Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Уроки по украинской литературе 8 класс

УРОК 9

 

Тема. Проблемы выбора, душевная раздвоенность Маруси Богуславки между любовью к родной земле и положением жены турецкого вельможи («Маруся Богуславка»).

Цель: ознакомить учащихся с думой «Маруся Богуславка», раскрыть ее тематику, обратить внимание на образ Маруси, ее героический поступок; раскрыть проблему выбора героини; совершенствовать умение анализировать образы; воспитывать чувство патриотизма, черты настоящего человека.

Оборудование: аудиозаписи, иллюстрации к думы, сборник стихов Лины Костенко.

Межпредметные связи: музыкальное искусство: опера М. Лысенко «Маруся Богуславка».

Ход урока

И. Мобилизация внимания учащихся. Мотивация учебной деятельности.

1. Прослушивание фрагмента из оперы М. Лысенко «Маруся Богуславка».

2. «Встреча с героиней произведения».

(Заранее подготовленная ученица в образе Маруси Богуславки читает наизусть стихотворение Лины Костенко « Чадра Маруси Богуславки».)

Узенькая улочка. Стена, увитая хмелем.

Татары спят, сегодня у них байрам.

Высокий дуб, по-украински - нелынь.

Священное писание, по-ихнему - Коран

. Чего я здесь? Еще, говорят, Богу слава,

Что я живая, что у меня муж паша.

А я - Маруся. Я - из Богуслава.

У меня есть непроданная душа.

О, как он любит, как он меня палит!

Как он меня целует ночью!

Кольца надел по две на каждый палец.

Браслеты на руках, на шее дукачи.

И я хожу, обладательница темницы.

Скрипят в тишине дверь за дверью.

Блестят глазами слуги темнолиці,

Мне в ноги стелют ковры.

Ох, ковры, красочные коврики!

Фонтан, кальян и слезы на заре.

Носила я и плахту, и веночки, -

Ну, как мне, хорошо в чадре?

И меч, и правда - девственности не женские.

Люблю чадру - и черная и густая.

Когда татарам врут мои глаза,

Никто не видит, как дрожат уста.

Моего лица не видно под чадрой.

Мой муж уехал. Тоскливо мне. Жду.

А то бы я им казалась странноватой, -

Чего я побледнела и куда иду.

Чего смотрю в море, в туманы.

Чего, как тень, брожу ночью ...

Бряжчать мне невольничьи кандалы,

А я ищу скрытые ключи.

 

3. Слово учителя.

- Маруся Богуславка... Героиня только что прослушанных произведений и известной народной думы, прочитанной вами дома. Кто она? Почему, как тень, бродит по дворцу, то и дело вглядываясь в море в туман», почему прячет лицо под чадрой, почему ищет скрытые ключи? Перед каким нравственным выбором стала Маруся Богуславка?

Об этом мы и поговорим на уроке.

II. Сообщение темы и ожидаемых результатов урока.

1. Беседа за вопросами (их может ставить как учитель, так и ученики друг другу):

- Что вы узнали про Марусю Богуславку из народной думы? Откуда она родом? Кто ее родители?

- Как Маруся стала женой турецкого паши?

- О большой христианский праздник решила напомнить девушка пленным казакам? Как вы думаете, почему?

- Как отнеслись казаки-невольники к Марусиної упоминания о Пасхе в родном краю? Почему они проклинают свою землячку?

- До каких смелых и решительных действий удалась Маруся? Что побудило ее к героическому поступку?

- Как вы думаете, девушка осознавала, что будет жестоко наказана за выпущенных на волю казаков?

- Почему же тогда она не воспользовалась возможностью вернуться на родину, да еще и передала весть отцу с просьбой не пытаться ее выкупить?

- Действительно единственной причиной было то, что Маруся «потурчилась, побусурманилась»? Подумайте, как бы отнеслись к жене турецкого паши в Украине.

2. «Займи позицию».

- Можно Марусю Богуславку назвать патриоткой? Докажите свое мнение.

(Ученикам предлагается встать возле соответствующего из плакатов, размещенных в разных частях класса: на одном написано «можно», на другом - «не можно», - то есть «проголосовать ногами». Один-два ученика из каждой группы должны обосновать свою позицию. Если после изложения различных точек зрения кто-нибудь из учеников изменит позицию, он имеет право перейти в другую группу).

3. Литературоведческая справка.

- В литературоведении до сих пор идут споры о том, Маруся Богуславка - вымышленный персонаж, или, как и Роксолана - Настя Лисовская, дочь священника из Рогатина - является историческим лицом.

Народные предания утверждают, что примерно в XVI веке дочь священника из Богуслава вместе с другими ее двумя сестрами ордынцы увели в плен. Очень красивую пленницу Марусю на невольничьем рынке в Кафе приобрели для знатного вельможи, богатого паши. Молодая украинка могла до конца дней своих жить в роскоши и богатстве, но трагическое положение невольников из родного края не давало покоя его совести, и Маруся, выбрав благоприятный момент, выпустила на волю 700 казаков, за что была наказана смертью.

Хотя имя героини - Маруся Богуславка, ее происхождения свидетельствует о том, что в основе мысли лежит исторический факт, однако скорее всего это обобщенный образ женщины-патриотки, что и на чужбине находит возможность выполнить свой долг перед родной землей.

А употребление названия города Богуслав в думе про Марусю Богуславку можно считать условным, обобщенным, о чем свидетельствуют имена героев других невольничьих дум - Иван Богуславец (дума «Иван Богуславец») и Иван Богословець (дума «Сокол и соколенок»).

4. Творческое задание.

- Понравилась ли вам Маруся? Чем привлекает ее образ современного украинца?

Свои соображения изложите в небольшом сочинении-размышлении на тему: «Мое отношение к Маруси Богуславки».

III. Подведение итогов.

IV. Домашнее задание.

Прочитайте думу «Буря на Черном море» и нарисовать к ней иллюстрации.