Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Уроки по украинской литературе 8 класс

УРОК 20

 

Тема. Тарас Шевченко. «Мне одинаково, буду» (из цикла «В каземате»). Размышления автора о собственной судьбе, судьбе Украины.

Цель: ознакомить учащихся с поэзией Т. Шевченко из цикла «В каземате»; показать художественное совершенство Его стихов; развивать чувство патриотизма через символический образ сына в поэзии «Мне одинаково, буду»; воспитывать умение выдерживать все испытания и уцелеть в сложных исторических перекрестках.

Оборудование: автопортреты Т. Шевченко, фонозапис стихотворения «Мне одинаково, буду» на музыку М. Лысенко, Я. Смеречанського корзина в форме мяча, наполненная полосками, на которых написаны вопросы.

Ход урока

И. Актуализация опорных знаний учащихся.

1. Проверка домашнего задания.

Ее можно провести в форме тестов.

1. Укажите год рождения Т. Шевченко:

а) 1812;

б) 1814;

в) 1816.

2. В каком селе родился Т. Шевченко:

а) Кирилловка;

б) Моринка;

в) Моринцы.

3. Укажите фамилию господина, у которого Т. Шевченко был казачком:

а) Энгельгардт;

б) Ширяев;

в) Сошенко.

4. Вспомните фамилию украинского художника, который помог Шевченко стать свободным:

а) Ширяев;

б) Гребенка;

в) Сошенко.

5. Какую сумму денег требовал Энгельгардт Шевченко:

а) 2500 рублей;

б) 2000 рублей;

в) 3500 рублей.

6. Укажите фамилию талантливого тогдашнего художника, который нарисовал портрет русского поэта Василия Жуковского:

а) Репин;

б) Брюллов;

в) Сошенко.

7. Укажите год, в котором Т. Шевченко получил желанную свободу:

а) 1840;

б) 1837;

в) 1838.

8. В каком году вышел первый сборник стихов «Кобзарь»:

а) 1838;

б) 1839;

в) 1840.

9. Укажите год, когда Шевченко во второй раз прибывает в Украину и задумывает создать альбом «Живописная Украина»:

а) 1843;

б) 1846;

в) 1845.

10. Как назвал Шевченко-поэт свой «звездный час» (1845-1847 гг.):

а) Кирилло-Мефодиевское братство;

б) период «трех лет»;

в) политическая деятельность в братстве.

11. Где родился цикл стихотворений «В каземате»:

а) Петропавловская крепость;

б) Петербургская тюрьма;

в) Оренбургская крепость.

12. Где похоронили Т. Шевченко:

а) на Смоленском кладбище в Петербурге;

б) на Чернечей горе в Каневе;

в) на Аскольдовой горе.

Ключи: 1 - б, 2 - в, 3 - а, 4 - в, 5 - а, 6 - б, 7-в, 8 - в, 9 - в, 10 - б, 11 - а, 12 - а).

2. Фронтальное опрос:

- Каким был приговор царского суда в отношении Шевченко? Где отбывал ссылку Кобзарь? Сколько лет оно длилось?

- Чем занимался Тарас Григорьевич в последние годы жизни после возвращения из Орських степей до Петербурга?

- Как происходило перезахоронения Шевченко в Украине?

- Считаете ли вы удачным сравнение Шевченковских стихов с ду мамы? Почему?

- Какую роль играют в стихотворении «Думы мои, думы мои ...» образы символы черного орла, ворона?

- Почему лирический герой не желает славы и почестей?

II. Восприятие и осознание нового материала.

1. Слово учителя.

- Сегодня мы попробуем ответить на вопрос: «В чем заключается наивысшее проявление настоящего патриотизма?» А поможет нам в этом поэзия Т. Шевченко «Мені однаково, чи буду ...» из цикла «В каземате».

В период «трех лет» (1845-1847) Шевченко планирует устроиться на работу преподавателем изобразительного искусства в Киевском университете. Именно тогда знакомится с писателем Пантелеймоном Кулишом, писателем и историком Николаем Костомаровым, которые были инициаторами создания тайной организации «Кирилло-Мефодиевское братство». Поддерживая дружеские отношения с известными украинцами, Шевченко становится членом их организации. Его арестовали на Днепре, когда он ехал на свадьбу к М. Костомарова, где должен был быть старшим боярином. Неудачная попытка выбросить в воду рукописные стихи была приобщена к уголовному делу. Всех членов этого общества: Г. Костомарова, Т. Шевченко, П. Кулиша отправили в Петербург, где между 17 апреля и 19 мая 1847 г. велось следствие, во время которого Тарас Григорьевич держался достойно. В застенках Петропавловской крепости родился цикл стихотворений «В каземате», который насчитывал 12 стихотворений. Впоследствии, в Оренбурге, где в конце 1849 г. - в начале 1850 г. он переписал сочинения по 1847-1850 гг. начисто и объединил их в одну книжечку, которая получила название «Малая книга». Во время обыска и ареста в апреле 1850 p. Т. Шевченко успел передать «Малую книгу» своему приятелю К. Герну, у которого был на квартире, а тот впоследствии вернул ее автору

Написанные во время допросов и следствия стихи свидетельствуют, что поэт был готов к самым тяжелым испытаниям и не собирался отрекаться Украины, ее народа и Бога. Поэтому И. Франко называет произведения этого цикла жемчугом чистейшей поэзии. Одну из жемчужин мы будем читать на уроке.

2. Выразительное чтение стихотворения «Мне все равно ...».

3. Словарная работа за вопросами учеников.

4. Музыкальная пауза.

(Учитель сообщает ученикам о том, что стихотворение «Мне одинаково, буду» впервые напечатано в журнале «Цель» под названием «Сидя в неволе,1847 г.» Произведение положили на музыку М. Лысенко, Я. Смеречанский. Ученикам предлагается послушать фонозапис и создать образ лирического героя).

5. Эвристическая беседа:

- Почему «Мне все равно ...» считается одним из художественно самых совершенных произведений из цикла «В каземате»?

- В чем заключается наивысшее проявление настоящего патриотизма?

- Какое поколение предстает в образе отца? Как оно оценивало творчество Шевченко?

- Кто изображен в образе сына? Почему лирический герой не требует от него хвалы и славы?

- Чего требует поэт от символического образа сына? Докажите свое мнение. Актуальна ли эта поэзия для наших современников?

6. Литературный футбол.

(Класс делят на 2 команды, которые выбирают капитана. В центре класса корзина в форме мяча, в которой на полосках бумаги написаны вопросы. Капитаны команд согласно очереди вынимают по одной полоске и приносят ее к своей группы, обдумывают и дают ответ. Побеждает та команда, которая дала больше правильных ответов).

- К какому циклу принадлежит поэзия «Мне все равно ...»? («В каземате».)

- Указать время написания и место стихотворений цикла «В каземате»? (Между 17 апреля и 19 мая 1847p., Петербург.)

- Сколько стихов насчитывал сначала цикл «В каземате»? (12.)

- К какой разновидности лирики относится стихотворение «Мне все равно ...» (Философская лирика.)

- Укажите идею поэзии. (Отречение от всех достижений, славы, почестей во имя того, чтобы родной народ достойно выдержал все испытания и уцелел.)

- Укажите художественные средства. (Повторы, обращения, метафоры, эпитеты, прямая речь.)

- Назовите символические образы поэзии. (Лирический герой, отец, сын, Украина.)

- Укажите тему стихотворения. (Проявление настоящего патриотизма.)

III. Закрепление изученного.

Учитель предлагает продолжить предложение: «Мне не все равно ...»

IV. Подведение итогов.

V. Домашнее задание.

Выучите стихотворение « Мне все равно...» наизусть. Прочитайте несколько стихотворений из цикла «В каземате», определите идею стихотворений.