УРОК 34
Тема. Владимир Сосюра. Патриотические и интимные мотивы произведений поэта. Искренность его лирического самовыражения. Патриотический пафос стихотворения «Любите Украину!»
Цель: ознакомить учеников с жизненным и творческим путем Владимира Сосюры, его поэзией «Любите Украину!»; выяснить мотивы произведений поэта; развивать логическое и образное мышление; совершенствовать навыки выразительного чтения поэтического произведения; воспитывать чувство патриотизма.
Оборудование: портрет В. Сосюры, аудиозапись песни «Украина» в исполнении Т. Петриненко, иллюстрации с изображением живописной природы Украины, таблицы с названиями художественных средств.
Ход урока
I. Мотивация учебной деятельности.
В жизни одного я естеством всем желаю.
Той песни, что с сердца моего выныривает,
Языков обильный колос, что растет из зерна, -
Чтобы только народу служила она.
Этими строками открывается великолепная сборник стихов «На струнах сердца», принадлежащий Владимиру Сосюре. Кто он? Как «песня сердца» служила народу? Что хотел донести до читателя вдохновленный поэт? Ответ на эти вопросы вы сможете найти сегодня на уроке.
II. Сообщение темы и ожидаемых результатов урока.
1. Слово учителя.
- Владимир Николаевич Сосюра родился 6 января 1898 года на станции Дебальцево. Впоследствии семья переехала в Третью Роту (поселок Верхнее на Донбассе), где и прошли детство и юность будущего поэта. Отец его был рисовальщиком. Беспокойный характером, еле сводил концы с концами: скудного заработка не хватало даже на то, чтобы прокормить семью, которая из года в год росла. Вот почему Николай Сосюра брался за кирку и спускался в шахту добывать уголь, писал за пятак «прошение» крестьянам в суд, был землемером, чернорабочим, строителем, учителем...
Владимир Сосюра начал образование в пятилетней, так называемой двухклассной школе. После смерти отца он вынужден был оставить учебу.
На щебень часто мы к Сущенко ходили,
За это платилй нам ежедневно четвертак, -
пишет впоследствии поэт.
Но пытливый парень хочет учиться. Наконец В. Сосюре, который блестяще сдал вступительные экзамены, удалось устроиться учеником-стипендиатом в агрономическую школу возле станции Яма, в которой учился вплоть до осени 1918 года.
В годы провозглашения УНР В. Сосюра принимал активное участие в обороне молодого государства; находился в армии Нестора Махно, который подарил Сосюре часы с дарственной надписью; служил в полку армии Симона Петлюры, командир которого профинансировал первую сборку Сосюры «Песни крови», вышедшей в 1918 году в Хмельницком.
Владимир Сосюра был приговорен к смертной казни дважды: сначала деникинцами, затем - большевиками. Его спасли стихи: красноармейцы заслушались его стихами и пожалели талантливого юношу.
После гражданской войны Владимир Сосюра стал любимцем молодежи: его стихи переписывали, учили наизусть, высказывали ними чувства своим любимым.
В годы Второй мировой войны был в эвакуации, работал в украинском радиокомитете в Москве, позже - при партизанском штабе.
В 1944 г. написал свой лучший патриотический стих «Любите Украину!», за что был обвинен в национализме.
8 января 1965 года поэта не стало. На протяжении жизни Владимир Николаевич издал более 80 сборников стихов, был удостоен Государственной премии имени Тараса Шевченко и Государственной премии СССР.
2. Поисковая работа.
(Учитель на доске записывает слова: де Соссюр, восемь, Локотош. Ученики с помощью статьи в учебнике раскрывают содержание данных слов.)
де Соссюр - дворянская фамилия предка В. Сосюры, род которого, согласно семейной легенде, происходил от француза, что увлекся героизмом запорожских казаков и отправился с ними в украинские степи;
восемь - число детей в семье Николая Сосюры;
Локотош - фамилия матери, которая работала на патронном заводе в г. Луганске. На городском балу получила первый приз за красоту.
3. Выразительное чтение стихотворения «Любите Украину!»
4. Словарная работа. Купина - куст;
вопль - крик;
пурпурный - темно-красный;
канонада - громкий звук от выстрелов;
штыки - ножи на ружьях.
5. Беседа по содержанию прочитанной поэзии:
- Почему В. Сосюра называет Украину вишневой, а ее язык соловьиной?
- Подтвердите строками стихотворения, что он написан во время войны с фашистами.
- Докажите, что в строках поэзии есть подтекст, в котором выражено извечное стремление украинского народа к свободе, к независимости.
- К кому обращается В. Сосюра с призывом любить Украину? Почему?
- Объясните, как вы понимаете строки:
Нельзя любить других народов,
Когда ты не любишь Украину.
- Напоминают ли вам эти строки слова из Библии? Какие именно?
6. Работа с иллюстрациями.
Выберите рисунок, который иллюстрирует стихотворение Владимира Сосюры. Объясните свой выбор, опираясь на основные мотивы поэзии.
7. Заполнение таблицы.
(Ученики заполняют таблицу, пользуясь учебником. В таблице записаны только названия художественных средств.)
Названия художественных средств | Художественные средства | Роль художественных средств |
Обращение | Молодой человек! Девушка! | Это - будущее, которое будет вечным, когда о нем будут заботиться ... |
Сравнение | как солнце, как ветер, и травы, и воды | бескорыстно, не требуя ничего взамен |
Рефрен | любите Украину | логическое ударение |
Символические обозначения | вишневую свою, соловьиный язык | народ без языка - не народ, а без Родины - ничто |
Метафора | пробивают нам путь | Украину не преодолеть |
Образ | весны неопалимая купина | возрождение не сгорит |
Полісиндетон (багатосполучниковість) | союз и | усиление образа |
III. Закрепление изученного.
- Найдите в тексте анафору.
- Сформулируйте идею произведения.
- Продолжите предложение «Я - часть будущего Украины, поэтому должен...»
IV. Подведение итогов.
V. Домашнее задание.
Проанализируйте стихотворение «Любите Украину!», выучите ее наизусть.