Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Уроки по украинской литературе 8 класс

УРОК 66

 

Тема. Средства создания юмора и сатиры В стихах В. Самойленко. ТЛ: юмор и сатира (углубленно).

Цель: углубить понятие о юморе и сатире; развивать навыки выразительного и вдумчивого чтения поэтических произведений, формировать умение описывать юмористические ситуации; воспитывать чувство понимания ценности остроумному, а порой и язвительного слова в жизни человека.

Оборудование: сборники произведений писателя, иллюстрации к ним, карта Российской империи конца XIX в.

Ход урока

И. Актуализация опорных знаний.

1. Проверка домашнего задания.

2. Фронтальное опрашивание.

- Когда и при каких обстоятельствах В. Самойленко начал писать на украинском языке?

- Какую нрав имел художник? Отразилось ли это на его творчестве?

- В чем, по вашему мнению, заключается причина эмиграции В. Самойленко?

- Определите тему и основную мысль стихотворения «Патриоты». Какой художественный прием положен в основу композиции стихотворения?

- Что такое ирония? С какой целью она употребляется в литературных произведениях?

II. Сообщение темы и ожидаемых результатов урока.

1. Выразительное чтение стихотворения «Эльдорадо».

2. Беседа за вопросами:

-- Какие мысли и чувства вызвало у вас стихотворение? Какая картина возникла в вашем воображении, когда вы его читали или слушали?

- Почему, по вашему мнению, произведение имеет такое название? Что означает слово «Эльдорадо»?

(Справка. Эльдорадо (исп. el dorado - золотой) - мифическая страна, богатая золотом и драгоценными камнями, которую искали на территории Латинской Америки испанские завоеватели. В переносном смысле - страна богатств, сказочных чудес.)

- Как жилось людям в сказочной стране? Хотели бы вы в ней жить? Почему?

- Обратите внимание на построение строф стихотворения. Какую роль играет последняя строка каждой строфы?

Строкой завершается произведение? На что он указывает?

- Что вы знаете из уроков всемирной истории про Российскую империю во времена, когда был написан стих (1886 г.)?

- Как вы думаете, только царскую Россию имел в виду Владимир Самойленко, рисуя сказочную страну Эльдорадо? Можно утверждать, что в поэзии создана универсальная модель тоталитарного государства? Объясните свое мнение.

- Определите своеобразие использования зображально-выразительных средств в произведении, исследуйте его ритмо-мелодику. Какой художественный прием является определяющим в стихотворении?

- На ваш взгляд, это произведение юмористический или сатирический? Обоснуйте ответ.

(Материал для учителя. «Большим успехом среди студенческой молодежи в 80-е годы (да и сейчас) пользовался сатирический стих Самойленко «Эльдорадо». Благодаря своей обличительной направленности он стал своеобразным студенческим гимном. Хоть в начале стихотворения речь идет якобы о какую-то сказочную страну, каждый последняя строка строфы опровергает это и недвусмысленно дает понять, что автор имеет в виду самодержавную Россию:

Где-то далеко есть страна

Пышная, свободная, счастьем гордая,

Каждый там живет счастливо -

Держиморда, держиморда.

Это же в России только на словах царили воля, правда, законность, равенство, почиталась трудящийся человек, воспитывалось уважение к родному языку. На самом же деле за этими красивыми и пышными словами крылась ужасная действительность. Российская империя была тюрьмой народов, процветала произвол, несправедливость, национальное и социальное угнетение других народов:

В той стране любят свободу,

Всякий ее выглядел по возможности

И о ней разговаривает -

В остроге, в остроге.

Там правительство «блюде» законы,

Дба о всех, как о родных

За провинностях же наказывает -

Только бедных, только бедных» (По В. Коломиец).

«Для В. Самойленко - сатирика и юмориста - значительно больше комической ситуации вес имеет комическое представление определенного факта явления. Красноречивым свидетельством чему выступает «Эльдорадо». Под именем легендарной, якобы богатой и счастливой страны выведено тогдашнюю самодержавную Россию. Произведение построено на общем известному к тому времени контрасте высказываний ... В первых трех строках каждой строфы разворачивается умышленно возвышенное и пышное изображения всевозможных благоденств и свобод жителей страны, четвертый же строка, прикликуваний рифмой от второй строки, своим содержанием неизменно перебрасывает всю описываемую картину, которая затем диаметрально переосмысливается в ретроспективе, раскрывая уродливые, удручающие явления общественной жизни» (М. Бондарь).

3. Научно-поисковое задание.

- Найдите в «Літературознавчому словаре-справочнике» статьи про юмор и сатиру, прочитайте их. Объясните, что общего между юмором и сатирой, а чем они отличаются.

(Справка. Юмор (лат. humor - влага, жидкость) - разновидность комического, отображение смешного в жизненных явлениях и человеческих характерах. Юмор не отрицает объекта высмеивания и этим отличается от сатиры, для которой характерно полное отрицание и резкое осмеяние изображаемого. Добродушный юмор подвергает осмеянию основном частичные недостатки в целом позитивных явлений, отдельные смешные черты в характере человека. Понятие «юмор» употребляется и в широком смысле - как вообще смех и чувство смешного. Юмор широко представлен в большинстве жанров народного творчества, особенно в народных сказках и анекдотах, шуточных рассказах и песнях. Ярко окрашенные юмором, закоріненим в народное творчество, прозаические и поэтические произведения. Котляревского, Есть. Гребенки, П. Гулака-Артемовского, Л. Глебова, С. Руданского, В. Самойленко, комедии корифеев украинского театра, фельетоны и юморески Остапа Вишни, В. Чечвянського, К. Котка, К. Буревых, Мартына Задеки, Анны Черинь, М. Понедельника. Традиции народного юмора в украинской литературе - источник творчества П. Глазового, Есть. Дударя, О.Чорногуза, П. Красюка, П. Осадчука и др. Возвращается в Украину и юмор сміхотворців диаспоры: С. Фодчука, Меры Гармаш, Зои Когут, Остапа Звездчатого (Д. Нитченко), Е. Казака и др.

Сатира (лат. satira, от satura - смесь, всякая всячина) - особый способ художественного отображения действительности, который заключается в остром осудливому осміянні негативного. В узком понимании сатира - произведение обличительного характера. Сатира направлена против социально вредных явлений, которые тормозят развитие общества, в отличие от юмора, она имеет острый непримиримый характер. Часто объектом сатиры являются антиподы общечеловеческой морали, приспособленцы, лицемеры, ренегаты и предатели, явления, которые не соответствуют эстетическому идеалу. В сатирических произведениях широко используется художественная гиперболизация, которая является основой сатирической типизации, шарж, гротеск. Сатира зародилась в устном народном творчестве. Высокого уровня достигла в литературе античных времен (Аристофан, Петроній, Лукиан). Расцвет сатиры в западноевропейской литературе связан с именами Дж. Боккаччо, Ф. Рабле, Ж.-Б. Мольера, Дж. Свифта, Вольтера, Г. Гейне, В. Теккерея, А. Франса, Марка Твена, Б. Шоу, Г. Манна, Я. Гашека и др. Среди украинских писателей - Иван Вишенский, Григорий Сковорода, И. Котляревский, Г. Квитка-Основьяненко, Е. Гребенка, Л. Глебов, Т. Шевченко, И Франко, Леся Украинка, М. Коцюбинский, Лесь Мартович, В. Самойленко, Остап Вишня, В. Винниченко, В. Чечвянский, О. Аист и др. (Литературоведческий словарь-справочник /Р.Т. Гром'як, ЮЛ. Кузнецов и др. - К.: ВЦ «Академия», 1997).

4. Заключительное слово учителя.

- Владимир Самойленко прожил жизнь как последовательный гуманист, патриот, как безгранично предан своему народу сын, который не разменял золота своей души на «пятаки медных правд» и обогатил сокровищницу украинской литературы прочными художественными ценностями; его творческий опыт пригодился многим писателям более позднего времени.

А «язык его поэзии, по словам Ивана Франко, - это один большой комплимент будущего национального и литературного языка Украины, указание, куда должно идти развитие».

III. Подведение итогов.

IV. Домашнее задание.

Составьте устный рассказ на тему: «Мои впечатления от стихотворений Владимира Самийленко». Подготовьтесь к контрольной работе по разделам «С украинской прозы» и «Украинский юмор и сатира».