Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Уроки по украинской литературе 8 класс

УРОК 31

 

Тема. Свободолюбие, оптимизм, мечта и действительность как ведущие мотивы поэзии Леси Украинки «Хотела бы я песней стать...»

Цель: ознакомить учащихся с ведущими мотивами поэзии Леси Украинки; развивать навыки выразительного чтения, анализа стихотворения, вминня высказывать свое мнение; воспитывать стремление к самостоятельному лету.

Оборудование: портрет Леси Украинки, фонозапис «Мелодии» М. Скорика, кроссворд, картины с изображением моря, звезд.

Ход урока

И. Сообщение темы и ожидаемых результатов урока. Мотивация учебной деятельности.

1. Прослушивание в фонозаписі « Мелодии» композитора Мирослава Скорика.

2. Слово учителя.

Я смотрю на рисунках

Не на гордых победителей,

Что, сперечника свалив,

Говорят яростно: «Сдай!»

 

Взгляд мой спустился ниже,

На того, кто распростертый,

К земле прибит копьем,

Говорил: «Убей, не сдамся!»

 

«Говорят, ее видели и одинокую сгорбленную, серым туманом закутанную в последний ее приезд в Киев в 1913 г. Она налегала всем своим худеньким телом на одну ногу, перевалювалась, еле держалась за спасительную палку. Только удивительно большие глаза светили на все лицо, бездонные Горе-глаза светились на всю Стрелковую, шло эти Двое Глаз, несли они измученное пытками болезней страждущее тело.

Муки истощали ее с детства. С детства научилась она «сквозь слезы смеяться». Уже в десять лет появились первые признаки туберкулеза левой ноги, а вскоре и левой руки. Затем болезнь перекинулась на легкие и почки. В одном из писем 1912 года Леся называет свою жизнь постоянной войной с туберкулезом. За эту «тридцатилетнюю» войну она перенесла несколько сложных и болезненных операций, прикованная к постели, долго находилась в гипсе, ходила с помощью костылей, то с помощью сложного и тяжелого аппарата на ноге. Лечилась в Крыму и в Одессе, в Бессарабии и в Болгарии, в Германии и в Италии, в Египте и в Грузии. Постоянная неумолимая война тела и духа ...» (И.Ф. Драч «Слово о Лесе»).

- Задача нашего урока будет заключаться в том, чтобы определить сквозь призму Лесиного жизни ведущие мотивы ее лирики.

II. Актуализация опорных знаний учащихся.

1. Эвристическая беседа.

- Как вы расцениваете стремление Ольги и Петра Косачей всесторонне развить таланты своих детей и воспитывать их в патриотическом духе?

- С какой целью Елена Пчилка подыскала для своей дочки такой ответственный и обязывающий псевдоним?

- Как вы думаете, почему Леся и Михаил переводили прежде всего произведения Николая Гоголя? О чем свидетельствовали такие попытки?

- В каких поступках Леси Украинки отчетливо проявился патриотизм?

- Почему Леси Украинцы за такую короткую жизнь удалось сделать очень много?

2. Кроссворд. (Ответы - слова в именительном падеже.)

 

 

 

 

 

 

 

1

Б

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

Же

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

Н

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

Н

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

Я

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Кому в 8 лет Леся сама вимережила рубашку? (Отец.)

2. В каком городе родилась Леся Украинка? (Новоград-Волынский.)

3. В которой, за материальными благами, семье воспитывалась Леся? (Богатая.)

4. Елена Пчилка уделяла много внимания изучению ее детьми иностранных языков, мировой, украинской истории и ... литературы. (Античная.)

5. Что случилось с Лесей после переезда семьи в с. Колодяжное на Крещение? (Промочила ноги и заболела туберкулезом костей). (Ноги.)

6. Как называлась первая поэзия Леси Украинки, посвященная родной тете Елене, которую арестовали за протиімперську деятельность? (Надежда.)

7. Назовите страну, в которой умерла Леся Украинка. (Грузия.)

- Прочитайте слово в выделенном вертикальном ряду в кроссворде. (Желание).

III. Восприятия и усвоения учащимися нового материала.

1. Слово учителя.

- Желание ... У каждого они свои. А что же говорила сама Леся?

«... мне кажется, что я имею перед собой какую-то великую битву с

которой выйду победителем, или совсем не выйду. Когда у меня действительно есть талант, то он не погибнет, - то не судьба, что погибает от туберкулеза или истерии! Пусть мешают мне сии бедствия, но зато, кто знает, не куют они мне такого оружия, которого нет у других, здоровых людей ...»

Не было более отзывчивого сердца, не было витонченішої души, яркой, пламенной, нежной, совмещенной с интеллектом глубоким и беспокойным, - ранняя болезнь ускорила процесс умственного и художественного созревания. Понимание поэтической миссии как ежедневного подвига рождала слова суровые и огненные, неопределенность воспринималось как тягчайший грех.

- Какие же желания выражает лирическая героиня в поэзии «Хотела бы я песней стать ...»

2. Выразительное чтение поэзии «Хотела бы я песней стать ...».

3. Словарная работа за вопросами учеников.

4. Обмен впечатлениями от прочитанного:

Желания выражает лирическая героиня?

- Какое у нее настроение?

- Мечтали о нечто подобное и вы?

- С чем в воображении героини стихотворения ассоциируется воля?

- Продолжите синонимический ряд: «Эта поэзия легкая, чистая...»

5. Анализ художественных средств.

- В образе кого предстает перед нами лирическая героиня? Зацитуйте соответствующие строки стихотворения. (Самой себя, песни, звезд, моря, мечтаний, счастья.)

- Что выражает человек через песни? (Мечты, желания, мысли.)

- Символом чего является для нас звезды? (Высокого, недосягаемого, иногда непонятного.)

- Что таит в себе море? (Глубины жизни, неурядицы.)

- Чем является для героини счастье? (Скрытыми мечтами, которые, возможно, сбудутся.)

В каком образе выступают мечты? (Моста, что приведет к счастью.)

- Назовите эпитеты и объясните их роль в поэзии. (Ясную, ясные, звонким, прозрачные, тайное, громче.)

- Укажите метафоры. С какой целью они использованы в этом произведении?

- Есть сравнения, инверсии, повторы? Посніть их роль.

- Какие мотивы присутствуют в стихотворении? (Свободолюбие, оптимизм, мечта, действительность.)

IV. Подведение итогов.

V. Домашнее задание.

Выучите стихотворение наизусть; выпишите художественные средства поэзии «Хотела бы я песней стать...»