УРОК 17
Тема. ПРЗМ №2. Сочинение-рассуждение по поэме «Слово о походе Игоревом».
Цель: научить учащихся писать оригинальные творческие работы, подбирая соответствующие материалы из поэмы; развивать навыки самостоятельного логического мышления, письменной речи; воспитывать чувство патриотизма, уверенность в своих силах при освещении мыслей. Оборудование: различные издания «Слова о походе Игоревом», иллюстрации к произведению, воображаемый микрофон.
Ход урока
И. Организация учебной деятельности.
1. Микрофон.
Учитель задает вопрос классу:
- Кто из героев «Слова о походе Игоревом» запомнился вам больше всего и почему?
(Ученики, передавая друг другу воображаемый микрофон, по очереди берут слово, быстро и лаконично отвечают на вопросы).
2. Фронтальная беседа:
- Представьте, что про одного из героев поэмы нужно рассказать товарищу и еще заинтересовать его. Как вы это сделаете?
- Какие основные вопросы, характеризующие героя, должны быть раскрыты в произведении?
(Его внешность, черты характера, речь, отношение к другим, к окружающему миру и т.д.).
- Вспомните, какой должна быть построение произведения.
(Произведение должно состоять из вступления, основной части и заключения).
- Почему важно перед написанием сочинения составить план? Какой план, по вашему мнению, является более полным - простой или сложный? Обоснуйте свое утверждение.
3. Объявления тем сочинений.
Можно предложить ученикам написать сочинение на одну из следующих тем: «Князь Игорь - защитник Русской земли», «Княжна Ярославна - символ женской красоты и преданности», «Образ Русской земли в «Слове...» и т.д.
4. Коллективное составление плана.
Составляя план, обращаем внимание, правильно ли сформулированы пункты плана, логично и последовательно они расположены, не слишком распространенные или, наоборот, короткие.
Ориентировочный план сочинения на тему «Князь Игорь - защитник Русской земли» может быть таким:
I. «Слово о походе Игоревом» - величайшая древнерусское творение, жемчужина украинской литературы.
II. Князь Игорь - защитник родной земли.
1. Честный, волевой воин, самоотверженный патриот своей родины.
2. Безудержная отвага Игоря, что переходит в безрассудство.
3. Неосмотрительность, недальновидность, славолюбство князя.
4. Отношение автора и других персонажей поэмы до Игоря Святославовича.
III. Актуальность «Слова» в наше время.
5. Объяснение учителя.
- При написании сочинения на черновике целесообразно правую половину страницы оставить чистой - для дополнений и поправок. Переписывая сочинение в тетради, надо обратить внимание на такие моменты:
• соответствует ли сочинение теме, нет лишнего, того, что темы не касается;
• соблюдена ли последовательность в изложении мыслей, правильно ли выделены абзацы, подобраны цитаты;
• нет лишних слов, повторов;
• не возникают сомнения относительно написания отдельных слов и употребление знаков препинания.
6. Чтение образца ученического сочинения на тему: «Образ Русской земли в «Слове о полку Игореве».
«Слово о походе Игореве» - выдающееся памятник культуры Киевской Руси. Написана неизвестным автором, она прошла сквозь века, преодолев все препятствия. Это произведение - героическая, полная горячей любви к Отчизне, к своему народу поэма-призыв, которая тянется из седой древности, горячо отдаваясь эхом в сердцах современных украинцев. Центральным образом «Слова...» является, безусловно, Русская земля.
Во-первых, в произведении упоминается много тогдашних географических названий: Киев, Курск, Чернигов, Новгород, Путивль, Сула, Дон, Донец, Днепр-Славута т.д.
Во-вторых, действующим лицом в поэме выступает сама природа: звери, птицы, реки разговаривают, дожди стрелами направляются с неба, «кровавые зори свет возвещают», затмение солнца предсказывает поражение Игоревом войске. Во время похода русичей на половцев Русская земля «велит прислушаться земле незнаємої», чтобы услышать приближение врага. В ходе битвы «земля гудит», «реки мутно текут». После поражения русского войска «черная земля под копытами костьми была засеяна, а кровью полита».
Выразительно рисует автор картину тоски и сожаления Русской земли по погибшим воинам: «Никнет трава жалостных речах, а дерево тоской к земле прихилилось».
На протяжении всего произведения образа Русской земли противопоставляется образ земли Половецкой. Это ее звоював великий киевский князь Святослав, а князь Игорь и себе хочет копья сломить при поле Половецком... или шлемом пить воду из Дона». И неприветлива и неласковая чужинецька земля до Игоря Святославовича, ибо принесла ему только поражение, позор и плен.
Находясь в половецком плену, князь Игорь не забывает родную землю, «мыслю поле меряет ед Дону великого и до малого Донца». Его жена Ярославна обращается к ветру, солнцу, Днепру-Славуте, чтобы они помогли Игорю вернуться на родную землю, ибо «тяжело... Русской земли без князя...».
И когда Игорю Святославовичу удается убежать из плена, то и «страны рады, города веселы, поют они о древних князей, о молодых распевают».
Русская земля в произведении - это то, что для наших предков было самым дорогим. Они шли в бой «за землю Русскую», за нее страдали и погибали. Да и сама Русская земля стонала от княжеских междоусобиц, «прежние времена и бывших князей вспоминая!». Поэтому ведущей в «Слове...» является идея единства всех русских земель, ведь, только объединившись, удельные князья смогут победить своих врагов, защитить Родину.
«Слово о походе Игореве» - поэма славы, верности и патриотизма наших предков, это наша история. И как хорошо, что это прекрасное произведение
несмотря на все препятствия: войны, стихийные бедствия - таки дошел до нас и говорит к нашим сердцам, напоминая каждому, кто мы, чьих родителей дети.
7. Самостоятельная работа учеников.
II. Подведение итогов.
III. Домашнее задание.
Завершите работу над произведением. Подготовьте проекты на одну из тем: «Символически-мифологические образы «Слова о походе Игоревом» и их значение»; «Фольклорные мотивы «Слова...»; «Роль пейзажа в развертывании сюжета «Слова о походе Игоревом». Повторите изученное по разделу «Из древней украинской литературы».