УРОК 31
Тема. Свободолюбие, оптимизм, мечта и действительность как ведущие мотивы поэзии Леси Украинки «Хотела бы я песней стать...»
Цель: ознакомить учащихся с ведущими мотивами поэзии Леси Украинки; развивать навыки выразительного чтения, анализа стихотворения, вминня высказывать свое мнение; воспитывать стремление к самостоятельному лету.
Оборудование: портрет Леси Украинки, фонозапис «Мелодии» М. Скорика, кроссворд, картины с изображением моря, звезд.
Ход урока
И. Сообщение темы и ожидаемых результатов урока. Мотивация учебной деятельности.
1. Прослушивание в фонозаписі « Мелодии» композитора Мирослава Скорика.
2. Слово учителя.
Я смотрю на рисунках
Не на гордых победителей,
Что, сперечника свалив,
Говорят яростно: «Сдай!»
Взгляд мой спустился ниже,
На того, кто распростертый,
К земле прибит копьем,
Говорил: «Убей, не сдамся!»
«Говорят, ее видели и одинокую сгорбленную, серым туманом закутанную в последний ее приезд в Киев в 1913 г. Она налегала всем своим худеньким телом на одну ногу, перевалювалась, еле держалась за спасительную палку. Только удивительно большие глаза светили на все лицо, бездонные Горе-глаза светились на всю Стрелковую, шло эти Двое Глаз, несли они измученное пытками болезней страждущее тело.
Муки истощали ее с детства. С детства научилась она «сквозь слезы смеяться». Уже в десять лет появились первые признаки туберкулеза левой ноги, а вскоре и левой руки. Затем болезнь перекинулась на легкие и почки. В одном из писем 1912 года Леся называет свою жизнь постоянной войной с туберкулезом. За эту «тридцатилетнюю» войну она перенесла несколько сложных и болезненных операций, прикованная к постели, долго находилась в гипсе, ходила с помощью костылей, то с помощью сложного и тяжелого аппарата на ноге. Лечилась в Крыму и в Одессе, в Бессарабии и в Болгарии, в Германии и в Италии, в Египте и в Грузии. Постоянная неумолимая война тела и духа ...» (И.Ф. Драч «Слово о Лесе»).
- Задача нашего урока будет заключаться в том, чтобы определить сквозь призму Лесиного жизни ведущие мотивы ее лирики.
II. Актуализация опорных знаний учащихся.
1. Эвристическая беседа.
- Как вы расцениваете стремление Ольги и Петра Косачей всесторонне развить таланты своих детей и воспитывать их в патриотическом духе?
- С какой целью Елена Пчилка подыскала для своей дочки такой ответственный и обязывающий псевдоним?
- Как вы думаете, почему Леся и Михаил переводили прежде всего произведения Николая Гоголя? О чем свидетельствовали такие попытки?
- В каких поступках Леси Украинки отчетливо проявился патриотизм?
- Почему Леси Украинцы за такую короткую жизнь удалось сделать очень много?
2. Кроссворд. (Ответы - слова в именительном падеже.)
| | | | | | 1 | Б | | | | | | | | | | | | |
2 | | | | | | | А | | | | | | | | | | | | |
| | 3 | | | | | Же | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | 4 | А | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | 5 | Н | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | 6 | Н | | | | | | | | | | | | |
| 7 | | | | | | Я | | | | | | | | | | | | |
1. Кому в 8 лет Леся сама вимережила рубашку? (Отец.)
2. В каком городе родилась Леся Украинка? (Новоград-Волынский.)
3. В которой, за материальными благами, семье воспитывалась Леся? (Богатая.)
4. Елена Пчилка уделяла много внимания изучению ее детьми иностранных языков, мировой, украинской истории и ... литературы. (Античная.)
5. Что случилось с Лесей после переезда семьи в с. Колодяжное на Крещение? (Промочила ноги и заболела туберкулезом костей). (Ноги.)
6. Как называлась первая поэзия Леси Украинки, посвященная родной тете Елене, которую арестовали за протиімперську деятельность? (Надежда.)
7. Назовите страну, в которой умерла Леся Украинка. (Грузия.)
- Прочитайте слово в выделенном вертикальном ряду в кроссворде. (Желание).
III. Восприятия и усвоения учащимися нового материала.
1. Слово учителя.
- Желание ... У каждого они свои. А что же говорила сама Леся?
«... мне кажется, что я имею перед собой какую-то великую битву с
которой выйду победителем, или совсем не выйду. Когда у меня действительно есть талант, то он не погибнет, - то не судьба, что погибает от туберкулеза или истерии! Пусть мешают мне сии бедствия, но зато, кто знает, не куют они мне такого оружия, которого нет у других, здоровых людей ...»
Не было более отзывчивого сердца, не было витонченішої души, яркой, пламенной, нежной, совмещенной с интеллектом глубоким и беспокойным, - ранняя болезнь ускорила процесс умственного и художественного созревания. Понимание поэтической миссии как ежедневного подвига рождала слова суровые и огненные, неопределенность воспринималось как тягчайший грех.
- Какие же желания выражает лирическая героиня в поэзии «Хотела бы я песней стать ...»
2. Выразительное чтение поэзии «Хотела бы я песней стать ...».
3. Словарная работа за вопросами учеников.
4. Обмен впечатлениями от прочитанного:
Желания выражает лирическая героиня?
- Какое у нее настроение?
- Мечтали о нечто подобное и вы?
- С чем в воображении героини стихотворения ассоциируется воля?
- Продолжите синонимический ряд: «Эта поэзия легкая, чистая...»
5. Анализ художественных средств.
- В образе кого предстает перед нами лирическая героиня? Зацитуйте соответствующие строки стихотворения. (Самой себя, песни, звезд, моря, мечтаний, счастья.)
- Что выражает человек через песни? (Мечты, желания, мысли.)
- Символом чего является для нас звезды? (Высокого, недосягаемого, иногда непонятного.)
- Что таит в себе море? (Глубины жизни, неурядицы.)
- Чем является для героини счастье? (Скрытыми мечтами, которые, возможно, сбудутся.)
В каком образе выступают мечты? (Моста, что приведет к счастью.)
- Назовите эпитеты и объясните их роль в поэзии. (Ясную, ясные, звонким, прозрачные, тайное, громче.)
- Укажите метафоры. С какой целью они использованы в этом произведении?
- Есть сравнения, инверсии, повторы? Посніть их роль.
- Какие мотивы присутствуют в стихотворении? (Свободолюбие, оптимизм, мечта, действительность.)
IV. Подведение итогов.
V. Домашнее задание.
Выучите стихотворение наизусть; выпишите художественные средства поэзии «Хотела бы я песней стать...»