УРОК 14
Тема. «Слово о походе Игоревом». Особенности композиции и стилистических средств.
Цель: углубить знания учащихся о композиции художественного произведения и стилистические средства в нем, учить находить элементы композиции «Слова...» и художественные средства; формировать умение выразительно и осознанно читать поэму, уметь пересказывать и комментировать сюжет поэмы; воспитывать вечные общечеловеческие ценности.
Оборудование: текст поэмы, иллюстрации к ней.
Межпредметные связи: зарубежная литература: типологическая сходство с испанским эпосом XII вв. - с «Песней о Сида».
Эпиграф.
Теперь я знаю - все мы родом оттуда,
Из песен и боли древних русичей.
М. Ткач
Ход урока
И. Актуализация опорных знаний.
1. Проверка усвоения учащимися содержания « Слова о походе Игоревом».
Ее можно провести в форме тестов:
1. В «Слове о полку Игореве» говорится о:
а) исторические события весны и лета 1240 года;
б) поход хана Батыя на Киев;
в) исторические события весны и лета 1185 г.;
г) поход князя Игоря 1183 года;
д) все события в произведении вымышлены.
2. В основе произведения лежит рассказ о:
а) княгиню Ольгу;
б) поход князя Игоря против половцев;
в) поход князя Игоря против татар;
г) смерть князя Игоря;
д) оборона князем Игорем Киева от половцев.
3. «Слово...» начинается упоминанием о:
а) Святослава;
б) Бояна;
в) плен князя Игоря;
г) княгиню Ольгу;
д) победу князя Игоря в битве с половцами.
4. Рассказ про Игорев поход в произведении разворачивается на фоне:
а) исторического экскурса автора в прошлое;
б) солнечного затмения;
в) постоянных войн;
г) экономического упадка;
д) плачу Ярославны.
5. Солнечное затмение в «Слове о полку Игореве»:
а) предвещает поражение князя Игоря;
б) предвещает о большой беде, которая надвигалась на Русь;
в) предвещает победу;
г) является лишь элементом природы;
д) такого в произведении нет.
6. Чем заканчивается первая битва князя Игоря с половцами:
а) поражением Игоревем войска;
б) пленением князя Игоря;
в) бегством русичей;
г) победой русского войска;
д) ничьей.
7. Тоскуя по мужу, Ярославна обращается к:
а) Игоря;
б) Бога;
в) ветра, солнца и Днепра;
г) Святослава;
д) солнца, птиц, животных.
8. Бегства Игоря из плена способствует:
а) Кончак;
б) Овлур;
в) Ярославна;
г) Гзак;
д) такого в произведении нет.
9. Кому из героев «Слова о полку Игореве» принадлежат слова «С вами, русичи, хочу свою голову положить либо напиться шлемом из Дона»:
а) Святославе;
б) Ярославу;
в) Игорь;
г) Бояну;
д) Ярославне.
10. «Полечу, говорила, зегзицею по Дунаю, омочу бобрян-рукав в Хаяли-реке, утру князю кровавые раны на горячем его теле», - говорит в произведении:
а) Святослав;
б) Ярослав;
в) Игорь;
г) Боян;
д) Ярославна.
11. Со словами «О племянники мои Игорь и Всеволод! Рано начали вы Половецкую землю мечами усмирять, а себе славы искать», - обращается к князьям:
а) Игорь;
б) Ярослав;
в) Святослав;
г) Боян;
д) Ярославна.
12. Автор «Слова о походе Игоревом»:
а) Боян;
б) Игорь;
в) неизвестен;
г) Святослав;
д) Ярославна.
(Ключи к тестам: 1 - в; 2 - б; 3 - б; 4 - а; 5 - б; 6 - г; 7 - в; 8 - б; 9 - в; 10 - б; 11 - в; 12 - в. (По Н. Невінчаною).
2. Просмотр ученических иллюстраций к произведению и комментирования их.
II. Восприятие и осознание нового материала.
1. Беседа за вопросами.
- Какое впечатление произвело на вас «Слово о походе Игоревом»?
- Все в произведении было понятным?
Объяснения (сноски) были особенно ценными для понимания смысла поэмы? Зачитайте их вслух.
- Вспомните, что называется композицией художественного произведения. Определите особенности композиции «Слова о походе Игоревом».
(Материал для учителя. Композиция (лат. composition от coinponere - составлять, создавать, объединять) - обусловлен темой и идеей способ построения художественного произведения, что проявляется в размещении и соотношении таких составляющих, как авторское отступление, описание природы (пейзаж), описание места действия (интерьер), описание внешности персонажей (портрет), представление характеристик персонажей (через изображение их действий и поступков, диалоги, монологи, самохарактеристики), порядок развертывания событий (сюжет), расстановки персонажей и т.д. Композиция является вершиной формальной организации произведения. Характер композиционного построения в значительной степени зависит от жанра произведения, наставления автора на описание внешнего мира или внутреннего мира человека.
«Слово о походе Игореве» имеет вступление, основную часть и заключение. Во вступлении безымянный автор размышляет, в какой манере описывать события. Основная часть - это несколько рассказов: о выступлении Ігоревої жены, поход, сражения с половцами и о событиях, связанных с поражением русичей: «золотой сон» Святослава, «плач Ярославны», бегство Игоря из плена. Концовка - величание Игоря, князей и дружины. Особенностью композиции «Слова...» является пространные высокохудожественные описания природы и несоблюдение хронологической последовательности в рассказе, авторские публицистические размышления (автор прерывает описание похода Игоря и вспоминает прошлое переносится мыслью в другие места (Киев, Путивль) или же размышляет над причинами и следствиями событий, советует, ведет спор и т.п.).
- На сколько частей (эпизодов) вы бы разделили произведение? Назовите их. Попробуйте составить план «Слова о походе Игоревом».
(Ориентированно план может иметь следующий вид.
1. Лирическое вступление-запев.
2. Рассказ о походе:
а) князь Игорь отправляется на половцев;
б) первая и победная вторая неудачная битвы с врагом;
в) сон и «золотое слово» князя Святослава;
г) плач Ярославны;
д) бегство Игоря из плена.
3. Окончание - прославление князей.)
2. Работа над текстом по составленному плану:
- Чем обусловлено наличие вступления в «Слове...»? Какова его роль?
- О ком из народных певцов упоминается в нем?
- Как автор относится к Бояна? Зачитайте вслух соответствующие цитаты.
- Как начинается поход князя Игоря против половцев?
- Какое знамение получили русичи в начале похода? Остановило ли оно Игоря? Почему?
- Как князь поднимает дух своих воинов, которые испугались солнечного затмения? Прочитайте обращение Игоря к жене. О чем свидетельствуют его слова?
- Каким был результат первого боя с половцами?
- Какие художественные средства использовал автор для описания победы русичей? Приведите примеры.
- Какую битву, первую или вторую, более детально описывает автор «Слова...»? Почему?
- Сколько времени длился второй бой русичей и половцев на реке Каяле? Чем он закончился?
- С каким народным обрядом сравнивается битва в произведении? Или уместным, по вашему мнению, есть такое сравнение?
- Внимательно прочитайте отрывок произведения от слов: «Были века Трояновы...» до «...На съедение вылетая в поле». С какой целью автор поэмы прерывает описание боя и прибегает к экскурсов в прошлое? Какая картина предстает перед вами с этого отрывка?
- Как восприняли известие о поражении Игоря на родине? Почему автор подчеркивает, что даже «стены в городах расстроились, померкли веселье»? Как называется художественный прием, использованный в приведенной цитате?
- Подробно перескажите сон князя Святослава. Можно ли его считать пророческим и почему?
- К кому обращается киевский князь с «золотым словом»? В чем именно оно заключается? Почему, по вашему мнению, композиционно «золотое слово» Святослава стоит в центре поэмы? Какова его роль в произведении?
- Из скольких частей состоит эпизод, который можно назвать «Плач Ярославны»? Чем обусловлено такое разделение?
- Каким силам и предметам природы Ярославна упрекает и за что? У кого просит помощи? Как вы думаете, почему Ярославна-христианка обращается к ветру, Днепру и солнцу, а не к Богу?
- Автор сравнивает жену князя Игоря с чайкой-жалобницей? О чем это свидетельствует?
- Почему, по вашему мнению, князь Игорь решается на побег из плена?
- Прочитайте отрывок от слов: «Стонет-гудит земля...» до «...Уморили же они свои быстрые кони». Какими средствами соединяются в нем напряжение, динамизм событий, изобретательность Игоря-беглеца?
- Почему после прибытия в Киев Игорь отправляется в церковь к чудотворной иконе? Какой именно?
«В летописном рассказе сообщается, что Игорь сначала побывал в разных русских городах - Донцы, Новгород-Северском и Чернигове, а позже - в Киеве. В «Слове...» ничего об этом не сказано. Говорится только, что «едет Игорь Боричевым к святой Богородице Пирогощей». Почему он подался в церковь именно на Подоле?
Одни исследователи объясняют этот поступок так: возможно, ранее князь дал обет отслужить благодарственный молебен Богородице, если его побег будет удачной.
Другие им возражают: о такой обет никаких сведений нет, а если бы она и была, то князь выполнил бы ее в своем граде или в одной из церквей Верхнего города (в Киеве), где молились князья и «лъпшия мужи». Церковь Богородицы Пирогощей была купеческой. Игорь должен был создать жену заново. Людей и лошадей мог набрать в своей земле. А где взять оружие, которая тогда стоила очень дорого? Очевидно, князь собирался одолжить у купцов нужную ему сумму денег. В те времена не было ни контор, ни клубов, ни бирж, где можно было бы заключить договор - это делалось в церкви или около нее и освячувалося священником. Здесь же, на Подоле, были оружейные склады, которые славились далеко за пределами Киева. Игорь мог сделать мастерам свой заказ» (По А. Бандурой).
- Как относятся русичи до возвращения новгород-северского князя из неволи?
- Какой афоризм певца Бояна приводит автор и как именно применяет его к характеристики сложной исторической ситуации, в которую втянул князь Игорь Русь необдуманным походом и страшным поражением?
- Как заканчивается «Слово о походе Игоревом»? Чем подобное окончания поэмы к «славословій» в народных думах?
3. Практикум по теории литературы.
- В литературоведении долго велись дискуссии относительно жанра «Слова...». Одни называли памятник древнерусской повести, другие - героической песней. И на сегодня наиболее общепринятой является позиция, согласно которой «Слово о походе Игореве» - лиро-эпическая поэма.
Докажите или опровергните эту мысль.
(Материал для учителя. Поэма - это лирический, эпический, лирико-эпическое произведение с развернутым сюжетом и широким развитием образа лирического героя. Это преимущественно стихотворное произведение, в котором изображены значительные события и яркие человеческие характеры. Для поэмы присущи динамизм, напряженность, полное раскрытие характеров. За характером и широтой изображения действительности и выражением авторского отношения к змальовуваного «Слово о походе Игореве» является образцом лиро-эпоса. Эпический компонент произведения - не описание исторических событий с особым вниманием к срисовывание предпосылок их возникновения, развитием и завершением на более широком фоне течения тогдашней истории, социально-экономических и политических особенностей эпохи.
Лирический компонент поэмы проявляется в выражении автором своих переживаний за судьбу Русской земли, а также в изображении глубоких человеческих и государственнических чувств князя Святослава относительно прошлого, настоящего и будущего Отечества, пылких чувств Ярославны. Таким образом, история похода князя Игоря подается не только как объективный исторический факт, но и как событие, глубоко переживается, чувствуется ее свидетелями. Именно синкретическое сочетание объективной повествования о реальности с описанием субъективных впечатлений и мыслей по поводу этой реальности дают основания уточнить определение жанровой специфики «Слова...» как образца лиро-эпической поэмы).
4. «Поиск информации».
Учитель раздает учащимся заранее подготовленные материалы о памятник испанского героического эпоса «Песнь о моем Свида» и предлагает учащимся определить, в чем проявляется типологическая сходство между ней и «Словом о полку Игореве».
(Материал для учителя. Начало испанской литературе кастильском языке положила великая памятник испанского героического эпоса «Песнь о моем Сида» (прибл. 1140 г.).
Центральной фигурой эпоса является Сид, которого народ любовно называл «мой Сид», добавляя - «в добрый час рожденный». Это личность историческая. Руй (Родриго) Диас де Бівао (около 1043-1099 pp.) принадлежал к кастильской знати и был начальником войск у короля Кастилии Санчо II. За воинскую доблесть он получил прозвище Кампеадор (ратоборец, воитель). Мавры, которые боялись и одновременно уважали испанского полководца, называли его Сидом, что по-арабски означает «господин». После гибели Санчо II его брат Альфонс VI невзлюбил Сида и за разговорами придворных выгнал из страны. Сначала Сид с женой находился на службе то в испанских, то в мавританских правителей, но, отвоевав у мавров богатую область Валенсию, стал самостоятельным и помирился с Альфонсом. Руй Диас был выдающимся деятелем реконкисты, он и освободил от мавров значительную часть Испании. Личные черты Сида - твердый характер, рассудительность, демократизм, талант полководца и государственного деятеля - способствовали его популярности среди народа. Он по праву считается национальным героем Испании.
Наверное, народ еще при жизни Сида воспевал его подвиги и победы. Но из большого эпического материала о Руй Диаса сохранились только близка к историческим фактам поэма «Песня про Сида», поэма «Родриго» (XIV в.), что рассказывает о молодости героя (в ней значительное место занимает вымысел) и большие циклы романсов XIV - XIV вв.
«Песня о Сида» - жемчужина испанской культуры. Созданная в XII в., она дошла до нас в списке 1307 г в неполном и частично искаженном виде. Поэма состоит из 3735 стихов и имеет три части. Отдельные детали в содержании, в частности география произведения, дают ученым основание утверждать, что «Песня» создана в юго-восточной части Кастилии, которая в XII в. была центром народного поэтического творчества.
Начало первой части («Изгнание») утерян. О причине ссоры Сида с королем Альфонсом известно из других испанских источников. Начинается список с изгнания Сида. Обливаясь горячими слезами, Сид прощается с родным домом, женой, малолетними дочерьми, которых он должен оставить под защитой монастыря, и по строгому приказу короля под страхом смерти 'едет на чужбину. Узнав об изгнании Сида, к нему сходятся «люди всякого рода, отовсюду»: крестьяне, ремесленники, обедневшие рыцари, все готовы выступить на борьбу с ненавистными маврами. Сначала тяжело приходится Сиду. Он углубляется в мусульманские земли и со временем приобретает немало побед. Не раз большая добыча попадает в его руки. Часть ее Сид добровольно отправляет королю Альфонсу, желая примирения с ним во имя совместной борьбы с маврами.
Содержание второй части «Замужество дочерей Сида» составляет рассказ о том, как Сид, получив большой город Валенсию, посылает королю 100 отборных лошадей. Король готов помириться со своим теперь могущественным вассалом и позволяет ему взять к себе жену и дочерей. Знатные инфанты де Каррион, соблазнившись богатством Сида, решили пожениться с его дочерьми. Сам король выступает в роли свата, считая этот брак большой честью для Сида. Неохотно соглашается Сид на замужество дочерей, не по душе ему знатные женихи. Но он не хочет отказать королю, до которого, забыв прошлые обиды, относится с большим почтением. Сид приглашает к себе в Валенсию инфантов и торжественно празднует свадьбу.
Третья часть («Бесчестье в дубовом лесу Корпес») тематически разнообразна. Инфанты де Каррион недолго прожили в согласии с Сидом. В доблестном окружении Сида они оказались ничтожествами и трусами. Не вытерпев насмешек вассалов Сида, зятья решили отомстить. Они просят разрешения поехать в Каррион, чтобы показать своих молодых жен родственникам. Тяжело на душе у Сида, но он благословляет дочерей, отдает им приданое и щедро одаривает зятьев, вручив каждому из них по боевому мечу, что считалось величайшей честью. Инфанты только ждали случая отомстить за свой позор на дочерях Сида. Как только они въехали
во владения Кастилии, в дубовом лесу Корпес соскочили с коней и здесь, в гуще, привязав молодых жен к деревьям, избили их бичами и острогами почти до смерти. Сид жалуется королю. «Это король присватав моих дочерей, и мое бесчестье является бесчестьем моего сеньора», - говорит обиженный отец. Король собирает кортесы, куда неохотно появляются инфанты в сопровождении многочисленной родне. Прежде всего Сид требует возврата своих мечей, потом приданого дочерей, которое зятья успели пустить на ветер. И в конце концов, защищая свою честь, Сид вызывает их на поединок. В битве в долине Карріог, в землях инфантов, Сид с женой побеждает обидчиков и прилюдно называет их предателями. Победитель Сид снова отдает дочерей замуж, уже за королей Наварры и Аррагона.
«Поэма о Сида», как и вся средневековая испанская литература, отличается от других памятников западноевропейской литературы целым рядом особенностей. Если для французского и немецкого народного эпоса характерен трагически-героический тон, то в испанской поэме героическое не отделено от повседневной, здесь представлен разнообразный жизненный фон и доминирует оптимистическое мировосприятие. Перед нами Испания эпохи реконкисты, которая, по мнению специалистов, не была настолько «черным» периодом в истории Испании, как об этом думали позже: «Действующие лица «Песни» - не только христианские и мавританские войска, в ней изображены люди, далекие от военной жизни: женщины, дети, монахи, горожане, евреи; все они воссоздают картину мирной жизни городов: торговые соглашения, разлуки, путешествия, поздравления и радость встреч, свадьбы, встречи в тесном кругу для обсуждения семейных дел или для веселых развлечений, отдых после обеда, красивые наряды, торжественные приемы и религиозные церемонии».
(Менендес Падаль Г. Избранные произведения. - М.: Иностр. литература, 1961.- С. 197).
Содержание поэмы очень близок к исторической основы. «Песня» возникла через полвека после смерти героя, когда события жизни и слава его ратных подвигов были живы в народной памяти. Поэме свойственна реалистическая манера изображения событий и психологии действующих лиц. Описание повседневного бытия и борьбы испанцев с маврами неизвестный хуглар сопровождает огромным количеством подробностей и деталей, характерных для того времени. Поэма дает четкое представление о вооружении испанских и мавританских воинов, о тактике сражений, военную терминологию.
Не только Сид, но и почти все действующие лица «Песни» исторические; они были вассалами, друзьями или врагами Сида. Но есть и уход от исторических фактов. Так, наблюдается определенная демократизация и идеализация образа Сида. Вопреки историческому прототипу Сид показан інфансоном, то есть рыцарем, который не принадлежит к придворной знати. Хуглар также умалчивал негативные момент в биографии и поведении Сида, например, его службу в мавританских правителей. Демократизм и антиаристократична направленность поэмы проявляются также в постоянном высмеивании и осуждении разнообразных «высокородных» пороков барселонской и леонівської знати, а также инфантов де Каррион - гордыни, хвастовства, расточительства, трусости, коварства и жестокости. Тщеславному феодальной знати противопоставляются воины Сида и его ближайшие помощники - люди смелые, решительные, дружелюбные и простые. В образе Сида поэт подчеркивает лучшие черты испанского народа - спокойное достоинство, сдержанность, прямоту, мудрое терпение. Сид Кампеадор осуждает междоусобную вражду, для него родина - это вся Испания, которую он хочет видеть свободной и единой.
Демократический дух поэмы свидетельствует о народном характере реконкисты, которая вылилась в широкое национально-освободительное движение. Испанский народ видел в реконкисте не только национальное освобождение, а освобождение из-под крепостного гнета. Ведь участник реконкисты освобождается от крепостничества, всадник становился идальго, что обусловило возникновение в Испании многочисленного мелкого дворянства, резко отличного от старой испанской знати.
Важное место в поэме занимает семейно-бытовая тематика. Сид не только доблестный воин и верный вассал, но и нежный муж и отец. Разведен с семьей, в изгнании он все время думает «о любимую и верную жену», заботится, чтобы она и дети не знали нужды. Заранее он готовит приданое для дочерей, желая им счастья и благополучия. Семья для Сида - не только объект забот, она вдохновляет его на мужественные и героические поступки. Так, Сид просит жену Химену и дочерей, чтобы они с высокой башни наблюдали бой, который он будет вести, защищая Валенсию. И донья Химена является достойной своего мужа. Она мужественно переносит жизненные невзгоды, твердо веря в лучшее будущее. Супружеская верность, искренность и согласие царят в семье Сида. Устои семьи в узком смысле (родители и дети) и как общность родственников, помогают, защищают и отвечают друг за друга, - показаны непоколебимыми.
Верен реалистической манере, хуглар не скрывает практического отношения к жизни своих героев, но этот практицизм обусловлен тогдашней действительностью, условиями бытия. Люди, которые шли за Сидом, покинули свои дома и имущество, которое, по приказу короля, немедленно конфіскувалось. Суд осознает свою ответственность за них: «Молю Бога, Отца небесного, чтобы всем вам, кто оставил ради меня дом и наследственное имущество, я мог сделать сколько-нибудь добра - отдать вдвое больше за то, что вы потеряли». Сид и его бойцы откровенно радуются военной добычи: лошадям, золотую, богатой одежде, дорогим тканям, пленным, которых можно продать или взять за них выкуп.
Испанская поэма отличается от французской «Песни о Роланде» отсутствием религиозной экзальтации и фанатизма. Религиозный элемент занимает в ней весьма скромное место. Правда, в поэме сказано, что борьба с маврами ведется во имя «доброго христианства», но при этом оказывается, что для жены Сида это возможность «добыть себе хлеб насущный» и «заслужить плату». В отличие от французского эпоса, в испанской поэме нет религиозной нетерпимости или ненависти к иноверцам. Человека здесь оценивают не по религиозной принадлежности, а по личным качествам.
Стиль поэмы лишен каких-либо витиеватостей и чопорности. В основном тон рассказа сдержанно-энергичный, порой в нем ощутимы интимные интонации (в семейных сценах), юмор (в бытовых эпизодах), эпический размах и сила (в батальных картинах). По сравнению с французской поэме «Песня про Сида» беднее на внешние украшения - метафоры, поэтические сравнения. Но ее автор хорошо владеет искусством непосредственного ощущения жизни и легко делает читателя свидетелем всех этих событий, что происходят. Общая реалистическая тональность, сюжетная многогранность, устойчив демократизм и гуманность «Песни» снискали ей заслуженную славу в веках (Г.Л. Рубанова, В. А. Проворный. История зарубежной литературы средних веков. - К., 1982).
III. Подведение итогов.
IV. Домашнее задание.
Подберите цитаты к характеристике князей Игоря, Всеволода и Святослава и подготовьте устный рассказ о героях.