину. К ним присоединялись и турки: грабили, уводили людей в неволю. Народ, не имея со стороны власти обороны, убегал в полесские леса и болота, на Левобережье, в низовья Днепра. Наступило полное опустошение. Одичавшую и опустошенную Приднепровье прозвали «Диким Полем».
Вновь его начали заселять люди-беглецы от господского произвола. Они строили там жилье, выбирали атаманов и запасались оружием. Татары начали называть их казаками.
Польские магнаты были очень напуганы тем, что могут совсем остаться без крепостных. Поэтому беглецы на Дикое Поле жестоко карались. В поборовому универсале Стефана Батория от 4 января 1580 года читаем: «По общему соглашению всех сословий сейма постановляем, чтобы неосілих своевольных людей простого сословия, которые нарушают мирные соглашения ... старосты, князья, паны и шляхта вылавливали в своих староствах и наказывали смертью...»
Однако народ продолжал бежать на Дикое Поле. Сила казацкая росла»
(По Ф. Кейдою).
4. Выразительное чтение текста песни «И, ой, как крикнул же казак Сирко» и беседа по вопросам:
- Кого возвышает народ в этой песне? Что вы знаете про этого атамана Запорожского войска?
(Материал для учителя. Иван Дмитриевич Сирко - особая фигура в истории Украины.
За свой необычно длинный возраст - как на казака, всю жизнь то и делал, что воевал - он потерпел всего: взлетел, занепадів, измен, увлечений, разочарований, чувств, искренней приязни и лютой вражды, снимал и сажал на трон гетманов, и сам стремился стать гетманом. Еще при жизни он стал легендой казачества, его подвиги описаны во многих песнях и думах. И казаки, и враги Сера имели его себе за характерника - человека необычайной силы воли, что может подчинить себе окружение и даже умеет заказывать раны. Потому Сирко действительно выходил живым и невредимым из таких ситуаций, в которых другие могли бы только погибнуть. Недаром татары прозвали его «урус-шайтаном», то есть «русским чертом», боялись и вместе с тем очень уважали. Турецкий султан, постоянно страдал от приступов Сера, даже издал ферман молиться в мечетях о его смерти. И хотя этот легендарный кошевой был беспощадным к врагам, но вместе с тем он отличался великодушием к побежденным или слабых противников, не стремился собственной добычи - трофеев. Для казаков он всегда был примером самоотверженности, отваги, храбрости и находчивости. Все: и враги, и друзья - уважали его высокое воинское мастерство.
Исследователи единодушны в том, что Иван Дмитриевич Сирко родился в Мерефе (город близ Харькова). Происходил из древнего казацкого рода. Дата рождения Сера и до сих пор остается загадкой, но из легенды известно, что он появился на свет с зубами, и только повивальниця поднесла его к столу, он схватил пирог с начинкой, который там лежал, и съел его. Это было знаком того, что всю жизнь он будет грызть врагов.
О раннем периоде жизни Ивана Сирко известно очень мало. Казаковать Сирко начал еще в юности. Служил в реестре, не раз был в походах. В те тяжелые времена Серку не пришлось учиться в школе, и поэтому он остался неграмотным на всю жизнь. В Мерефе он имел дом с подворьем, а неподалеку городка - небольшой хутор. Сам хозяйством почти не занимался и всю жизнь козакував, служил Украине, защищал от многочисленных врагов, ходил походами на Крым, Турцию, речь Посполитую. Во время одного из татарских набегов на Слобожанщину хутор Сера подвергся разрушениям, и его жена с детьми остались без крова. Вот что о Сіркову семью повествует песня:
В огороде Марефі жила вдова,
Старушка-жена,
Сірчиха-Іваниха.
Она семь лет пробовала,
Сера Ивана в глаза не видала,
Только двух сыновей имела:
Первого сына - Сирченко Петра,
Второго сына - Сирченко Романа,
Она их росту держала,
Еще от них славы-памяти по смерти сподівала.
Как стал Сирченко Петр вырастать,
Стал свою мать старушку спрашивать:
«Мать моя, старая жена,
Сколько я у тебя нахожусь,
Отца своего, Ивана Сирко, в глаза не выдаю.
Пусть бы я мог знать,
Где своего отца, Ивана Сирко, искать».
Вдова старая приговаривала:
«Ушел твой отец до древнего
Тору пробовать ...»
О Сера также известно, что он имел двух зятьев: первого звали Иван Сербин - он был казаком с Левобережья, а второго - Иван Артемов - казак Харьковского полка.
На политическую арену Иван Сирко выходит весной 1645 года во время Тридцатилетней войны во Франции, в городе Фонтенбло, под Парижем. Во Францию он попал вместе с Хмельницким и набранным им отрядом добровольцев. Сначала они участвовали в переговорах с представителями французского правительства о военной помощи, а потом помогали Франции в войне. Участие Богдана Хмельницкого в боях сомнительна, однако Сирко упоминается во французских летописях очень четко.
Сначала казаков из Гданьска привезли кораблями в Кале, а затем они принимали участие в Тридцатилетней войне. Однако существует интересная версия, что по дороге к Кале казаки под командованием Ивана Сирко, минуя захвачен испанцами Дюнкерк, не только отбили нападение испанских сторожевиков, но и подчинили нескольких из них себе, а следовательно и ворвались с новой силой к порту. Испанцев это так напугало, что они скрылись в крепости. Но и крепость казаки получили - ночным штурмом с моря.
Иван Сирко также принимал активное участие в Освободительной войне (1648 - 1654 гг.) В период 1658-1660 гг. его избрали Винницким (Кальницкий) полковником. Решительно отбросив идею единения Украины с Россией, Сирко присоединился к числу тех, кто отказался давать присягу русскому царю и, таким образом, стал на сторону оппозиции. В знак протеста против Переяславского соглашения он сложил свои полномочия и вернулся на Сечь.
В 1660 г., по гетманства Брюховецкого, Сирко становится кошевым атаманом.
Отаманство Сера на Сечи было непостоянным. Пока в Украине шла гражданская руина, его несколько раз избирали кошевым и отбирали булаву. Но даже когда он кошевым на Сечи не был, то это не лишало его уважения запорожцев. В 1667 г, кошевым был не Сирко, а Иван Рог, но это не помешало Серко собрать большой отряд казаков и повести его на Крым. Казаки дошли до Кафы, захватили большое количество пленных, освободили 2000 татарских пленников. Этому способствовал вышеупомянутый разгром хана под Перекопом. После этой битвы Крым уже не был способен ни на какое сопротивление.
Если бы Сирко имел большую армию, то смог бы раз и навсегда освободить Крым от татар. Но вся украинская армия тогда тратилась на междоусобную грызню между гетманами.
Между тем турецкий султан не отрекся от намерения разрушить Сечь. Снарядив большое войско, он был настолько уверен в собственной победе, что даже предупредил об этом Сера, предложив ему и всем казакам, сдаться на его милость. Ответ казаков известна в истории как «Письмо запорожских казаков турецкому султану», Мухаммедові IV. В этом письме казаки открыто насмехаются из высокомерия и чванькуватості султана.
Последнее выступление Сера на оборону родной земли состоялся в 1679 году, когда с низовьев Днепра вдруг появилось войско турецкого султана под командованием Кара-Мухаммеда-паши. Сирко вывел войско из Сечи и подготовился отражать наступление вместе с царским отрядом. Но до этой битвы, последней битвы Сера, так и не дійшлося: паши стало здравого смысла вернуться обратно в Крым.
Сирко выходил победителем из десятков антиосманських походов. Достаточно сказать, что в борьбе против агрессии Османской империи Сирко провел более 55 успешных походов и ни одного не проиграл! Его запорожцы наводили страх на все северное побережье Черного моря и Крым, не раз брали Очаков, Белгород-Днестровский, Измаил, Килию, Тягини (Бендеры), Арабат, Перекоп, даже Яссы.
А умер полковник Иван Сирко мирно, на собственной пасеке, вблизи городка Грушовки: кошевой атаман, что всю свою жизнь провел в войнах и походах, отдал Богу душу тихой августовской погоде... По свидетельству писца Биховця, Сирко еще при жизни приказал сделать ему гроб, и время от времени ложился в нее, будто пробуя, удобно ли будет лежать. А вот что о его смерти повествует легенда:
«... Как умирал кошевой Сирко, то говорил запорожцам: «Кто из вас, ребята, мою могилу будет поливать до восхода солнца, тот будет знать столько, сколько и я ... А как будет большая мощь на врага, то пусть хоть мою руку одкопають и несут впереди войска, и неприятель сам себя зарубит! А как пройдет семь часов, то вы одкопайте меня и положите мою руку мне в мой гроб ...»
Могила Сирка, что находилась на правом берегу Днепра вблизи с. Капуловка (Никопольский район Днепропетровской области), оказалась под угрозой затопления водами Каховского водохранилища, поэтому в 1967 году прах перезахоронили на Бабьей могиле возле Капуловки. Там установлен старый камень с надписью, а выше поставлен бюст. На гранитной плите высечены новый современный надпись: «Здесь похоронен кошевой атаман Войска Запорожского Иван Сирко 1680 года»),
- Каким предстает Иван Сирко в песне?
Сравнения употребляет народ для лучшего освещения образа своего любимца?
- Найдите в тексте и зачитайте высказывания, которые повторяются. Какие еще характерные черты народных песен можно выделить в произведении «И, ой, как крикнул же казак Сирко»?
- Определите римо-ритмические особенности песни.
- Какой, по вашему мнению, является ее мелодия: веселой, унылой, яркой, торжественной и т.д? Аргументируйте свой ответ.
5. Творческое задание.
- Битву Ивана Сирко с татарами в песне не описано, однако из текста понятно, что она обязательно закончится победой казаков. Подумайте, откуда возникает у читателя или слушателя песни такая уверенность. Попробуйте продолжить текст песни.
III. Подведение итогов.
IV. Домашнее задание.
Научитесь выразительно и вдумчиво читать тексты песен «Загрустила Украина» и «И, ой, как крикнул же казак Сирко», нарисовать к ним иллюстрации.