УРОК 9
Тема. Проблемы выбора, душевная раздвоенность Маруси Богуславки между любовью к родной земле и положением жены турецкого вельможи («Маруся Богуславка»).
Цель: ознакомить учащихся с думой «Маруся Богуславка», раскрыть ее тематику, обратить внимание на образ Маруси, ее героический поступок; раскрыть проблему выбора героини; совершенствовать умение анализировать образы; воспитывать чувство патриотизма, черты настоящего человека.
Оборудование: аудиозаписи, иллюстрации к думы, сборник стихов Лины Костенко.
Межпредметные связи: музыкальное искусство: опера М. Лысенко «Маруся Богуславка».
Ход урока
И. Мобилизация внимания учащихся. Мотивация учебной деятельности.
1. Прослушивание фрагмента из оперы М. Лысенко «Маруся Богуславка».
2. «Встреча с героиней произведения».
(Заранее подготовленная ученица в образе Маруси Богуславки читает наизусть стихотворение Лины Костенко « Чадра Маруси Богуславки».)
Узенькая улочка. Стена, увитая хмелем.
Татары спят, сегодня у них байрам.
Высокий дуб, по-украински - нелынь.
Священное писание, по-ихнему - Коран
. Чего я здесь? Еще, говорят, Богу слава,
Что я живая, что у меня муж паша.
А я - Маруся. Я - из Богуслава.
У меня есть непроданная душа.
О, как он любит, как он меня палит!
Как он меня целует ночью!
Кольца надел по две на каждый палец.
Браслеты на руках, на шее дукачи.
И я хожу, обладательница темницы.
Скрипят в тишине дверь за дверью.
Блестят глазами слуги темнолиці,
Мне в ноги стелют ковры.
Ох, ковры, красочные коврики!
Фонтан, кальян и слезы на заре.
Носила я и плахту, и веночки, -
Ну, как мне, хорошо в чадре?
И меч, и правда - девственности не женские.
Люблю чадру - и черная и густая.
Когда татарам врут мои глаза,
Никто не видит, как дрожат уста.
Моего лица не видно под чадрой.
Мой муж уехал. Тоскливо мне. Жду.
А то бы я им казалась странноватой, -
Чего я побледнела и куда иду.
Чего смотрю в море, в туманы.
Чего, как тень, брожу ночью ...
Бряжчать мне невольничьи кандалы,
А я ищу скрытые ключи.
3. Слово учителя.
- Маруся Богуславка... Героиня только что прослушанных произведений и известной народной думы, прочитанной вами дома. Кто она? Почему, как тень, бродит по дворцу, то и дело вглядываясь в море в туман», почему прячет лицо под чадрой, почему ищет скрытые ключи? Перед каким нравственным выбором стала Маруся Богуславка?
Об этом мы и поговорим на уроке.
II. Сообщение темы и ожидаемых результатов урока.
1. Беседа за вопросами (их может ставить как учитель, так и ученики друг другу):
- Что вы узнали про Марусю Богуславку из народной думы? Откуда она родом? Кто ее родители?
- Как Маруся стала женой турецкого паши?
- О большой христианский праздник решила напомнить девушка пленным казакам? Как вы думаете, почему?
- Как отнеслись казаки-невольники к Марусиної упоминания о Пасхе в родном краю? Почему они проклинают свою землячку?
- До каких смелых и решительных действий удалась Маруся? Что побудило ее к героическому поступку?
- Как вы думаете, девушка осознавала, что будет жестоко наказана за выпущенных на волю казаков?
- Почему же тогда она не воспользовалась возможностью вернуться на родину, да еще и передала весть отцу с просьбой не пытаться ее выкупить?
- Действительно единственной причиной было то, что Маруся «потурчилась, побусурманилась»? Подумайте, как бы отнеслись к жене турецкого паши в Украине.
2. «Займи позицию».
- Можно Марусю Богуславку назвать патриоткой? Докажите свое мнение.
(Ученикам предлагается встать возле соответствующего из плакатов, размещенных в разных частях класса: на одном написано «можно», на другом - «не можно», - то есть «проголосовать ногами». Один-два ученика из каждой группы должны обосновать свою позицию. Если после изложения различных точек зрения кто-нибудь из учеников изменит позицию, он имеет право перейти в другую группу).
3. Литературоведческая справка.
- В литературоведении до сих пор идут споры о том, Маруся Богуславка - вымышленный персонаж, или, как и Роксолана - Настя Лисовская, дочь священника из Рогатина - является историческим лицом.
Народные предания утверждают, что примерно в XVI веке дочь священника из Богуслава вместе с другими ее двумя сестрами ордынцы увели в плен. Очень красивую пленницу Марусю на невольничьем рынке в Кафе приобрели для знатного вельможи, богатого паши. Молодая украинка могла до конца дней своих жить в роскоши и богатстве, но трагическое положение невольников из родного края не давало покоя его совести, и Маруся, выбрав благоприятный момент, выпустила на волю 700 казаков, за что была наказана смертью.
Хотя имя героини - Маруся Богуславка, ее происхождения свидетельствует о том, что в основе мысли лежит исторический факт, однако скорее всего это обобщенный образ женщины-патриотки, что и на чужбине находит возможность выполнить свой долг перед родной землей.
А употребление названия города Богуслав в думе про Марусю Богуславку можно считать условным, обобщенным, о чем свидетельствуют имена героев других невольничьих дум - Иван Богуславец (дума «Иван Богуславец») и Иван Богословець (дума «Сокол и соколенок»).
4. Творческое задание.
- Понравилась ли вам Маруся? Чем привлекает ее образ современного украинца?
Свои соображения изложите в небольшом сочинении-размышлении на тему: «Мое отношение к Маруси Богуславки».
III. Подведение итогов.
IV. Домашнее задание.
Прочитайте думу «Буря на Черном море» и нарисовать к ней иллюстрации.