Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Уроки по украинской литературе 8 класс

УРОК 37

 

Тема. Борис Олийнык. Народное признание современного украинского поэта. Вечная проблема жизненного выбора, стоической позиции («Выбор»).

Цель: ознакомить учащихся с основными фактами жизненного и творческого пути Б. Олейника, содержанием поэзии «Выбор»; учить проводить аналогии с собственными наблюдениями и соображениями, определять роль художественных средств; развивать навыки выразительного чтения; воспитывать активную жизненную позицию.

Оборудование: портрет Б. Олейника; аудиозапись «Песни о матери» на слова Б. Олийныка в исполнении Т. Повалий; иллюстрации с изображением лебедя и журавлиного ключа; плакаты с надписями: «Лучше в жизнь войти клеткой ночи тихонько», «Лучше в жизни лететь, греметь, и ... сгореть», «Не определился».

Ход урока

И. Актуализация опорных знаний.

1. Проверка домашнего задания.

2. Литературная анкета.

(Учащиеся подтверждают тезис учителя словом «Да» или отрицают словом «Нет»),

• Анапест - трискладовий стихотворный размер с ударением на втором слоге. (Нет.)

• Ямб - двусоставный стихотворный размер с ударением на втором слоге. (Так.)

• Хорей - двусоставный стихотворный размер с ударением на первом слоге. (Так.)

• Амфібрахій - трискладовий стихотворный размер с ударением на последнем слоге. (Ни.)

• Дактиль -- двусоставный стихотворный размер с ударением на первом слоге. (Нет.)

• Амфібрахієм написано известную поэзию В. Сосюры «Любите Украину!» (Да.)

• Стихотворение В. Сосюры «Сад» относится к патриотической лирике. (Так).

• Поэзия «Васильки». Сосюры относится к интимной лирики. (Так.)

• В. Сосюра в басне «Магнат» одноименно называет Осла. (Так).

• Использует Анафору В. Сосюра в стихотворении «Любите Украину!» (Так.)

• Полевые цветы вдохновили В. Сосюру на создание стихотворения «Васильки». (Нет.)

• В поэзии «Сад» подчеркнуто животворные силы нации, которая даже после самых больших несчастий и испытаний самооновлюється и торжествует. (Так.)

II. Сообщение темы и ожидаемых результатов урока.

1. Прослушивание аудиозаписи «Песни о матери» на слова Б. Олейника.

2. Слово учителя.

- Известный украинский педагог Василий Сухомлинский писал: «Если ты в детстве не научился видеть в глазах матери ее душу, то на всю жизнь останешься нравственным калекой». Сравните эти слова с прослуханою только «Песней о матери», сделайте выводы.

- Может отношение поэта к матери быть зеркалом его отношение к Родине? Почему?

- Именно о поэте, викупаного маминой кристальной честностью и отцовским патриотизмом, мы будем вести речь на сегодняшнем уроке. А имя этого поэта - Борис Олейник.

Борис Ильич Олейник родился 22 октября 1935 года в селе Зачепиловка Новосанжарского района Полтавской области в семье газетного работника. Илья Иванович и научил пятилетнего Бориса читать. Сначала отец работал инструктором в газете, а перед войной стал ее редактором. Когда приближались фашистские танки до Новых Санжар, отец маленького Бориса отдал приказ закопать типографские шрифты и ушел добровольцем на фронт, хотя имел травмированную руку.

Мать согласилась на эвакуацию с маленьким сыном, поскольку территория была оккупирована. Однако автоколонна с беженцами была разбомблена немецкими самолетами, а несчастную мать с ребенком в погребе прятала чужая старая женщина. После того, как фронт перекатился над их головами, пришлось возвращаться в родное село, домой. В 1943 г. село было освобождено от фашистов. Сразу открыли школу для детей. Обучение Борисове давалось легко, и уже в пятом классе он писал очерки и заметки в местную газету, где еще помнили его погибшего на войне отца. В 1948 г. районная газета опубликовала его стихотворение, а в следующем году Борис дебютировал как поэт в «Звезде» - республиканской газете для учеников. Будучи в 8 классе, Олейник чувствовал себя равноправным членом редакции и выполнял посильную для него творческую работу. В 1953 г. вступает в Киевского университета им. Т. Шевченко на факультет журналистики.

Волнительный момент первого признания пережил Бы. Олейник в 1957 г. во время республиканского конкурса молодых поэтов, когда получил первую премию.

Первой книгой этого художника стала документальная повесть «За Северским Донцом», которая увидела свет в 1959 году, а в 1962 г. вышел первый сборник стихов - «Бьют в крицу кузнецы» - про послевоенные времена. Творческое наследие поэта ныне - свыше 40 книг: «Выбор» (1965), «Круг» (1968), «Стою на земле» (1973) ...

В 1983 г. Борис Ильич стал лауреатом Шевченковской премии, а во времена Независимости - Героем Украины.

В наше время Бы. Олейник продолжает работать на ниве литературы, часто выступает по радио, где имеет свою передачу на телевидении. Был депутатом Верховной Рады Украины.

В своих публицистических трудах поднимал вопрос украинского языка, духовности, экологии, последствий Чернобыльской катастрофы.

Творчество Б. Олейника - это яркий пример большого таланта.

3. Творческое задание.

- С чем у вас ассоциируется слово «выбор»? Напишите или нарисуйте свой ответ.

4. Выразительное чтение стихотворения «Выбор».

5. Обмен впечатлениями.

6. Словарная работа.

Ветерок - ветер;

від'ячали - відкричали;

трубят - трубят;

загадали - здесь: предложили.

7. Народоведческая минутка.

(Рассказывает заранее подготовленный ученик, используя иллюстрации).

- По народным поверьям, лебедь поет только один раз в жизни, перед смертью, поэтому ячання лебедей - предсказание смерти. Курлыканье журавлей - предсказание долгой жизни, здоровья, особенно весной.

8. Беседа по содержанию стихотворения «Выбор».

- Почему стихотворение называется «Выбор»? (Перед человеком всегда стоит выбор: прожить жизнь тихо, спокойно, безразлично ли быть неравнодушным ко всему, бороться...)

- Какой выбор сделал каждый из персонажей? Чей выбор вы одобряете?

- Чего стремитесь достичь в жизни вы? Каким должен быть ваш выбор?

- В любом случае слава может облагородить человека?

- Как к славе относится лирический герой? Объясните его жизненную позицию.

- Сформулируйте тему и идею стихотворения «Выбор».

9. Поэтический практикум.

- Выпишите отрывок из стихотворения и определите его стихотворный размер.

Над што'рмом, над ш'абельним збли'ском,

Над ле'готом те'плим в жит'ах _

Гойда'ється вечная коли'ска

Мая'тником жизни'.

(Тристопний амфібрахій в сочетании в последней строке с хореєм и ямбом.)

 

 

 

10. Выразительное чтение стихотворения учащимися в парах с целью объяснения символического образа Маятника жизни и выражения «лаврова почести».

III. Закрепление изученного.

1. Интерактивная технология «Выбери позицию».

На доске учитель прикрепляет плакаты: «Лучше в жизнь войти клеткой ночи тихонько», «Лучше в жизни лететь, греметь, и ... сгореть», «Не определился».

Ученики должны не только выбрать место возле плакатов, но и доказать свою позицию, используя примеры из литературы и собственной жизни.

2. Заключительное слово учителя.

- Сечевики при выборах последнего кошевого Запорожской Сечи Петра Калнышевского на большом совете желали ему журавлиного крика и лебединого возраста, поскольку журавль кричит только на свободе, а возраст лебедя длинный.

Поэтому я вам желаю журавлиного крика и лебединого возраста при активной жизненной позиции.

IV. Подведение итогов.

V. Домашнее задание.

Составьте сочинение-миниатюру на тему: «Чего я хочу достичь в жизни?» Научитесь выразительно читать и анализировать поэзию Б. Олейника «Выбор».