Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Уроки по украинской литературе 8 класс

УРОК 6

 

Тема. Маруся Чурай - легендарная поэтесса из Полтавы. Трагическая история ее жизни. Песни «Засвіт встали козаченьки», «Веют ветры, веют буйные», «Ой не ходи, Грицю...», что стали народними. их популярность, фольклорная основа, народнопоэтические образы.

Цель: ознакомить учащихся с фигурой легендарной поэтессы Маруси Чурай, ее песенным наследием; развивать умение выразительно читать, комментировать песни, объяснять в них художественные средства, создавать мысленный словесный портрет піснетворки; формировать осознание того, что добрая слава об одаренном человеке живет в веках, что поэт - активный творец духовности.

Оборудование: аудиозаписи песен Маруси Чурай, ее портрет, публикации, легенды и предания о поэтессе; роман в стихах Лины Костенко «Маруся Чурай», стихи древнегреческой поэтессы Сапфо.

Межпредметные связи: история Украины: освободительная война украинского народа; зарубежная литература: древнегреческая поэтесса Сапфо; изобразительное искусство: В. Маковский, «Украинская девушка».

Эпиграф.

Эта девушка не просто так, Маруся. Это - голос наш, это - песня, это - душа. Ее песни - как перло многоцінне, как дивен сокровище среди земных сует.

Лина Костенко

Ход урока

И. Мотивация учебной деятельности.

1. Прослушивание фонозапису одной из песен Маруси Чурай.

2. Беседа за вопросами:

- Известна ли вам эта песня?

- Когда, по вашему мнению, она была создана?

- Каким вы представляете автора, а точнее, автора песни? Хотели бы узнать о ней больше?

II. Сообщение темы и ожидаемых результатов урока.

1. Рассказ учителя.

- В истории украинской культуры есть немало неисследованных страниц, нераскрытых тайн. Мы не знаем имен многих композиторов, поэтов, авторов замечательных произведений.

И, к счастью, имя автора песни «Засвіт встали козаченьки», как и некоторых других: «Веют ветры, веют буйные», «Ой не ходи, Грицю», «Грицю, Грицю, до роботи», «Сидит голубь на берегу» и т.д. - известно. Где Маруся Чурай, о которой еще в позапрошлом столетии в Украине ходило немало преданий и легенд.

Одни исследователи ее творчества утверждали, что Маруся Чурай - лицо историческое, другие же считали легендарной поэтессе.

Так, еще в 1877 году в журнале «Пчела» в Петербурге при содействии Г. Квитки-Основьяненко О. Шкляревский опубликовал биографический очерк о Марусе Чурай, основанный на фольклорном материале. Драматург Г. Бораковський (1846-1890) в конце XIX века создал историческую драму «Маруся Чурай - украинская піснетворка». И документальных свидетельств о поэтессе и певице нет никаких. Так кто же она, девушка из легенды?

По народным преданиям, Мария Гордіївна Чурай родилась в 1625 году в Полтаве в семье полкового есаула Гордея Чурая. Это был храбрый казак, который выступал против польских захватчиков. Он принимал участие в казацко-крестьянском восстании 1637-1638 годов под предводительством гетмана Павла Павлюка. После неудачной битвы с польским коронным войском под Кумейками (16 декабря 1637 года) Гордей Чурай попал в плен и вместе с П. Павлюком был казнен в Варшаве. Его жена Аграфена осталась вдовой и жила вдвоем с дочерью в Полтаве, где была окружена заботой горожан.

Особенно пошановувалы они талант Маруси сочинять и исполнять песни. Современные фольклористы связывают ее имя с 23-мя песнями, которые впоследствии стали народными. Среди них, кроме уже названных, - «В конце плотины шумят ивы», «На огороде верба рясна», «Ой в поле ветер веет», «Посеяла огурчики» и другие.

Из народных преданий дошло до нас и история ее драматического любви. Марусю полюбил казак Иван Искра, хоть никогда не раскрывал своих чувств, потому что знал, что девушка любит другого - Гриця Бобренка, сына полтавского хорунжего. Гриша был красивый молодой человек, но слабовольный, бесхарактерный. Он поддался влиянию матери, которая женила сына с другой девушкой, дочерью есаулы. Маруся болезненно переживала измену любимого. Она хотела покончить жизнь самоубийством (утопиться)

и бросилась с плотины в Ворсклу. И спас девушку Иван Искра: он вытащил ее из воды без сознания, принес домой, а затем вместе с Горпиной Чурай ухаживал Марусю.

Однажды на балу у дочери полтавского старшины Меласі Барабаш Маруся снова встретила Гришу. Она и вида не подала, что взволнована. Ведь Гриша пришел не один, а с молодой женой. Маруся была веселой, очаровательной, пела и снова заполонила Грица. О том, что произошло потом, мы узнаем из песни «Ой не ходи, Грицю». Марусю посадили в острог, а затем приговорили к смертной казни. Но в дело вмешался сам Богдан Хмельницкий. Помня о заслугах отца Маруси - Гордея Чурая, а также ценя ее поэтический талант, гетман отменил приговор.

Есть две версии о последнем периоде жизни Маруси. По одной - она после помилования зачахла, похудела, а потом умерла от чахотки, по другой - Маруся ушла из Полтавы в мир и умер в 1653 году в каком-то из монастырей Московщины.

Ее песни, переходя из поколения в поколение, звучат и ныне и бытуют в народе как безымянные фольклорные произведения. Сегодня мы ознакомимся с некоторыми из них.

2. Работа в группах.

Ученики объединяются в группы, каждая из которых самостоятельно (при необходимости - с помощью учителя) читает и анализирует одну из песен Маруси Чурай:

I группа - «Засвіт встали козаченьки»;

II группа - «Веют ветры, веют буйные»;

III группа - «Ой не ходи, Грицю».

Чтобы облегчить работу учащихся, целесообразно напомнить им план-схему анализа лирического произведения (см. Урок 1) предложить карточки с отдельными заданиями для каждой песни.

Например, анализируя песню «Засвіт встали козаченьки», предлагаем выяснить историю ее создания, определить, какие настроения и чувства она вызывает, народно средства и с какой целью использовала в ней автор.

При рассмотрении песни «Веют ветры, веют буйные» следует выполнить следующие задачи:

а) выразительно прочитать текст;

б) назвать образы, что особенно отчетливо передают настроение произведения;

в) определить, с каким событием в Марусиному жизни связана эта песня и аргументировать свое мнение.

Делая идейно-художественный анализ песни «Ой не ходи, Грицю...», предлагаем прокомментировать содержание произведения и художественное воплощение его, особое внимание обратив на автобиографичность песни, и доказать, что «Ой не ходи, Грицю» по жанру - песня-баллада.

(Справка. Баллада - небольшое стихотворное произведение, в котором рассказывается о необычном событии, чаще всего легендарно-исторического содержания. Этому жанру присущи и такие признаки: изображение одного события из жизни главного героя; высокая эмоциональность; непродолжительное время действия основных действующих лиц - одна-две; краткость рассказа о событиях и персонажах: грустная стихотворная форма; малый объем).

Интересно ученикам будет узнать и о том, что балладу «Ой не ходи, Грицю» переведен на польском (1820), чешском (1822), немецкий (1822), французский (1830), английский (1848) и других языках, а также использованы в ряде произведений мировой музыки (в частности, венгерским композитором Ференцем Листом*).

3. Выступления представителей групп.

4. «Поиск информации».

Учитель раздает ученикам материалы о жизни и творчестве древнегреческой поэтессы Сапфо и ставит перед ними задачу: «Сопоставьте услышанное вами на уроке о украинскую піснетворку Марусю Чурай и прочитанное о древнегреческую поэтессу. Как вы думаете, почему Марусю Чурай вот уже почти два века, от времени выхода в 1839 г. повести А. Шахов ского, называют «малороссийском Сафо»?

(Материал для учителя. По преданию, Сапфо (Сафо - на еолійському диалекте Псапфа) была дочерью аристократа Скамандроніма, что занимался торговлей, и женщины на имя Клеїс. Родилась в Мітілені на острове Лесбос в Эгейском море между 630 и 620 гг. до н.э. В шесть лет осиротела, поэтому матери пришлось отдать ее в школу, где обучали пению и танцам. Абсолютный слух определил увлечение поэзией. Уже в юном возрасте Сапфо писала оды, гимны, элегии, праздничные и застольные песни. По свидетельству современников, Сапфо была невысокого роста, очень смуглая, с живыми блестящими глазами и длинными темными локонами вдоль щек. Через политические обстоятельства примерно в 17-летнем возрасте Сапфо с братьями - Хараксом, Ларіхом и Еврігом - пришлось бежать с острова на Сицилию, потому что начались преследования против аристократов, замешанных в покушении на тирана Мірсіла. Только в 595 г. до н.э., когда Сапфо уже было тридцать, она смогла вернуться на Лесбос и поселиться, как и раньше, в Митилини. Известно, что она основала школу риторики, посвященную Афродите, слушательницами которой были молодые знатные девушки. Их Сапфо обучала музыке, танцам и стихосложению на еолійському диалекте. Помещение, где встречались женщины, сама Сапфо именовали «Домом Муз». Подруги и ученицы Сапфо постоянно обменивались сложенными стихотворными строками. Знакомства, свадьбы, общение между подругами, взаимные женские влечения и увлечения, соперничество, ревность, разлука - все это находило свое место в лирике Сапфо и ее учениц. Близка к фолклору лирика Сапфо редко выходила за пределы чисто женских переживаний, однако переживания эти были выражены поэтессой с чрезвычайной простотой и яркостью. На одной из фресок неизвестный художник изобразил прекрасную жительницу Помпеи. Девушка изображена в момент творческого вдохновения. Еще минута, вторая - и на тонкой восковой поверхности дощечки появятся новые стихотворные строки. Лицо поэтессы одухотворенное, в глазах светится мысль. Говорят, что именно такой была Сапфо.

Одни легенды показывают Сапфо холодной и неприступной, другие, наоборот, рисуют ее идеалом гармоничной личности. В ее честь чеканили монеты, на которых она изображена с лирой в руках. Платон назвал поэтессу «десятой музой». Стихи Сапфо повлияли на творчество Сократа, Горация. Страбон называл ее «чудом» и утверждал, что «напрасно искать во всем течении истории женщину, которая в поэзии могла бы выдержать хотя бы приблизительное сравнение с Сапфо». В древние времена поэтические произведения Сапфо составили девять книг, среди которых были гимны, свадебные песни (епіталами), песни любовные и элегии. Из всего массива творчества Сапфо до нас дошли, помимо многочисленных отрывков, только две цели поэзии, которые в оригинале написаны так называемой «сапфічною строфой», особой формой чередование ударных и безударных слогов, которое в римской литературе вошла в обиход особенно после Горация.

Существовала легенда, что Сапфо как вышла замуж и родила дочь Клеїс. Но судьба была к ней жестока: по неизвестным причинам и муж, и ребенок Сапфо прожили недолго, а сама Сапфо покончила с собой около 572 г. до н.э., бросившись в море со скалы на острове Левкадия).

III. Закрепление изученного.

- Зачитайте эпиграфы к уроку. Согласны ли вы с Линой Костенко? Почему? Прокомментируйте свой ответ.

IV. Подведение итогов.

V. Домашнее задание.

Выучите песню «Засвіт встали козаченьки» (обязательно). Нарисуйте живописный или создайте мысленный словесный портрет Маруси Чурай (на выбор учащихся).

(Справка. И до сих пор идут споры, какой Маруся Чурай была на вид. Живописные изображения песнярки до нас не дошли. Есть только несколько ее словесных портретов, но они очень разнятся между собой. Говорят, что Маруся имела красивые черты лица, темные глаза, длинную, ниже пояса косу, была стройной. Лина Костенко, описывая Марусю Чурай в одноименном произведении, обращает наше внимание на «головку точену», на «плечи» и на «гордый очертание чистого лица», а также утверждает, что Маруся «на мать похожа, только чуть выше, те же самые глаза, и такая же коса».

Стройную девичью фигуру в длинном одеянии босую, с венчиком в руке, с тоской поникшей головой представляет собой и памятник Марусе Чурай, установленный в Полтаве 15 апреля 2006 года).

 

 

*Ференц (Франц) Лист (22.10.1811-31.07.1886) - композитор, пианист, педагог, дирижер, публицист, один из виднейших представителей музыкального романтизма, основатель венгерской композиторской школы. Во время гастролей в Российской империи Ф. Лист дал концерты во многих украинских городах: в Киеве, Одессе, Елисаветграде, Житомире, Бердичеве, Кременчуге, Львове, Одессе, Николаеве. В Киеве в феврале 1847 года он познакомился с Каролиной Витгенштейн, дружба с которым продлится долгие годы. Каролина имела имение на Подолье, в Воронівцях, где гостил композитор. Именно здесь на темы украинских народных песен «Ой не ходи, Грицю» и «Веют ветры, веют буйные» Лист написал пьесы для фортепиано «Украинская баллада» и «Мнение», которые вошли в созданный в 1847-1848 годах цикла «Колоски Воронівець».

 

 

 

Приложение к уроку 6

История жизни Маруси Чурай в ее песнях

1. Внешность Маруси и Гришу, первые чувства.

Известно, что имя «Маруся» упоминается лишь в двух песнях: «Засвіт встали козаченьки», «Прилетела кукушечка». Имя «Григорий» - также в двух песнях: «Грицю, Грицю, до роботи», «Ой не ходи, Грицю...»

Первую песню о Григорие можно считать вообще одним из ранних (как и «Зелененький барвіночку»), потому что она шуточная, неунывающая, вполне соответствует состоянию влюбленной девушки, когда все еще так хорошо.

О красоте Маруси свидетельствуют строки песен: «Жаль моей уродоньки, высокого роста»; «Смотрели карие глаза, откуда милый идет», «Обрисовала белое личико и чорнії брови»; «Другая девушка - чорнобривая». Певица прибегает здесь к традиционным народнопесенных средств. А вот портрет любимого в песне «Ой Боже ж мой, Боже...», полон живого авторства:

Когда бы я знала, маляра бы наняла,

Его белое личико, да и нарисовала,

Карие глазки, которые я любила,

Его движении кудри я бы позолотила.

 

2. Война 1648 года и разлука.

К этому периоду относятся песни: «В ограде хмелинонька», «Засвіт встали козаченьки», «Склонялись густые лозы», «Веют ветры, веют буйные», «Почему не гудят буйные ветры», «В конце плотины шумят ивы».

В этих песнях образ «буйных ветров» - дань фольклорной традиции символов. Сколько личного вкладывается в это обобщение: погибает надежда на счастливую жизнь, потому что никаких вестей о любимого нет. Однако эта печаль светлая, не отчаянная, как в более поздних произведениях, воспевающих измену любимого и настоящую тоску.

3. Возвращение Григория. Преданной любви Маруси Чурай.

Среди песен этого направления следует назвать «Над моей хижиной», «На огороде верба рясна», «Чего вода мутная». Именно в этих песнях по-настоящему проявляется гордая и нежная нрав Маруси:

Судите, судите, враг, -

Судила бы вас черти,

А моему миленькие,

Пошли, Боже, счастье. Пошли,

Боже, ему счастье,

Еще и добрый час,

Что он меня обнимает,

Как малого ребенка.

***

Над моей хижиной

Черная туча стала,

А на меня, молодую,

Молва и слава!

Ой я тую черную тучу

Крылом розмахаю,

Перебуду то молва,

Перебуду славу...

Ой не пойдет мелкий дождик

Без тучи, без грома,

Ой не выйдет девка замуж

Да и без молвы.

Настучиться, нагримиться, -

Мелкий дождик пойдет,

Насудяться враг -

Девка замуж пойдет...

4. Измена Григория.

Больше всего песен Маруся Чурай составила о разлуку и одиночество. В ее сердце долго теплилося наивное долгожданное счастье с милым («Катились повозки с горы», «Стелись, стелись, зеленый гороше»), но уже в песне «Ой Боже ж мой, Боже, милый покидает» звучат выразительные мотивы отчаяния, разочарования, первый намек на самоубийство как единственное спасение. Все оттенки переживания гордой натуры, униженного изменой, нашли отражение в совершенных в своей простоте художественных средствах. В песне «ты, милый, пылью припал» Маруся бросает смелый вызов-приговор слабкодухому Грицеве и его корыстной матери за сломанное любви. И в то же время сожалеет, что Гриша потерял возможность быть счастливым, не оценив глубины ее чувства:

Найдешь себе дівчиноньку

С черными бровями,

И не найдешь себе правды,

Что была между нами.

5. Преступление Маруси Чурай.

Стоит отметить, что отравления Грица - то, собственно, не единственное преступление Маруси. Сначала, как свидетельствуют песни и легенды, она пыталась сама уйти из мира. В песнях «Летит галка через балку», «Болит моя головонька», «Шумит-гудит дібровонька» речь идет о неудачной попытке утопиться, а в песне «Сидит голубь на берегу» - о замысле отравиться.

Маруся настолько искренна и бескорыстна в любви, что даже брошенная желает Грицю лишь счастье. Нет, она не прощает измены любимому, а сознательно приносит себя в жертву.

Последней песней Маруси считается «Ой не ходи, Грицю...», потому что, очевидно, больше она не сочиняла песен - ее израненная душа не могла уже петь (По А. Криворучко).