УРОК 37
Тема. Борис Олийнык. Народное признание современного украинского поэта. Вечная проблема жизненного выбора, стоической позиции («Выбор»).
Цель: ознакомить учащихся с основными фактами жизненного и творческого пути Б. Олейника, содержанием поэзии «Выбор»; учить проводить аналогии с собственными наблюдениями и соображениями, определять роль художественных средств; развивать навыки выразительного чтения; воспитывать активную жизненную позицию.
Оборудование: портрет Б. Олейника; аудиозапись «Песни о матери» на слова Б. Олийныка в исполнении Т. Повалий; иллюстрации с изображением лебедя и журавлиного ключа; плакаты с надписями: «Лучше в жизнь войти клеткой ночи тихонько», «Лучше в жизни лететь, греметь, и ... сгореть», «Не определился».
Ход урока
И. Актуализация опорных знаний.
1. Проверка домашнего задания.
2. Литературная анкета.
(Учащиеся подтверждают тезис учителя словом «Да» или отрицают словом «Нет»),
• Анапест - трискладовий стихотворный размер с ударением на втором слоге. (Нет.)
• Ямб - двусоставный стихотворный размер с ударением на втором слоге. (Так.)
• Хорей - двусоставный стихотворный размер с ударением на первом слоге. (Так.)
• Амфібрахій - трискладовий стихотворный размер с ударением на последнем слоге. (Ни.)
• Дактиль -- двусоставный стихотворный размер с ударением на первом слоге. (Нет.)
• Амфібрахієм написано известную поэзию В. Сосюры «Любите Украину!» (Да.)
• Стихотворение В. Сосюры «Сад» относится к патриотической лирике. (Так).
• Поэзия «Васильки». Сосюры относится к интимной лирики. (Так.)
• В. Сосюра в басне «Магнат» одноименно называет Осла. (Так).
• Использует Анафору В. Сосюра в стихотворении «Любите Украину!» (Так.)
• Полевые цветы вдохновили В. Сосюру на создание стихотворения «Васильки». (Нет.)
• В поэзии «Сад» подчеркнуто животворные силы нации, которая даже после самых больших несчастий и испытаний самооновлюється и торжествует. (Так.)
II. Сообщение темы и ожидаемых результатов урока.
1. Прослушивание аудиозаписи «Песни о матери» на слова Б. Олейника.
2. Слово учителя.
- Известный украинский педагог Василий Сухомлинский писал: «Если ты в детстве не научился видеть в глазах матери ее душу, то на всю жизнь останешься нравственным калекой». Сравните эти слова с прослуханою только «Песней о матери», сделайте выводы.
- Может отношение поэта к матери быть зеркалом его отношение к Родине? Почему?
- Именно о поэте, викупаного маминой кристальной честностью и отцовским патриотизмом, мы будем вести речь на сегодняшнем уроке. А имя этого поэта - Борис Олейник.
Борис Ильич Олейник родился 22 октября 1935 года в селе Зачепиловка Новосанжарского района Полтавской области в семье газетного работника. Илья Иванович и научил пятилетнего Бориса читать. Сначала отец работал инструктором в газете, а перед войной стал ее редактором. Когда приближались фашистские танки до Новых Санжар, отец маленького Бориса отдал приказ закопать типографские шрифты и ушел добровольцем на фронт, хотя имел травмированную руку.
Мать согласилась на эвакуацию с маленьким сыном, поскольку территория была оккупирована. Однако автоколонна с беженцами была разбомблена немецкими самолетами, а несчастную мать с ребенком в погребе прятала чужая старая женщина. После того, как фронт перекатился над их головами, пришлось возвращаться в родное село, домой. В 1943 г. село было освобождено от фашистов. Сразу открыли школу для детей. Обучение Борисове давалось легко, и уже в пятом классе он писал очерки и заметки в местную газету, где еще помнили его погибшего на войне отца. В 1948 г. районная газета опубликовала его стихотворение, а в следующем году Борис дебютировал как поэт в «Звезде» - республиканской газете для учеников. Будучи в 8 классе, Олейник чувствовал себя равноправным членом редакции и выполнял посильную для него творческую работу. В 1953 г. вступает в Киевского университета им. Т. Шевченко на факультет журналистики.
Волнительный момент первого признания пережил Бы. Олейник в 1957 г. во время республиканского конкурса молодых поэтов, когда получил первую премию.
Первой книгой этого художника стала документальная повесть «За Северским Донцом», которая увидела свет в 1959 году, а в 1962 г. вышел первый сборник стихов - «Бьют в крицу кузнецы» - про послевоенные времена. Творческое наследие поэта ныне - свыше 40 книг: «Выбор» (1965), «Круг» (1968), «Стою на земле» (1973) ...
В 1983 г. Борис Ильич стал лауреатом Шевченковской премии, а во времена Независимости - Героем Украины.
В наше время Бы. Олейник продолжает работать на ниве литературы, часто выступает по радио, где имеет свою передачу на телевидении. Был депутатом Верховной Рады Украины.
В своих публицистических трудах поднимал вопрос украинского языка, духовности, экологии, последствий Чернобыльской катастрофы.
Творчество Б. Олейника - это яркий пример большого таланта.
3. Творческое задание.
- С чем у вас ассоциируется слово «выбор»? Напишите или нарисуйте свой ответ.
4. Выразительное чтение стихотворения «Выбор».
5. Обмен впечатлениями.
6. Словарная работа.
Ветерок - ветер;
від'ячали - відкричали;
трубят - трубят;
загадали - здесь: предложили.
7. Народоведческая минутка.
(Рассказывает заранее подготовленный ученик, используя иллюстрации).
- По народным поверьям, лебедь поет только один раз в жизни, перед смертью, поэтому ячання лебедей - предсказание смерти. Курлыканье журавлей - предсказание долгой жизни, здоровья, особенно весной.
8. Беседа по содержанию стихотворения «Выбор».
- Почему стихотворение называется «Выбор»? (Перед человеком всегда стоит выбор: прожить жизнь тихо, спокойно, безразлично ли быть неравнодушным ко всему, бороться...)
- Какой выбор сделал каждый из персонажей? Чей выбор вы одобряете?
- Чего стремитесь достичь в жизни вы? Каким должен быть ваш выбор?
- В любом случае слава может облагородить человека?
- Как к славе относится лирический герой? Объясните его жизненную позицию.
- Сформулируйте тему и идею стихотворения «Выбор».
9. Поэтический практикум.
- Выпишите отрывок из стихотворения и определите его стихотворный размер.
Над што'рмом, над ш'абельним збли'ском,
Над ле'готом те'плим в жит'ах _
Гойда'ється вечная коли'ска
Мая'тником жизни'.
(Тристопний амфібрахій в сочетании в последней строке с хореєм и ямбом.)
10. Выразительное чтение стихотворения учащимися в парах с целью объяснения символического образа Маятника жизни и выражения «лаврова почести».
III. Закрепление изученного.
1. Интерактивная технология «Выбери позицию».
На доске учитель прикрепляет плакаты: «Лучше в жизнь войти клеткой ночи тихонько», «Лучше в жизни лететь, греметь, и ... сгореть», «Не определился».
Ученики должны не только выбрать место возле плакатов, но и доказать свою позицию, используя примеры из литературы и собственной жизни.
2. Заключительное слово учителя.
- Сечевики при выборах последнего кошевого Запорожской Сечи Петра Калнышевского на большом совете желали ему журавлиного крика и лебединого возраста, поскольку журавль кричит только на свободе, а возраст лебедя длинный.
Поэтому я вам желаю журавлиного крика и лебединого возраста при активной жизненной позиции.
IV. Подведение итогов.
V. Домашнее задание.
Составьте сочинение-миниатюру на тему: «Чего я хочу достичь в жизни?» Научитесь выразительно читать и анализировать поэзию Б. Олейника «Выбор».