Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Уроки по украинской литературе 8 класс

УРОК 4

 

Тема. Песни о борьбе против социального и национального гнета («Максим казак Железняк», «За Сибирью солнце всходит»). Образы исторических лиц, рыцарей-защитников родной земли, созданные народным воображением.

Цель: продолжить ознакомление учащихся с песнями о борьбе против социального и национального гнета; рассказывать о народных героях, которые изображены в них; развивать умение характеризовать образы исторических лиц, рыцарей-защитников родной земли, высказывать собственные суждения о том, за что народ увековечил имена своих героев; воспитывать и укреплять в учащихся рыцарство, смелость, физическую, духовную силу.

Оборудование: сборники украинских народных песен, иллюстрации к ним, фонозаписи, дополнительные материалы на тему «Колиивщина - героическая страница истории Украины», репродукция картины В. Тропінна «Молодой украинский крестьянин. Кармалюк».

Эпиграф.

Истории же пишут на столе.

Мы же пишем кровью на своей земле.

Мы же пишем плугом, саблей, мечом,

Песнями и невольническим плачем.

Лина Костенко

Ход урока

И. Актуализация опорных знаний.

1. Выразительное чтение текстов и исполнение песен

«Или не тот то Хмель» и «Ой Морозе, Морозенку».

2. Фронтальная беседа:

- Про какую историческую эпоху рассказывается в упомянутых выше песнях?

- Какие известные вам художественные средства в них использованы?

- За что прославляет народ своих героев?

- Как вы думаете, каждая историческая личность достойна того, чтобы быть увековеченной в народной песне? Почему?

II. Сообщение темы и ожидаемых результатов урока.

1. Выразительное чтение песни «Максим казак Железняк».

2. Беседа за вопросами:

- Расскажите, что вы «видели», «слышали», какие чувства переживали во время чтения песни.

- Каким предстает в произведении Максим Зализняк? Можно ли утверждать, что он является олицетворением свободолюбия украинского народа? Докажите свое мнение.

- Которое широко известно в фольклоре сравнения использовано для характеристики героя? Раскройте его символику.

- В песне сказано, что Железняк «собрал войска сорок тысяч», тогда как на самом деле перед взятием Умани в его отряде насчитывалось значительно меньше путей. Как называется такой художественный прием? С какой целью он употреблен?

- Найдите строки, в которых выражается народное отношение к герою. В чем, по вашему мнению, Максим Зализняк может быть образцом для современного поколения украинцев?

(Материал для учителя. «Песня «Максим казак Железняк» - одна из многих, посвященных этому герою. В ней его образ раскрыт средством прямой характеристики и через показ связей полковника с широкими массами народа. Эта песня является продолжением народно традиции героического эпоса, который сформировался в ходе освободительной войны украинского народа под предводительством Богдана Хмельницкого. Образ Зализняка олицетворяет могучие силы народа, его свободолюбивый характер, ненависть к поработителей. Применяется в песни и широко известно в фольклоре сравнения:

Максим казак Железняк,

Казак из Запорожья.

Как уехал на Украину -

Как пишная рожа.

Сам эпитет «пишная рожа» употреблен для того, чтобы показать молодость, боевое рвение народного вожака, передать теплое, любовное отношение людей к нему. Есть в произведении и характерна для народной песни гипербола - «собрал войска сорок тысяч» ...

Ради освобождения своего народа из ярма Максим идет на кровавой поединок и побеждает:

И ударили из семи пушек

В среду утром,

Набросали на час

Господ полные окопы ...

За свою храбрость, бескорыстие и самоотверженность зажил герой «славы гарной». Долгое время официальная российская и польская историография трактовала гайдаматчине как разгул обычных разбойников. Народ же, вопреки такому утверждению, в своем творчестве прославлял рыцарей воли и благословлял их месть обидчикам» (По Ф. Кейдою).

3. «Поиск информации».

Известно, что Максим Зализняк - историческая личность, один из руководителей Колиивщины. Что вам известно об этом народный рух? Какой была судьба повстанцев?

(Учитель раздает учащимся заранее подготовленные материалы «Колиивщина - героическая страница истории Украины» и предлагает найти ответы на поставленные вопросы).

(Материал для учителя. Колиивщина - это народное анти шляхетское восстание 1768 г. на Правобережной Украине. Народ восстал, потому что жизнь стала невыносимой под четырехкратным гнетом: политическим (крепостной считался ниже по сравнению с помещиком существом, «быдлом», не имел никаких прав), экономическим (крестьянин должен был работать на господина без оплаты несколько дней в неделю и еще и платил всякие налоги), национальным (украинцы всячески унижались), религиозным (в отличие от католиков, православные считались отродьем дьявола; церкви были отданы в аренду жидам-корчмарям).

Гайдаматчина началась на Правобережье еще в начале XVIII ст. Гайдамацкое движение было продолжением крестьянско-казацких волнений XVI-XVII вв., наиболее известными из них являются восстания, возглавленные Самусем, Искрой и Абазином. Это движение было национально-освободительным, антикріпосницьким. Значительная роль в этом движении Запорожской Сечи, которая начинала и объединяла все крестьянско-казацкие восстания. В 30-60 гг. XVIII в. также не раз взрывались большие народные восстания под руководством Верлана, Сухого, Плотники, Медведя, Моторного - и были они большими, грозными: например, отряды Верлана освободили из-под польского гнета Брацлавщину, Подолье, ряд городов Галичины, дошли до Львова. Это было восстание, которое не имело четкого единства ни в идеи, ни в действиях, о чем писали Михаил Грушевский, Дмитрий Дорошенко и другие украинские историки. Гайдамаки были преимущественно крестьяне, большая часть запорожского казачества, батраки, мещане-ремесленники. Главарями гайдамаков чаще всего были казаки-запорожцы. Действуя в основном небольшими отрядами, гайдамаки разрушали костелы, сжигали имения шляхтичей, корчмарей, уничтожали помещичьи документы на разграбленные имения.

Колиивщина - вершина национально-освободительной борьбы украинского народа. Непосредственным толчком к восстанию было неслыханное издевательство из украинских трудящихся, которое оказывали конфедераты - вооруженные отряды польских шляхтичей. Встреча с конфедератом была страшнее от встречи с диким зверем. С Черкащины восстание распространилось на Смілянщину, Корсунь, Канев, Чигирин. С Киевщины гайдамацкое движение перевернулся на Брацлавщину, Подолье, Волынь, Галицию и даже на Закарпатье. Колиивщина была настолько грозной, что заставила сосредоточить на границах с Польшей войска Турции, Пруссии, Венгрии и России

Колиивщину возглавил сначала запорожец Максим Зализняк, по происхождению - наемник, что с четырнадцати лет воспитывался на Запорожье. Насколько большой была популярность «отца Максима» среди народа, свидетельствует факт избрания его гетманом Украины.

Вторым атаманом восстания был сын крестьянина, сотник Иван Гонта, которому Потоцкий подарил два села, чтобы иметь с него верного слугу. Но казака это не убедило: он не стал палачом своего народа, а его верным сыном. В разгар Колиивщины Екатерина II нанесла гайдамакам удара в спину: царские офицеры коварно арестовали храбрых вождей восстания Зализняка и Гонта. Очень радовались враги, когда схватили народных вожаков, особенно первого. В письме князя Николая Репина до генерал-майора Михаила Кречетникова от 26 июля (6 августа) 1768 г. читаем: «Весьма я рад, что запорожец Железняк взят. Как уповаю, что вы уже его в Киев сослали, то прошу безропотно туда еще отписать, чтоб его с особой прилежностью крепко содержали, ибо он есть из начальников всего запорожского грабительства и злодейства. Тоже дайте знать, чтобы об эго туда привозе тотчас высочайшему двору донесено было». Зализняка наказали жестоко: вырезали ноздри, выжгли на лице клеймо каторжника и сослали на пожизненную каторгу в Сибирь. А с Гонтой неслыханно жестоко расправилась шляхта: по легенде, его голого посадили на раскаленные полосы железа, с живого содрали 12 пасов кожи, постепенно отрубали руки, уши, язык, выкололи глаза. На самом деле, пытали Гонта три дня и таки сдирали пасы, потом четвертовали и отдельные части тела поприбивали на перекрестных путях. Не менее жестокой была расправа над другими гайдамаками: только в Кодне скончалось их в ужасных муках около 3000. Остальные развозили по городам и местечкам Украины группами по 5-7 человек и казнили для устрашения местного населения).

4. Рассказ учителя.

- Среди нашего народа популярным является имя еще одного народного мстителя - Устима Кармалюка, который боролся против крепостнического гнета на Подолье в 1813-1835 годах.

Известно, что родился Кармалюк в селе Головчинцях (теперь Кармалюково) в 1787 году. За неповиновение господину, мятежный характер Устима отдали в солдаты, но он убежал. По дороге собирает вокруг себя беглых солдат и крестьян, таких же бунтарей, и устраивает нападения на помещиков и других угнетателей простого народа.

Двадцать три года народный мститель боролся против господ-крепостников. За это время его четыре раза ловили, пытали, судили и ссылали в Сибирь. Однако умный, смелый, находчивый Кармалюк каждый раз сбегал из тюрьмы и каторги и снова возглавлял народных мстителей.

В 1830-1835 годах повстанческие отряды Кармалюка насчитывали около 20000 человек. Паны боялись и ненавидели повстанцев, а крепостные надеялись, что народные мстители вызволят их из неволи.

На 48-м году жизни Кармалюк был убит из засады коварным шляхтичем.

Украинский народ чтит память отважного и непримиримого борца против социального и национального гнета: в селе Головчинцях, где Кармалюк родился, и в Летичеве, где погиб, возведено ему памятники.

Из многочисленных народных песен о Кармалюка наиболее распространенной является «За Сибирью солнце всходит»: собиратели фольклора записали около двадцати вариантов ее. В этой песне в художественной форме изображаются реальные события. Рассказ ведется от имени Кармалюка - это придает композиции особой задушевности, теплоты.

5. Выразительное чтение или прослушивание фонозапису песни «За Сибирью солнце всходит».

6. Беседа за вопросами:

- Что заставило Кармалюка восстать против панства? Как об этом сказано в песне?

- Расскажите, как в поступках мстителя проявляется его ненависть к угнетателям и любовь к народу. К чему стремился Кармалюк?

- Выделите в тексте слова, с помощью которых выражено чувство и настроение героя. Как вы понимаете смысл строк: «Хоть, кажется, не в кандалах, а все же не на свободе»; «Мир большой и роскошный, и нигде ся дети!»?

- Рассмотрите репродукцию картины русского художника В. Тропинина* «Молодой украинский крестьянин. Кармалюк». Или перекликается изображение на картине с песенным образом Кармалюка? Аргументируйте свое утверждение.

III. Обобщение и систематизация изученного.

- Дайте устные ответы на один из вопросов (по вариантам).

Вариант И. Что я узнал (узнала) из исторических песен о прошлом украинского народа?

Вариант II. За что и как прославляет народ в песнях своих героев: Сера, Хмельницкого, Морозенко, Зализняка, Кармалюка?

Вариант III. Кто из песенных героев мне больше всего понравился и почему?

IV. Подведение итогов.

V. Домашнее задание.

Введите ответ на выбранный вами вопрос в тетрадь.

 

* Василий Андреевич Тропинин (1776-1857) - выдающийся русский живописец. Он был крепостным, а потому в Петербургской Академии художеств учился «посторонним» учеником; проявил большой талант. Помещик, опасаясь, что его заставят освободить способного юноши, отправил его в свое имение в селе Кукавка Каменец-Подольской губернии. Тропинин писал портреты не только господ, но и крестьян: «Свадьба в Кукавке», «Домашний суд», «Молодой украинский крестьянин. Кармалюк» (1820), «Гаптарка», «Охотник», «Кружевница» и т.д. В 1823 году под давлением влиятельных лиц художник был освобожден из крепостного права и поселился в Москве. В своих произведениях он стремился правдиво передать характеры своих современников - людей разных сословий и классов (По А. Бандурой, Есть. Кучеренко).