Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Уроки по украинской литературе 8 класс

УРОК 36

 

Тема. ВЧ № 3. Выразительное чтение стихотворений В. Сосюры.

Цель: повторить усвоенные ранее средства выразительного чтения; через поэзию В. Сосюры раскрыть учащимся тонкие чувства сыновней любви к Родине, чувства национального сознания; воспроизвести с помощью поэтического слова счастье молодости; развивать образное мышление; воспитывать чувство гражданского долга.

Оборудование: выставка произведений В. Сосюры, таблицы «Интонация», «Паузы», «Темп», портрет писателя.

Ход урока

I. Сообщение темы и ожидаемых результатов урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Вы должны приложить много усилий и труда, чтобы хорошо овладеть умением правильно, выразительно читать художественные произведения. Кропотливая работа над текстом при подготовке к выразительному чтению и именно выразительное чтение помогут вам глубже проникнуть в содержание произведения, полнее постичь его поэтическую красоту, почувствовать могущество слова. На сегодняшнем уроке мы будем доносить чувства автора стихотворения «Любите Украину!»

II. Актуализация опорных знаний.

(Работа с таблицами.)

Интонация - основные выразительные средства речи, которые дают возможность воссоздать отношение говорящего к предмету или собеседнику.

Виды интонации: восклицательный, питальна, розповідна, таинственная, взволнованная, мечтательная...

Интонация учитывает силу звучания голоса (громкость), изменение высоты тона, темп (скорость) речи, паузы (остановки). Именно изменения интонации делают устную речь выразительным и ярким. Окличну или вопросительную интонацию предложения определяют знаки препинания в конце предложения. Паузы между предложениями так же указывают знаки препинания в конце предложений. Знаки препинания в середине предложения также определяют интонацию и обозначают паузы.

Самое важное по смыслу слово во время произношения выделяют усилением голоса. Такое выделение слова называют логическим ударением. От

того, на какое слово в предложении падает логическое ударение, зависит восприятие выраженной предложением мнения.

Мимика и жесты должны соответствовать содержанию и настроению текста, быть уместными, виразними. их задача состоит в том, чтобы:

- усилить выражения мысли;

- подчеркнуть что-то важное, на чем чтец стремится сосредоточить внимание слушателей;

- выразить отношение автора к изображенному, дать ему оценку;

- убедить слушателей в правильности этой оценки.

III. Организация учебной деятельности.

1. Выразительное чтение стихотворения В. Сосюры « Любите Украину!»

(Конкурс. Определение победителей).

2. Беседа за вопросами:

- К кому Владимир Сосюра обращается прежде всего, побуждая к патриотическим чувствам, призывая любить Украину?

- Кому, по вашему мнению, лучше всего удалось прочитать стихотворение? Обоснуйте свой выбор.

- Помогло выразительное чтение проникнуть в содержание произведения?

- Почему В. Сосюра сказал о себе: «Такой я нежный, такой тревожный».

3. Заключительное слово учителя.

- Творчество, любовь, чувство красоты для Сосюры всегда молодость ... 8 января 1965 года поэта не стало ... Похороны был многолюдным. Андрей Малышко провозгласил такие слова над его могилой: «Холодно тебе, поэт, и снег над тобой идет очень холодный. Над твоим гробом в этот зимний холодный день мы клянемся, что будем любить свой язык, свой народ, свои обычаи так, как ты завещал в своем стихотворении «Любите Украину!»:

Любите Украину во сне и наяву,

Вишневую свою Украину.

Красоту ее, вечно живую и новую

И язык ее соловьиный.

И пусть тупость кретинов и невежд, прелатов и иезуитов, которая укоротила твоя жизнь после написания этого стихотворения, зів'ядає над могилой великого украинского поэта. Прости, что мы не покрыли тебя славной казацкой китайкой по нашему обычаю и не положили на твое сердце красной калины - ты так то любил. И красная калина твоей Украины краснеть в твоем сердце и в твоем слове. Кому-то, может, надоели эти символы нашей вечной свободы и горечи, а для нас они зацвітатимуть вечно - от молодых до старых - из поколения в поколение. Мы бы хотели похоронить тебя, как подобает великому певцу, и понести тебя на своих плечах по всему Крещатику, по всей нашей земле ... что ж, говорят, - нельзя. А как жаль, что и в этом мы склоняемся к циркуляров, а не к вековым традициям нашего народа. Ну что же, тогда мы, неблагодарные сыновья твои, понесем тебя на своих плечах в вечность ...

Умирают поэты. В душе.

А потом - в больнице умирают.

Прячут сначала стихи.

А потом поэтов хоронят.

Зимой за город, как снег,

Вывозят на третьей скорости ...»

IV. Подведение итогов.

V. Домашнее задание.

Научитесь выразительно читать стихи В. Сосюры. Составьте устное сочинение на тему: «Что для меня значит быть представителем украинского народа?»