УРОК 1
Тема. Вступление. Художественная литература как одна из форм духовной деятельности человека. Функции художественной литературы. Многозначность художественного образа. Разновидности образов. Анализ художественного произведения.
ТЛ: углубление понятий о художественный образ, художественное произведение.
Цель: очертить круг проблем, которые будут решаться на уроках украинской литературы в течение года, раскрыть значение искусства слова в духовной жизни человека; ознакомить учащихся с многозначностью художественного образа и его разновидностями; учить с помощью слова создавать элементарные образы; развивать чувство красоты и силы художественного слова.
Оборудование: выставка книг, таблицы, схемы, раздаточный материал.
Эпиграфы.
Жизнь коротка - литература вечна.
Гиппократ, древнегреческий врач
Часто один мощный художественный образ влагает в нашу душу более, чем добыто многими годами жизни.
В. Гаршин, русский писатель
Ход урока
И. Мобилизация внимания учащихся. Мотивация учебной деятельности.
1. Вступительное слово учителя.
- Сегодня мы с вами снова встретились на уроке украинской литературы, чтобы отправиться в очередное путешествие в мир прекрасного, в мир высокого искусства слова. Нас ждут встречи с известными писателями, знакомства с интересными персонажами, новые открытия в области теории литературы.
Верным спутником в этом путешествии для нас станет учебник (учитель называет авторов и демонстрирует книгу). А путеводной звездой пусть будут слова Гиппократа*: «Жизнь коротка - литература вечна...»
Хотя, видимо, не все согласны со словами великого древнегреческого врача.
Мол, зачем и литература в третьем тысячелетии, когда есть компьютеры, спутниковые антенны, мобильная связь... Вот что думали по этому поводу участники известной дискуссии «физиков» и «лириков», возникшей еще в пятидесятых годах прошлого века на страницах популярной тогда газеты «Комсомольская правда».
2. Ролевая игра «Диалог» (по поэме М. Рыльского).
1-й голос.
Во времена космической ракеты,
Кибернетики и других см
За борт выбросьте, поэты,
Допотопных ваших соловьев!
Вон жбурніть симфонии и мечты,
Как тряпку бросают за забор!
Кто мотор починить умеет,
Стоит больше, чем знаток картин!
2-й голос.
Этот спор возник не вчера,
Может, в пещерной еще сутках,
Но быть приложением к мотора
Для человека мало, право слово!
Как же так убого вы живете,
Почему так обветшали вы, скажите,
Что в дни космической ракеты
Соловья не в силах понять?
3. «Микрофон».
Учитель задает вопрос классу:
- А какой была бы ваша позиция в этой дискуссии?
(Ученики передают друг другу воображаемый микрофон, по очереди берут слово, быстро и лаконично отвечают на вопросы).
II. Сообщение темы и ожидаемых результатов урока.
1. Объяснение учителя.
- Вы уже знаете, что художественная литература - это вид искусства, одна из форм духовной деятельности человека.
Художники не только правдиво воспроизводят действительность, они заставляют задумываться над различными явлениями жизни, характерами людей, отношениями между ними. Утверждая все хорошо, справедливое, гуманное, писатели, художники, композиторы своими произведениями воспитывают нас, делают лучше - благороднее, мудрее, милосерднее.
Художественные произведения, как и красота естественная, дают нам наслаждение, вызывают эстетические преобразования.
Как справедливо отметил искусствовед Платон Белецкий, «искусство, подобно языку, является средством общения людей, подобно науке -
средством познания действительности, подобно педагогики и морали - средством воспитания, привития знаний и норм поведения в обществе».
Таким образом, можно утверждать, что искусство, в частности художественная литература, выполняет различные функции, основными из которых являются три:
- эстетическая
- воспитательная
- познавательная.
Как и другие виды искусства - архитектура, музыка, живопись, скульптура, театр, кино - литература воссоздает жизнь в художественных образах.
Когда мы видим на небе облачко - это предмет природы. Когда же поэт А. Малышко напишет: «Тучка в небе голубом плывет, как мечта, одиноко», - то это будет уже литературный образ облачка.
Когда слышим вой бури - это явление природы. Когда же в рассказе Панаса Мирного читаем: «на Улице ревела сердитая буря, гудела в стены, прыгала по дому, выл в дымоходе, грохотала в окна», - то это будет художественный образ бури.
Итак, художественный образ - это созданное воображением художника поэтическое отображение событий, людей, явлений, предметов.
Каждый вид искусства моделирует мир в художественных образах присущими только ему средствами и на соответствующем материале. В музыке они создаются сочетанием звуков различной высоты, силы и продолжительности; в живописи - нанесением тонов, полутонов, линий, штрихов, точек, пятен красками разных цветов на холст, дерево, бумага; в скульптуре - нанесением линий, плоскостей, углов и округлостей на мрамор, камень, дерево, металл и т.д.
Литературный образ - словесный, он возникает за счет подбора наиболее точных для выражения мысли слов и использованием художественных средств языка. Так, чтобы создать поэтический образ облачка, передать плавность, замедленность ее движения, Андрей Малышко подбирает слово «плывет» (не «бежит», не «мчится»), использует пестливу форму, эпитет, сравнение.
В литературных произведениях с помощью художественных образов можно изобразить все, что доступно уму и воображению человека: разные события прошлого и современного, предметы и явления природы, космос и глубины океана. Однако главным предметом изображения является человек, его духовное и физическое жизни, поэтому художественную литературу и называют «людинознавством».
И, запомните, что писатели не копируют события, людей - участников этих событий, различные явления и предметы. Внимательно изучая окружающую действительность, они отбирают самое характерное, подобранный материал глубоко продумывают, додумывают то, чего не хватает (но оно может быть в самой действительности), и творят из него художественные образы.
2. Работа со схемой «Виды художественных образов».
СХЕМА
- Используя собственные знания и материал учебника, прокомментируйте схему и дополните ее.
3. Продолжение объяснения учителя.
- Чтобы правильно понять содержание, выяснить авторскую позицию, нужно осуществить анализ художественного произведения. Некоторые навыки такой работы вы уже имеете. В 8 классе вы освоите основные виды анализа, такие как, например, анализ за ходом рассказа, или «вслед за автором», пообразний, когда рассматриваем каждый образ-персонаж в частности, а тогда сопоставляем, сравниваем их и делаем выводы, и сюжетно-композиционный, который касается исследования строения произведения и развертывания в нем событий за сюжетными линиями, надлежащего раскрытия образов, языка автора и действующих лиц и т.д.
Следует отметить, что свои особенности имеет анализ эпического, драматического и лирического произведения. Так, например, анализ лирического произведения может быть осуществлен по следующему плану (план раздаем ученикам и проектируем на экран):
1. История написания произведения (в случае необходимости).
2. Его жанровое своеобразие.
3. Ведущий мотив, особенности его развертывания.
4. Композиционная структура стихотворения.
5. Образ лирического героя.
6. Художественные средства (тропы), язык произведения.
7. Ритм, рифма, способ рифмовки, стихотворный размер, вид строфы.
4. Научно-исследовательское задание.
- Прочитайте образец анализа поэзии Т.Г. Шевченко «Садок вишневый коло хаты» и определите, соответствует ли он предложенном плана. Какие аспекты произведения не нашли отражения в процессе анализа? Попробуйте раскрыть самостоятельно.
(Образец анализа стихотворения Т. Шевченко «Садок вишневый коло хаты» и текст самой поэзии раздаем ученикам.)
Стихотворение Т. Шевченко «Садок вишневый коло хаты» принадлежит к шедеврам украинской пейзажной лирики. Он написан в мае 1847 года в камере-одиночке петербургского каземата в перерыве между допросами по делу Кирилло-Мефодиевского братства - как воспоминание-ностальгия по родине, как воплощенная в слове мечта поэта о счастливую, гармоничную жизнь.
В стихотворении воссоздан идиллическую картину весеннего вечера в украинском селе. Автор любуется естественным строем трудовой жизни с чередованием труда и отдыха, семейным счастьем, духовной красотой украинского народа - всем тем, что является, по его мнению, высокими человеческими ценностями.
В поэзии почти нет общепринятых художественных средств, никаких специальных колористических акцентов. Т. Шевченко картину природы, труда и быта крестьянской семьи рисует сочетанием зрительных («вишневый сад») и слуховых («хрущи гудуть») образов.
Стихотворение «Садок вишневий коло хати» полон широкой гаммы переживаний. Взгляд автора (лирического рассказчика) переходит от детали к детали, пока мазок за мазком не создастся цельный образ, в котором все живет и движется. Настоящее время описания имеет обобщенный характер, то есть почти таким бывает каждый летний вечер, он повторяется раз в раз.
И идиллическая картина, изображенная в произведении, по моему мнению, окутанная печалью, ведь на нее, несомненно, накладывается драматический контекст крепостнической реальности, творчества Т. Шевченко и его личной судьбы).
III. Подведение итогов.
IV. Домашнее задание.
Проработайте вступительную статью учебника. Подготовьте устное сообщение на тему: «Какой вид искусства является моим любимым и почему».
*Гиппократ родился в 460 г. до н.э. на острове Кос (Греция) и прожил около 100 лет. Был из рода Асклепиадов - династии врачей, что началась от Асклепия - бога медицины. Его отец Гераклит был также врачом. Гиппократа называют «отцом медицины». Его именем названа клятва, которую дают и сегодня врачи на верность своей профессии.