Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Уроки по украинской литературе 8 класс

УРОК 65

 

Тема. Владимир Самойленко. «Патриоты». Коротко о художнике. Юмор и сатира поэта как толчок к размышлениям о настоящий патриотизм, честность, самоотверженность, порядочность и лицемерии человека. ТЛ: антитеза, ирония.

Цель: кратко ознакомить учащихся с биографическими данными В. Самойленко, поэзией «Патриоты», ознакомить с антитезой, иронии, научить прослеживать роль антитезы в раскрытии идеи произведения; развивать навыки выразительного чтения поэтических произведений, определять их художественные средства; формировать умение высказывать собственные соображения о способах проявления патриотических чувств; воспитывать чувство настоящего патриотизма.

Оборудование: портрет писателя, выставка его произведений, иллюстрации к ним, фонозапис «Вечерней песни» К. Стеценко.

Эпиграф.

В нашем возрасте - это просто благотворно - смаковать духовные плоды такого поэта. Немного их таких должно всемирная литература, и все они, без оглядки на размер и силу их талантов, сделались любимцями публики.

И. Франко

Ход урока

И. Мобилизация внимания учащихся. Мотивация учебной деятельности.

1. Прослуховуватія фонозапису «Вечерней песни» К. Стеценко.

2. Слово учителя.

Под эту песню вы засыпали, когда были маленькими, она много лет подряд звучала в телевизионной передаче «На добраніч, діти».

Слова ее, а точнее стихотворение «Вечерняя песня», были написаны еще в 1896 году известным украинским поэтом Владимиром Самийленком.

Имя этого писателя, к сожалению, мало известен украинскому читателю. Лишь в последние десятилетия прошлого века оно попало в учебники и программ, появилось на страницах газет и журналов. И современник Ивана Франко и Леси Украинки, Владимир Самойленко вошел в литературу как всесторонне одаренный человек - талантливый лирик, язвительный сатирик и фельетонист, драматург и переводчик лучших жемчужин мировой литературы.

II. Сообщение темы и ожидаемых результатов урока.

1. Рассказ о писателе.

(Материал для учителя. «Родился В. Самойленко 22 января (3 февраля по ст. стилю) 1864 года в местечке Большие Сорочинцы на Полтавщине. Мать - бывшая крепостная Александра Самойленко, отец - помещик Иван Лисевич. Владимир был нешлюбною ребенком, а потому носил фамилию матери. Начальное образование получил в благодарность, а продолжил в Миргородском уездном училище. С 1875 по 1884 год он учился в Полтавской гимназии, где проявил склонность к изучению литературы «Учился в гимназии хорошо, - вспоминал Самойленко, - но в третьем классе застрял на второй год, потому что очень зачитывался Майн Ридом и другими российскими книгами».

Свои первые стихи Самойленко писал на русском языке. Один из них - о хозяйке квартиры, где жил юноша:

В Полтаве, городе незнатном,

Где я испытал много бед,

В домишке очень неопрятном

Жила купчиха много лет.

Она квартиру содержала,

Кухарку, девку нанимала;

Бранить и бить любила ых

Из-за пустяков одних ...

В гимназические годы будущий поэт переводит на украинский язык произведения выдающихся русских и западноевропейских писателей, интересуется античной литературой (перевел три песни «Илиады» Гомера). Тогда же он знакомится с военным врачом, автором замечательных стихов и пьесы на сюжет песни о Марусе Чурай («Не ходи, Грицю, та й на вечорниці») и сборника детских стихов «Коза-дереза» Владимиром Александровым.

Наибольшее влияние на формирование патриотических чувств будущего поэта, его становления как украинского художника мало народное среда, семья, простые люди, среди которых он рос. «С детства в дедовой хате, - вспоминал Самойленко, - между своими кровными я жил окруженный украинской стихией: слушал бабушкины песни, сказки, которых она знала много, слушал чумацкие песни, которые пел дядя Герасим Бокітько (казак), дед, который чумаковал, - и вообще впивалась чистой, волшебной украинском языке Миргородского уезда».

В старших классах гимназии Самойленко зачитывается произведениями Тараса Шевченко, Олексы Стороженко, Григория Квитки-Основьяненко, Пантелеймона Кулиша, Анны Барвінюк, штудирует журнал «Основа» и под влиянием их сам начинает писать на родном языке.

С 1884 года молодой поэт - студент историко-филологического факультета Киевского университета. Вот как характеризует Самойленко-студента один из его современников и товарищей: «Владимир Иванович Самойленко проявил себя как человек спокойной, немного флегматичної, мягкого нрава в обращении с людьми, в чем безвольный, мало практичная, равнодушна к шуму и суеты в жизненных отношениях, погруженная в свои мысли, но очень благосклонна к шутке, юмору, смешков ...»

Самойленко сразу же включается в водоворот литературно-гражданской жизни, становится членом кружка «Хрестоматия», а вскоре и литературной общины, близко знакомится с Лесей Украинкой, Михаилом Осмотрительным, Одаркою Романовой, Максимом Славинським. Несмотря на то, что кружок собирался на квартире Николая Лысенко и Михаила Старицкого, где часто бывала и Елена Пчилка, можно утверждать, что Самійленкові повезло попасть в самый центр литературно-общественной жизни. В это время поэт заключает сборник стихов «Волна» (1886), в которую вошли произведения молодых поэтов, а также Гринченко и Александрова (цензура не допустила ее к печати), сотрудничает в львовских периодических изданиях «Заря», «Правда», «Звонок», «Зеркало», в газете «Буковина», альманахе «Костер», переписывается с Иваном Франком, одним словом, ведет активную литературно-общественную деятельность.

В 1886 году, находясь в Киеве, Франко лично познакомился со студентом университета Владимиром Самийленком (Сивеньким). «Я радостно пожал ему руку,- писал Франко, - имя «Сивый» было мне знакомо: как соредактор львовской «Зари», я получил был перед тем несколько его стихов, которые сразу ударили меня чем-то необычным, искренним и близким сердцу. Улыбка, с которым молодой поэт принял мое приветствие, как будто сразу сделал его еще знайомішим, еще ближе мне».

По совету Франко Самойленко в середине 80-ых годов заключил собственную поэтический сборник «Украине» и направил во Львов. Но из-за нехватки денег Франко не смог напечатать ее своевременно и только позже способствовал М. Мочульский в издании этого сборника (1906), написав к ней предисловие. Уже в первом поэтическом сборнике Самойленко заявил о себе как талантливый лирик, остроумный юморист и острый сатирик, в центре интересов которого была Украина и ее многострадальный народ. Он смело выступал поборником гражданского направления в литературе, призванной воспевать человека с его болями и страданиями, скупыми радостями и крылатыми надеждами:

Хватит тебе рисовать Днепр, сетовать на судьбу

И о те глаза петь, что ты не видел нигде.

Лучше человека обрисуй, загляни в ее душу душой,

Радость и грусть ее в слове своим покажи.

«Поэту»

После окончания университета без диплома (за несвоевременное сдачу экзаменов) Самойленко работает сначала на Киевском телеграфе, а в 1893 году переезжает в Чернигов, где близко знакомится с Глибовим, Гринченко, Коцюбинским. В поисках куска хлеба переезжает с места на место: из Чернигова до Екатеринодара, потом - опять в Чернигов, часто остается без работы и средств к существованию.

На время событий 1905 года Самойленко живет в Киеве, работает редактором в газете «Общественное мнение», сотрудничает в юмористическом журнале «Шершень». В 1909 году он переиздает свой сборник «Украине». Это было выдающимся явлением в тогдашней культурной жизни нашего края. В сборник вошли такие острые сатирические стихи, как «Палачам», «хватит Уже плакать ...», «Сон» («Я видел сон, словно собрались мы вместе»), «Собаки», «Русская серенада» и др. Тяжелая материальная нужда заставила поэта снова переезжать, на этот раз в Добрянку на Черниговщине, где его и застал 1917 год. Самойленко сразу возвращается в растревоженный революционными событиями Киев, работает сначала в Секретариате образования, а впоследствии - в Министерстве финансов. В 1918 году в Смеле третьим изданием выходит сборник «Украине», к которой дополнительно вошли и стихи, написанные в период 1907-1917 годов. Это была последняя поэтическая книга Владимира Самойленко.

Стихи, написанные в послереволюционные годы, свидетельствуют о растерянности поэта перед неоднозначными политическими событиями в Украине, происходившие в то время («Украина тяжело плачет и рыдает», «Над болотом Петрограда», «Слова и мысли»). Болезненно воспринимает художник бесконечную смену политических режимов, глубоко разочаровывается в деятельности политических партий, потому что сердцем чувствует их враждебность народу, честолюбие и карьеризм вождей, которые использовали политику для собственной карьеры. По мнению Самойленко, ни одна партия не гарантировала народу подлинной свободы, хоть именно во имя ее и была развязана кровавая, жестокая гражданская война, которая принесла неисчислимые жертвы, братоубийство. Обращаясь к свободе, поэт пишет:

И пришла ты ... А как мы тебя приняли?

Вместо трона на помойку тебя зволікли,

Вместо одежд дорогих оплюванням покрыли

И твой дух в крови потопили.

В свободо! во имя святое твое

В сердце убили мы все, что лучшего есть,

И в исступлении обращаем к тебе, богиня,

Только дикое звериное рыдание.

«Как мы ждали ее, вековечные рабы»

Подавленный и растерянный трагическими событиями, к краю потрясен печальной действительностью, разочарован осознанием того, что его мечтах Украины, которой он отдал свой талант, нет - ее безжалостно разрывают, расчленяют на политические и военные союзы, Владимир Самойленко создает ряд острых сатирических стихов («Смелый человек», «Патриота Иван», «На плечи», «Деятель» и др.), в которых отразились удручающие настроения поэта.

С начала 1919 года, когда Самойленко вместе с правительством Директории эвакуируется в Виннице, а затем в Каменец-Подольский, начинаются годы досадных лишений, разочарований и болезненных размышлений о смысле собственной жизни. К тому же, когда осенью 1919 года деникинская контрразведка снарядила специальную экспедицию для расправы над деятелями украинской культуры, Самойленко был занесен в этот список, а его сочинения подлежали сожжению. В 1920-1922 годах поэт вместе с семьей живет в Тарнове (ныне Польша), а с июля 1922 года получает убежище в садово-хозяйственной школе львовской «Просвиты» в селе Милования на Прикарпатье.

Тяжелым и безрадостным было его жизнь вне родным краем. Тяжкие раздумья и сомнения терзали душу, неумолимо хотелось домой, на раздолье родных степей, где звучит волшебная украинский язык, воспетая им во многих стихотворениях. Кроме того, на чужбине Самойленко переживал ужасные нищета, хоть друзья, как могли, помогали ему. «Материальное состояние Владимира Самойленко ухудшилось до края, - писал Михаил Ободной. -

Понабирал в магазинчиках, где только мог, в долг под заклад последней своей и женин одежды, понапозичався и так, у кого только можно было И дальше: «как-То встретил меня Владимир Самойленко очень раздражен. Надо идти где-то на физическую работу, пойду хоть улици подметать; несколько дней сидим голодные». Всем сердцем поэт рвался домой. Наконец в 1924 году его мечты сбылись - после пятилетней эмиграции он снова на родной земле. И сразу же окунается в литературно-общественную жизнь Киева: читает лекции, работает редактором в Держлітвидаві Украины. Однако здоровье уже было подорвано постоянными лишениями, страшной трагедией смертью всех четырех детей. И 12 августа 1925 года сердце верного сына Украины, который своим талантливым поэтическим словом заслужил глубокое уважение своего народа, перестало биться. Похоронен поэт на даче Бугаевка под Бояркой за казацким обычаем - с казацким поясом впереди, с красной китайкой на гробу, с крестом из березы.

В последний путь. Самойленко провожал простой люд: бедняк Клименко пожертвовал досок на гроб, сердобольні крестьяне снесли кто что мог на скромные поминки по душе покойного великого життелюба, тонкого и проникновенного лирика, человека с вечно мечтательной детской душой. Творчество Самойленко была широко известной на Украине еще при его жизни. Потом долгое время она умышленно замалчивалась, а сейчас снова вернулась к нам» ... (По В. Коломиец).

2. Выразительное чтение стихотворения «Патриоты».

3. Беседа за вопросами:

- О чем разговаривали двое парней? Какой они видели судьбу своей земли?

- Как относится автор к этим персонажам? С помощью каких слов это отношение выражено?

- Как вы понимаете выражение: «Так двое вели языками работу для края своего»? Соответствует ли, по вашему мнению, прямой смысл выраже ния его настоящему (скрытом) значению? Знаете ли вы, как называется художественный прием, использованный автором?

(Справка. Вид тропа, где внешняя форма выражения противоречит содержанию, называется иронией (с греческого - притворство, насмешка). Это при хована насмешка, когда какое-то явление или лицо говорится в пози тивному плане или даже восторженном тоне, а подразумевается совсем другое, которое легко угадывается.

От юмора ирония отличается более острым, хотя и несколько замаско ным отрицанием высмеивание. Это уже не мягкая доброжелательная улыбка, а язвительное насмешки.

Это замечательное средство часто используется в сатирических произведениях - в епіграмах, байках, фейлетонах т.д.).

- Какие чувства переживает третий парень? Разделяет его мысли и чувства автор? Обоснуйте свое утверждение, опираясь на текст.

- Из каких источников черпали свои знания собеседники, а из каких - третий парень? Как это повлияло на искренность и истинность их суждений?

- Какой прием лежит в основе произведения? Объясните, какие размышления поэта он помогает выразить с большей ясностью.

(Справка. В стихотворении использован такой художественный прием, как антитеза (с греческого - противопоставление), то есть сопоставление противоположных явлений, понятий, характеров для усиления впечатления или четкого выделения какого-то важного признака. В основном антитеза выражается антонимами, контрастными предлогами, интонацией и другими средствами).

- Какой, по вашему мнению, заключается основная мысль стихотворения?

- А как вы понимаете слово «патриот»? Какими, на ваш взгляд, должны быть настоящие патриоты своей земли?

(Материал для учителя. «Особую страницу творческого наследия Самойленко составляют сатирические и юмористические стихотворения, в которых поэт высмеивает отрицательные черты земляков-украинцев, их безделье и трусость, псевдопатріотичне болтовня о «высоких материях». К такой тематической группе относится и его стихотворение «Патриоты» (1899). Сюжет его прост: двое парней стояли и размышляли, а точнее болтали, о «судьбе своей земли». На словах они «защищали» права народные, раздумывали «о отдельность натуры», «древность своей культуры», фантазировали о том, как «дойдет народ своих прав». А третий парень стоял себе молча, потому что «он сказать большое не мог», но искренне болел за судьбу своей безталанної Украины.

Вбачались ему патриоты

С кучей громких слов,

А рядом миллионы голи,

И тьма, и вбожество их.

Но поэт не одобряет и поведение третьего юношу, хоть ему и болит бесправное положение народа, его нищета, темнота. Автор считает, что мало одного лишь сочувствия. Настоящий патриот тот, кто не сидит сложа руки, а борется за лучшую жизнь, защищает народные интересы». (По В. Коломиец).

4. Практическое задание.

- Повправляйтесь в выразительном чтении стихотворения «Патриоты». Определите в ней стихотворный размер и способ рифмовки.

III. Подведение итогов.

IV. Домашнее задание.

Дайте письменный ответ на вопрос: «Почему В. Самойленко назвал свое стихотворение «Патриоты»?