УРОК 54
Тема. Осип Назарук. События исторической эпохи XVI века. Сюжет произведения «Роксоляна» (сокращенно).
Цель: ознакомить учащихся с интересными фактами жизни и творчества О.Назарука, содержанию I-V разделов повести «Роксолана»; развивать умение анализировать произведение, высказывать собственные суждения; воспитывать чувство собственного достоинства, искренность.
Оборудование: портрет писателя, портреты Роксоланы, книга П. Загребельного «Роксолана», историческая карта Украины XVI ст., книга Романа Иваничука «Мальвы», видеозапись отрывков из сериала «Роксолана»; книга А. Лугового «Выдающееся женщины Украины».
Эпиграф.
Словно ту пилу, Бог
Бросил нас на свет.
Он знает нашу цель,
Он знает и Тебя.
Омар Хайям
Ход урока
1. Актуализация опорных знаний учащихся. Мотивация учебной деятельности.
1. Просмотр нескольких кадров из сериала «Роксолана».
2. Беседа для установления осведомленности учащихся с личностью Роксоланы.
- Откуда вы впервые узнали о Роксолане?
- Что вам известно о ее происхождении?
- Каким образом украинка стала женой турецкого султана?
- Почему в книге О. Лугового «Выдающееся женщины Украины» автор ведет речь о Роксолане?
II. Сообщение темы и ожидаемых результатов урока.
- Во время изучения устного народного творчества мы читали думу «Маруся Богуславка», в которой рассказывается о красивую пленницу из Украины Марусю, которую приобрел на невольничьем рынке в Кафе знатный вельможа, после чего она приняла мусульманство и стала его женой, но на короткий срок, потому что выпустила на волю 700 казаков, за что была скарана смертью.
«...О великой украинку, блистала умом и веселостью, безоглядностью и милосердием, кровью и жемчугом», как выразился о Роксолане автор исторической повести Осип Назарук, мы будем вести речь на уроке сегодня.
2. Работа с учебником.
Учащимся предлагается проработать статью учебника о жизнеописание Осипа Назарука.
3. Литературный диктант.
• В каком городе родился Осип Назарук? (В Бучаче.)
• В каком месяце родился В. Назарук? (В августе.)
• Где получал образование? (Бучацкой и других гимназиях.)
• Почему его исключали из гимназий как политически неблагодійну человека? (За организацию драгоманівських кружков.)
• В каком городе в 1902-1908 г. получал юридическое образование? (В Вене.)
• На какие темы писал статьи, будучи студентом? (На политические.)
• 3 какой организацией связал свою судьбу автор «Роксоланы» в годы Первой мировой войны? (С организацией Украинских Сечевых Стрельцов.)
• Какую работу выполнял Назарук, будучи одним из организаторов «Прессовой квартиры» УСС? (Редактор и составитель журналов, книг, песен.)
• Назовите одно из самых авторитетных документальных источников о судьбе бойцов УСС, написанное О. Назаруком. («По следам УСС».)
• Какие времена исторического прошлого Украины привлекали писателя? (Княжеские.)
• Какую историческую повесть О. Назарука общество «Просвещение» отметило престижной премией? («Князь Ярослав Осмомысл».)
• Назовите еще два исторических произведения А. Назарука. («Против орд Чингисхана», «Роксолана».)
• В каком правительстве Назарук возглавил Управление прессы и информации? (В правительстве УНР.)
• Куда эмигрировал Осип Фаддеевич после того, как УНР потеряла государственность? (В Вену.)
• Куда перебрался писатель в 1922 г.? (В Канаду, а через год - в США.)
• В город вернулся в 1928 г. Осип Назарук? Чем он занимался? (Стал редактором львовской газеты «Новая заря».)
• В каком году и где вышла «Роксоляна»? ( В 1930 году во Львове.)
• Перед приходом на Западную Украину советской власти Осип Назарук выезжает в ..., где прожил несколько месяцев. (Краков.)
• Назовите дату, когда умер О. Назарук. (31. 03. 1940 г.)
• Почему имя А. Назарука в советские времена было вычеркнуто из истории украинской литературы? (Его произведения считали националистическими.)
• В каком году вернулся своими произведениями Осип Назарук в Украину? (Во времена независимости. В 1991 г. «Роксоляна» стала доступной читателям.)
3. Ученические сообщения о Роксолане с демонстрацией ее портретов.
(Ориентировочный материал для сообщений.
• «Роксолана или Анастасия Лисовская» - историческая повесть Михаила Орловского, которая попала в руки В. Назарука в Каменке. С этого времени 12 лет Осип Фаддеевич работал над созданием образа легендарной Роксоланы. В 1930 г. эта историческая повесть имела наибольший успех в Галиции. Она вышла под названием «Роксолана, жена Халифа и падишаха (Сулеймана Великого), завоевателя и законодателя». Повесть Осипа Назарука существенно страдает достоверность: невозможно то, что Роксолана с Сулейманом посетили Афон, что Настю на чужбине разыскала мать, жена султана заранее знала о мести туркам.
• Роксолана (Анастасия Гавриловна Лисовская; 1505-1561 pp.) - жена турецкого султана Сулеймана i, дочь священника из г. Рогатина (Галичина). 1520 г. пленная крымскими татарами, попала в султанский гарем. Как Сулейманова жена, имела большое влияние на мужа и турецкую политику. Позаботилась посадить на турецкий престол своего сына Селима II, играя при нем большую роль как султанка - мать.
• В мусульманском мире за всю историю насчитывается 20 имен правительниц и 13 регентш. Среди женщин есть имя Хуррем-султан, то есть Роксоланы.
«Хуррем» означает розвеселена, а «Роксолана» - женщина с Руси.
В Османской империи правовой статус женщины был низким во всем мусульманском мире, но наперекор всему Анастасия Лисовская почти 40 лет была фактически правительницей безграничной империи.
• Роксолана занималась строительством храмов, реконструкцией архитектурных сооружений и водопроводов, принимала участие в военных походах наравне с мужчиной, добилась от Сулеймана обещания, что он никогда не двинется в Украину военным походом, и в течение нескольких десятилетий сдерживала вторжения орд турецких янычар на землю отцов.
• Историки приписывают ей хладнокровную предсказуемость событий, умение просчитывать каждый свой шаг и действия противников. Хитростью уничтожил первого сына султана, расправлялась с теми, кто хотел разрушить ее власть или лишить благосклонности султана.
4. «Отсрочка ответ».
- Вы составили портрет Роксоланы, получив информацию из сообщений учащихся. Какие исторические факты использовал Осип Назарук в исторической повести «Роксолана»? Есть в ней художественный вымысел? Ответ на эти вопросы вы сможете дать, прочитав произведение.
5. Комментируемое чтение I-V частей повести.
(Ученики читают «цепочкой». Комментарий непонятных слов).
6. Беседа по содержанию И части:
- Почему первая часть имеет название «Страшное свадьбы»?
- Зачитайте пейзаж летнего вечера на Подолье. Какова его роль?
- Что придавало тревоги, беспокойства? (Небо с заревом.)
- Где нашел молодой Стефан Дропан свою невесту? (В садике с подружками за разговором.)
- Зачитайте отрывок, в котором гадалка «причитала свою волхвования». Для чего автор использует архаизмы?
- Чем заканчивается И часть?
- Объясните эпилог И части: «Не знаешь утром, что будет вечерком.
- Подает автор портрет героини? (Нет.) Какая художественная деталь указывает на то, что Настя тяжело не работала, родители ее берегли? («Белая рученька».)
7. Лексическая минутка.
(Из представленных антонімічних юар выберите по одному антоніму, который характеризует Настю Лисовскую, используйте слова из текста.)
Набожный - безбожная («... Бог мощнее гадалке ...»).
Веселая - грустная («... Весело напиралася»).
Искренняя - лукавая («... Радостно бросилась к нему и взяла его за руку ...»).
Почтительная - пренебрежительная («...Только отцу об этом ни словечка, потому что очень рассердились бы ...»)
8. Работа над содержанием II части.
(Учащиеся задают вопросы к классу. Учитель акцентирует внимание на роли эпилога:
Там в долине огне горят,
Там татаре плен делят ...
Один плен с женщинами,
Второй плен с дівочками ... (Из народной песни).
9. Работа в группах.
Ученики объединяются в 3 группы, каждая из которых прорабатывает III, IV, V части повести и составляет словесный портрет Насти Лисовской, что отражает ее состояние в конкретной части произведения.
III. Закрепление изученного.
1. Практическое задание.
- Найдите лишние слова среди представленных:
Адамашки, ладан, Чернобыль, шалфея; стрийко. килиїмськім, чайки. (Чернобыль - город, мало быть чернобыль - название степного полыни; стрийко, а должно быть стрик; чайки, а должно быть меви.)
2. «Микрофон».
«На уроке для меня было открытием то, что ...»
IV. Подведение итогов.
V. Домашнее задание.
Прочитайте VI-XVI разделы повести А. Назарука «Роксоляна»; составьте и запишите в тетради вопросы к каждому разделу. Выясните, героиней еще каких произведений была Роксолана.