Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Уроки по украинской литературе 8 класс

УРОК 29

 

Тема. ЛРК № 1. Оксана Лятуринская. Поэзии.

Цель: ознакомить учеников с личностью Оксаны Лятуринской, ее стихами; развивать навыки выразительного чтения, умение высказывать свое мнение; воспитывать желание действовать на благо Отечества.

Оборудование: портрет А. Лятуринской, выставка его книг; аудиозапись песни «Видишь, брат мой ...»; отзывы о творчестве В. Лятуринской.

Эпиграф.

Оксана Лятуринская есть поэтесса Божьей милости, и только жалкие эмиграционные условия виноваты в том, что она до сих пор не стала знаменитой и широко известной ...

Юрий Бойко

Ход урока

И. Актуализация опорных знаний учащихся. Мотивация учебной деятельности.

1. Прослушивание аудиозаписи песни «Видишь, брат мой ...»

2. Беседа за вопросами:

- Кто является автором прослушанной вами песни? (Б. Лепкий - поэт, прозаик, переводчик, литературовед.)

- Кого в образе журавлей рисует Бы. Лепкий? (Украинцев, что через определенные обстоятельства разошлись по разным уголкам мира.)

- Должны ли мы впустить искреннее слово украинских эмигрантов в свой дом, к своему сердцу? Обоснуйте свой ответ.

- Как связана наша беседа с женским портретом, который вы видите перед собой? (Эта женщина - эмигрантка с Украины.)

II. Сообщение темы и ожидаемых результатов урока.

1. Слово учителя.

- Улетали на юг журавли. Улетали, чтобы больше не вернуться. Безмерная тоска и печаль разносились по миру от их журавлиного плача. И вот уже больше века этом, кажется, бесконечном птичьем лету, а израненное сердце болит, скорбит, скатывается жгучая слеза в роз'ятрене сердце матери-Украины.

Поэты-журавли ... Нет, это уже журавли-веселик, что возвращаются на родную землю мыслями, словом, и их пламенные стихи призывают и будут призывать нас к вере, любви, единства во имя нашей родной Украины.

«Оксана Лятуринская есть поэтесса Божьей милости, и только жалкие эмиграционные условия виноваты в том, что она до сих пор не стала знаменитой и широко известной везде. Когда в 1983 г. вышла самая полная книга «Избранное» О. Лятуринской, стало очевидным: Лятуринская - одна из самых оригинальных фигур украинской поэзии и ее имя с достаточным основанием ставится между именами Леси Украинки и Лины Костенко. При этом учитывается как весомый творческий багаж, так и масштабы неординарной личности и тернистый жизненный путь, что, как известно, является чуть ли не обязательным реальностью каждого талантливого украинского художника-патриота».

2. Сообщения учеников.

(Ориентировочный материал для ученических сообщений.

«Родилась Оксана Лятуринская 1 февраля 1902 г. на волшебной Волыни в украинской благородной семьи. Это и определило ее судьбу, так и характер: в детстве - очарованность интеллигентностью среды, а юность и молодость совпали с самыми выдающимися и самыми трагическими одновременно процессами первой четверти XX века: сначала - когда рождалась суверенная Украина и цвели надежды на счастье, а потом - когда оголтелые орды врагов независимости Отечества уничтожали ее буйную свободу и украинская интеллигенция или гибла в боях, или оказывалась в изгнании, и не прославленная за свои муки и раны, «за любовь к народу, а обпльована и проклята ... Умерла 13 июня 1970 г.

...На изгнании можно было увянуть сердцем, или озлобиться и отречься от цели, стать игрушкой слепых сил. И судьба свела Лятуринську с теми, для кого Украина пожизненно оставалась Солнцем, что дает жизнь и небу, и земле, с теми, кто, погибая, верил в нее: Юрием Дараганом, Олегом Ольжичем, О. Стефановичем, Юрием Липой, Еленой Телигой, Евгением Маланюком, другими, кто входил в украинской «польской» и «пражской» поэтических школ. Там и сформировалось гуманистическое и поэтически-художественное кредо О. Лятуринской: как наивысшая цель - счастье свободной, благородной, духовно богатой личности в суверенно-гордом государстве, а путь к ней - любовь и красота, царство свободы и гармонии.

...Первая книга О. Лятуринской «Гусли» вышла только в 1938 p., но ее поздний выход свидетельствовал лишь о чрезвычайной самовимогливість автора. Поэтесса стремилась не просто выпеть себя, а найти свой собственный и содержание, и стиль. Второй сборник «Княжа эмаль» (1941) - обнаружила рождения мастера. Изданные в Праге, обе книги скоро стали раритетами. А трикнижжя Оксаны Лятуринской - «Княжа эмаль», «Гусли», «Радуга», выданное 1955 г. в Торонто, стало важной вехой не только в творчестве поэтессы, но и во всей украинской поэзии» ( По П. Кононенко).

3. Зачитывание отзывов о творчестве А. Лятуринской, спроектированных на экран.

«Лятуринская - это воплощенная в творчестве историческая память народа и «органично связана с национально-народным творчеством» (А. Ольжич).

Лятуринская «серъезных ищет органической связи с напівмістичною и религиозной символикой нашей народной песни» (В. Державин).

Лятуринская «через мглу столетий большую колдует душу» (Коровницький).

«Лятуринская имеет не только свой стиль, но и свой мир. И больше: она имеет гармонию в своем мире, и то гармонию, не купленную ценой игнорирования недогідного» (Ю. Шевелев).

4. Выразительное чтение стихов из книги «Княжа эмаль». Можно начинать чтение с произведения, которым начинается сборка.

Зуб, патище, копыто, коготь.

То муж шел на силу сотрясу.

Трубил здесь мамут. Здесь медведь

пещерный вел лохматый следует.

Кружил ястреб здесь в яснім небе,

по озеру плыл черный лебедь...

 

5. Обмен впечатлениями по поводу прочитанного в парах.

6. Словарная работа за вопросами учеников.

7. Толкование поэзии учителем.

- Ответом на зов души О. Лятуринской стала идея отразить народный дух от его найпервісніших к наймодерніших форм, от нашего прадитинства, когда царило таинственно-поэтическое восприятие мира. Прочитанная только что поэзия является одним из «Пещерных рисунков», которой начиналась «Княжа эмаль», в которой были только отпечатки надписей на пещерной стене. Без всякой философии. Для поэтессы прошлое - то знаки бытия и души человека. Поэтому «пещера» язычника - это не только жилье, но и образ жизни, ведь он заботится и духовную сферу.

Этот язычник не случайно от «пещерных рисунков» придет к созиданию «княжеской эмали» - эстетических шедевров нового поколения. Этот предок-государственник породит рыцарей, гетманов и всех тех, кто будет напоминать миру: Украина непокоренная; она - бессмертна.

8. Выразительное чтение стихов из книги «Княжа эмаль».

Ты сотворил землю, оболочки

и человека прикосновением и дихом,

творил добро и действовал беда,

ты полнил дни и вершил ты годы.

 

Являлся пращуру, огненно

слетал до домашнего порога.

На землю ты зсилав Даждьбога

И вергав ей слепую Морену.

 

Владав ты вселенной, Сварога!

Упаду на тварь свою: воскресни!

Твоего народа жрец бесчестный

поклонился Одину. Или же гоже?

 

Яви лицо в блискавицях!

Удар, розжар, россыпь, разверзни!

Пусть хула в устах замерзнет,

и пусть имя твое искрится!

* * *

Ты еще не умер, ты еще не умер!

Через взбудораженный Днестр

с Днепра ты видибаєш, Боже!

Упадут долов боги враждебны.

Перед лицом больших чуд

 

ужаснется князь, монах и люд.

Тогда же в громе-молнии

зажгутся скирды пшеницы

Взлетит жертву когут.

Явись, Господи, и пребудь!

 

9. Беседа по прочитанным.

10. Заполнение таблицы. (Ученики выписывают из поэзии художественные средства и определяют их роль).

II. Заключительное слово учителя.

- Причиной бессмертия Украины Оксана Лятуринская считает бессмертие духа народного, который черпает свою силу не только в философии предков, айв безсмерті своих богов. Есть. Маланюк писал: «... Ее поэтические эмали переливаются, пульсируют и шумують вечной жизнью настоящего искусства ...»

Ее произведения возвращаются к жизни, и вместе с тем начинается новая жизнь славной дочери Украины.

III. Подведение итогов.

IV. Домашнее задание.

Закончите предложение «Оксана Лятуринская предстала передо мной как...»