УРОК 11
Тема. КР № 1 (по разделу «Устное народное творчество»). ВЧ №1. Развитие умений выразительно читать народные думы.
Цель: проверить знания по разделу «Устное народное творчество», совершенствовать умение выразительно читать думу; развивать навыки владения словом, практически применять знания по теории литературы, воспитывать эстетические вкусы.
Оборудование: тексты народных дум, иллюстрации к ним, таблица «Советы чтецам».
Эпиграф.
Не всякое устное слово - живое слово! И оно бывает мертвым, когда лишенное творческого вдохновения, что питается глубоким пониманием и искренним чувством.
Б. Буяльский
Ход урока
I. Контрольная работа по разделу «Устное народное творчество».
(Одним из ее элементов может быть блиц-опрос (каждый правильный ответ - 1 балл), например:
• Устное народное творчество одним словом - это... (фольклор).
• Думы распределяются на историко-героические и ... (социально-бытовые).
• Часть думы, в которой автор превозносит героев, называется...(«славослів 'ям»).
• Словами «Ой на Черном море, на белом камне, ой там сидит ясень сокол-білозірець, низко голову склонив...» начинается дума... («Буряна Черном море»),
• Сочетание однокоренных или синонимичных слов («штаты - уважать»,«плачет - проклинает») называется... (тавтологией).
• В отличие от песни дума не делится на... (строфы).
• О том, как жена паши спасла казаков, говорится в думе ... («Маруся Богуславка»).
• Два родных брата являются героями думы... («Буря на Черном море»).
» Протяженное проговаривания, которым выполняются думы, называется... (речитативом).
• Думы исполняются в сопровождении... (кобзы, лиры или бандуры).
• Самым известным исполнителем народных дум считается... (Остап Вересай).
• Древнейшим является запись текста думы, что называется... («Дума про казака Голоту»).
II. Мотивация учебной деятельности.
- «Дума про казака Голоту» является одной из самых известных народных дум. ей уже более 400 лет, а она до сих пор с успехом исполняется во время концертов, фестивалей кобзарского искусства, народных праздников.
Конечно, на одном уроке мы с вами не сможем научиться выполнять эту думу, так как это делают кобзари или бандуристы, но приобрести навыки выразительного чтения дум нам под силу.
III. Сообщение темы и ожидаемых результатов урока.
1. Объяснение учителя.
- Дума, как вам уже известно, - это лиро-эпический, то есть песенно-повествовательный произведение. В нем рассказывается о конкретном событии, причем высказывается и отношение автора к изображаемому. Как выразился известный ученый-литературовед Сергей Ефремов, «думы дают замечательные иллюстрации к писаной истории народа, показывая, какими глазами он сам смотрел на то или иное событие...»
Этим обусловливается своеобразие их выразительного чтения:
а) думы читаются розповідною интонацией, которая меняется в зависимости от содержания различных частей произведения;
б) темп чтения в основном медленный, с выделением художественных деталей;
в) воспроизводя диалоги или монологи, интонациями и темпом, мимикой и жестами следует передать настроение и переживания персонажей, их отношение к тому, о чем они ведут речь.
2. «Образцовое» чтение «Думы про казака Голоту».
(Такое«образцовое») чтение учащиеся должны услышать из уст учителя. Если по определенным причинам учитель не может его продемонстрировать, то используем аудиозапись или предлагаем послушать образцовое чтение хорошо подготовленного ученика.)
3. Беседа по тексту произведения:
- Какое впечатление произвела на вас дума?
- Где происходят события, о которых рассказывает произведение? Откуда мы об этом узнаем?
- Назовите действующих лиц думы. Какими вы их представляете?
- Как показано в произведении смелость казака Голоты, его справедливость, воинское умение? А как изображено богатого татарина? Которое есть его основное стремление?
- Чем характерна речь героев? Подтвердите свой ответ цитатами из текста.
- Как заканчивается дума?
- О чем свидетельствуют последние строки произведения:
Слава не умрет, не ляжет
От ныне до века!..
- С какой интонацией их нужно читать?
4. Работа с таблицей «Советы чтецам».
(Ориентировочно таблица может содержать следующие советы:
- внимательно прочитайте текст, стараясь понять его содержание, четко представить изображены автором картины;
- попробуйте проникнуться общим настроением изображенного, чувствами автора и его героев;
- «прочитайте» подтекст;
- определите общий тон и темп чтения и те места в тексте, где эти параметры меняются;
- продумайте, каким будет эмоциональная окраска голоса.
5. Молчаливое чтение учащимися текста «Думы про казака Голоту».
6. Упражнения в выразительном чтении.
(Этот этап урока включает такие виды работ:
а) комментарий к тексту;
б) тренировка в произношении трудных слов, оборотов;
в) разметка текста или только самых тяжелых его частей знаками партитуры;
г) обсуждение возможных вариантов интонационной интерпретации каждой части;
д) чтение отрывков отдельными учениками;
е) краткая рецензия чтение учителем и другими учениками класса).
7. Заключительное слово учителя с элементами рефлексии.
- Думы - эпос, не имеет центрального героя, вокруг которого концентрируется рассказ, как это свойственно греческом, немецком или французском епосам. Каждый сюжет думы имеет своего героя, духом и телом связанного с эпохой, с реальной историей, с социальной и политической проблематикой тогдашнего общества», - такими словами литературовед Григорий Нудьга обозначил особенность народных дум. И действительно, в думах нет какого-то одного героя, который бы олицетворял украинский народ, - в них представлена целая галерея образов национальных героев, способных на подвиг и самопожертвование.
Среди таких героев - и казак Голота, дума про которого стала предметом нашего исследования на уроке.
- Понравился ли вам урок? Чем именно?
- Сложно ли вам было выразительно читать думу? Обоснуйте свое мнение.
- Какие выводы вы можете сделать из всего услышанного?
IV. Подведение итогов.
V. Домашнее задание.
Прочитайте думу «Побег трех братьев из города Азова, из турецкой неволи». Нарисуйте к ней иллюстрацию.