УРОК 36
Тема. ВЧ № 3. Выразительное чтение стихотворений В. Сосюры.
Цель: повторить усвоенные ранее средства выразительного чтения; через поэзию В. Сосюры раскрыть учащимся тонкие чувства сыновней любви к Родине, чувства национального сознания; воспроизвести с помощью поэтического слова счастье молодости; развивать образное мышление; воспитывать чувство гражданского долга.
Оборудование: выставка произведений В. Сосюры, таблицы «Интонация», «Паузы», «Темп», портрет писателя.
Ход урока
I. Сообщение темы и ожидаемых результатов урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Вы должны приложить много усилий и труда, чтобы хорошо овладеть умением правильно, выразительно читать художественные произведения. Кропотливая работа над текстом при подготовке к выразительному чтению и именно выразительное чтение помогут вам глубже проникнуть в содержание произведения, полнее постичь его поэтическую красоту, почувствовать могущество слова. На сегодняшнем уроке мы будем доносить чувства автора стихотворения «Любите Украину!»
II. Актуализация опорных знаний.
(Работа с таблицами.)
Интонация - основные выразительные средства речи, которые дают возможность воссоздать отношение говорящего к предмету или собеседнику.
Виды интонации: восклицательный, питальна, розповідна, таинственная, взволнованная, мечтательная...
Интонация учитывает силу звучания голоса (громкость), изменение высоты тона, темп (скорость) речи, паузы (остановки). Именно изменения интонации делают устную речь выразительным и ярким. Окличну или вопросительную интонацию предложения определяют знаки препинания в конце предложения. Паузы между предложениями так же указывают знаки препинания в конце предложений. Знаки препинания в середине предложения также определяют интонацию и обозначают паузы.
Самое важное по смыслу слово во время произношения выделяют усилением голоса. Такое выделение слова называют логическим ударением. От
того, на какое слово в предложении падает логическое ударение, зависит восприятие выраженной предложением мнения.
Мимика и жесты должны соответствовать содержанию и настроению текста, быть уместными, виразними. их задача состоит в том, чтобы:
- усилить выражения мысли;
- подчеркнуть что-то важное, на чем чтец стремится сосредоточить внимание слушателей;
- выразить отношение автора к изображенному, дать ему оценку;
- убедить слушателей в правильности этой оценки.
III. Организация учебной деятельности.
1. Выразительное чтение стихотворения В. Сосюры « Любите Украину!»
(Конкурс. Определение победителей).
2. Беседа за вопросами:
- К кому Владимир Сосюра обращается прежде всего, побуждая к патриотическим чувствам, призывая любить Украину?
- Кому, по вашему мнению, лучше всего удалось прочитать стихотворение? Обоснуйте свой выбор.
- Помогло выразительное чтение проникнуть в содержание произведения?
- Почему В. Сосюра сказал о себе: «Такой я нежный, такой тревожный».
3. Заключительное слово учителя.
- Творчество, любовь, чувство красоты для Сосюры всегда молодость ... 8 января 1965 года поэта не стало ... Похороны был многолюдным. Андрей Малышко провозгласил такие слова над его могилой: «Холодно тебе, поэт, и снег над тобой идет очень холодный. Над твоим гробом в этот зимний холодный день мы клянемся, что будем любить свой язык, свой народ, свои обычаи так, как ты завещал в своем стихотворении «Любите Украину!»:
Любите Украину во сне и наяву,
Вишневую свою Украину.
Красоту ее, вечно живую и новую
И язык ее соловьиный.
И пусть тупость кретинов и невежд, прелатов и иезуитов, которая укоротила твоя жизнь после написания этого стихотворения, зів'ядає над могилой великого украинского поэта. Прости, что мы не покрыли тебя славной казацкой китайкой по нашему обычаю и не положили на твое сердце красной калины - ты так то любил. И красная калина твоей Украины краснеть в твоем сердце и в твоем слове. Кому-то, может, надоели эти символы нашей вечной свободы и горечи, а для нас они зацвітатимуть вечно - от молодых до старых - из поколения в поколение. Мы бы хотели похоронить тебя, как подобает великому певцу, и понести тебя на своих плечах по всему Крещатику, по всей нашей земле ... что ж, говорят, - нельзя. А как жаль, что и в этом мы склоняемся к циркуляров, а не к вековым традициям нашего народа. Ну что же, тогда мы, неблагодарные сыновья твои, понесем тебя на своих плечах в вечность ...
Умирают поэты. В душе.
А потом - в больнице умирают.
Прячут сначала стихи.
А потом поэтов хоронят.
Зимой за город, как снег,
Вывозят на третьей скорости ...»
IV. Подведение итогов.
V. Домашнее задание.
Научитесь выразительно читать стихи В. Сосюры. Составьте устное сочинение на тему: «Что для меня значит быть представителем украинского народа?»