УРОК 43
Тема. Иван Малкович. «С ангелом на плече», «Музыка, которая ушла». Оптимистический пафос стихов, вера в победу добра.
Цель: ознакомить учащихся с произведениями И. Малковича, раскрыть их гуманистический смысл; развивать творческие способности учеников, умение выражать свои мысли, делать выводы и обобщения; воспитывать осознание того, что моральные качества - стержень гуманизма.
Оборудование: портрет писателя, сборники его стихов, иллюстрации к ним, фонозапис песни на слова И. Малковича «С ангелом на плече».
Ход урока
И. Актуализация опорных знаний.
1. Проверка домашнего задания.
2. Фронтальное опрос:
- Почему стихотворение Ивана Малковича имеет название «Свечечка буквы «й»? О чем в нем говорится?
- Какова основная мысль стихотворения?
- С помощью каких художественных средств она раскрывается?
- Какие римо-ритмические особенности произведения? Как называется такой стих?
- Сравните картины, изображенные поэтом, с иллюстрациями. Что у них общего и чем они отличаются?
- Какими еще художественными средствами можно передать чувства, впечатления, воссоздать окружающую действительность?
II. Мотивация учебной деятельности.
1. Прослушивание музыкальной композиции «С ангелом на плече» («Старосветская баллада») в исполнении группы «Плач Иеремии».
2. Беседа за вопросами.
- Поделитесь своими впечатлениями от прослушанной музыки.
- Опишите словами картину, которая возникла в вашем воображении.
- Знаете ли вы, какой стих лег в основу музыкального произведения?
III. Сообщение темы и ожидаемых результатов урока.
1. Выразительное чтение поэзии «С ангелом на плече» и беседа по содержанию произведения.
- Понравилось ли вам прочитанное стихотворение? Чем именно? Зачитайте ту строфу, которая произвела на вас наибольшее впечатление.
- Какие образы и картины вы представляли, читая поэзию?
- Кто такой, по вашему мнению, этот «кто-то», «бредет себе одиноко с ангелом на плече»?
- Как вы понимаете выражение: «Идет в нигде, в невороття, идет лелійно, как дитя, и гонит его в спину серый маятник жизни»? Подумайте, какой скрытый смысл кроется в образе серого маятника.
(Каждый человек в своем бытии осуществляет долгую и утомительную поездку, в которой ее подстерегает опасность - быть поглощенным Буднем - «серым маятником жизни». Речь идет о извечное противоборство в человеческой душе добра и зла, света и тьмы, что приобретают символического выражения. Стихотворение строится по принципу резкого контраста колористики: темное олицетворяет силы зла - это мир ночи, мир небытия, в котором «веет ветер выровой, воет Ирод моровий». Традиционный в мифологии образ ветра выступает символом разрушения, опустошения и уничтожения.)
- Каким вы представляете себе ангела? Где он находится? Почему? (Светлое же в человеческой душе ассоциируется с білістю ангела. Не случайно оформление одноименной сборки выдержанное в снежно-белых тонах, что ассоциируется с цветом крыльев ангелов.)
- Кто такой ангел с христианской мифологией? Что означает его сохранить? (Ангел оберегает человека от сил зла, он с доброй энергетикой, творит в человеке благовест. Сохранить ангела-хранителя - означает укрепить свою веру, духовность.)
- Какие средства художественной выразительности использует в поэзии Иван Малкович? Проиллюстрируйте свой ответ примерами из текста.
- Можно ли утверждать, что стихотворение имеет оптимистический характер? Кто, по вашему мнению, победит: «ангел на плече» (добро) или «Ирод моровий» (зло)?
(Поэт прибегает к вечной теме поединка чистого добра с жестокой серостью обыденности. Через балладу «кто-то бредет себе одиноко с ангелом на плече». На этой дороге жизни его «серый маятник» «все сильнее бухка» в спину. «Стонет ангел едва живой ...» под ветром испытаний и крепкими ударами судьбы. И мы верим, что этот «кто-то» (я, он, мы все!) обязательно выстоит, потому что его ведет вера в ангела - добро: «... уста дрожат горячие: агел, не упадет с плеча».)
- Поэзия «С ангелом на плече» имеет подзаголовок «Старосветская баллада». Как вы думаете, почему автор именно так определил жанр своего произведения?
(Справка. Баллада (фр. baliade, от лат. Ballar - танцую) - стихотворный лиро-эпическое произведение фантастического, исторического или героического содержания. Острота, порой трагичность сюжета сочетается в ней с ярко-лирическим окраской.
Впервые баллада появилась в народном творчестве. В средневековой литературе (Средневековье - период истории человечества, охватывающий время от V в. до середины XVII в.) балладами называли хороводно-плясовые народные песни на темы любви. Позже в Италии баллада отделилась от танца и вошла в творчестве выдающихся поэтов - Данте и Петрарки. Во Франции в XIV-XV вв. баллада стала очень популярным жанром придворной поэзии. Блестящие образцы баллад оставил французский поэт Франсуа Вийон. В Англии известны баллады драматического характера с хоровым припевом, что рассказывали про народного героя Робина Гуда. В польской литературе ряд ярких баллад создал Адам Мицкевич, в российской - В. Жуковский, В. Пушкин, М. Лєрмонтов.
В Украине развитие баллады связан с романтизмом 20-40-х годов XIX ст. Это свободные переработки баллады А. Мицкевича «Пани Твардовская» и баллады Гете «Рыбак» П. Гулаком-Артемовским. Л. Боровиковский по образцу баллады «Светлана» В. Жуковского написал балладу «Маруся», Т.Шевченко в романтических балладах «Причинная», «Тополь», «Утопленница», «Лилея» и других, пользуясь народной фантастикой и фольклорными средствами, ярко обрисовал глубокие чувства женщины-страдалицы. Яркие баллады создали писатели XX вв. В. Сосюра, Л. Первомайский, М. Бажан, И. Драч и другие.)
2. Выразительное чтение поэзии «Музыка, которая ушла» и беседа по содержанию произведения.
- Каким настроением проникнута поэзия?
- Какие мысли и чувства она вызывает?
- Представьте картину, которую описал поэт. Что вы при этом «слышите», «видите»?
- Выделите образ лирического героя в произведении. Можно ли отождествлять его с самим поэтом? Объясните свое мнение.
- Почему, на ваш взгляд, лирический герой обращается к скрипки и смычка? Знаете ли вы, как называются такие средства поэтического синтаксиса? С какой целью они употребляются?
(Справка. Чтобы выразить какое-то сильное чувство, придать языку поэтичности, живости, используются такие средства поэтического синтаксиса, как риторические фигуры. К ним относятся риторические вопросы ставятся не для того, чтобы получить на них ответ, а чтобы привлечь внимание к определенному явлению или самим вопросом выразить утвердительный мнению), риторические оклики, риторические утверждения и риторические обращения (ими писатель привлекает внимание к какому-либо явлению, выражает свое отношение к нему, достигает сильнейшего окраска языка, они могут быть направлены до отсутствующих людей, к персонажам произведения, до разных предметов и явлений.)
- Опишите, какой вы представляете «музыку, которая ушла». Почему она «босса»? Какой художественный прием использовал автор для изображения этого персонажа?
- Трудно описать какие-то предметы или явления с помощью персонификации? Попробуйте это сделать, описав, например, ветер радугу, снежинку, осенний листок и т.д.
- Определите стихотворный размер произведения, укажите особенности его строфічної строения и рифмовки.
3. Работа в группах. «Создание киноленты».
Ученики объединяются в группы и получают задания составить короткий текст с називних предложений, которые бы точно передали сюжет киноленты» за стихами Ивана Малковича:
I группа - по произведению «С ангелом на плече»;
II группа - за стихотворением «Музыка, которая ушла».
4. Презентация ученических работ.
5. Заключительное слово учителя.
Отзывы критиков на его поэзию неоднозначные: одни видят настоящий талант, других раздражает непривычное метафорическое мышление поэта, его склонность к экзотической манеры письма. И он является таким, каким есть
Свое творческое и жизненное кредо Иван Малкович выразил в предисловии к сборнику «С ангелом на плече»:«3 каждой осенью остается все меньшая горстка слов, которые все время хочется иметь с собой, о сути которых хочется думать - просто думать и все.
И когда все же решаешься что-то записать, всегда рискуешь показаться банальным, ведь так много людей любили эти слова, дышали ими. Хочешь простоты и естественной изысканности, а вместо этого все чаще приходится вспоминать Горация: «Откуда, например, этот кувшин, если ты к амфоры брался?..»
Правда, почему-то все охітніше браться именно к кувшинов: хороший, классный кувшин иногда утешительнее за амфору ...
А впрочем, всегда остаются хотя бы три роскоши: перечитывать Любимых (которых почему-то также уменьшается), заключать мнимые антологии и долго-долго вглядываться в окно».
IV. Подведение итогов.
V. Домашнее задание.
Выучите наизусть стихотворение «С ангелом на плече». Запишите в тетради свои впечатления от поэзии Ивана Малковича.