УРОК 46
Тема. И. Карпенко-Карый. «Сто тысяч». Проблема бездуховности человека, ослепленного жаждой наживы.
Цель: обучать учащихся раскрывать проблематику произведения, определять основные средства изображения образа Герасима Калитки, характеризовать его и других действующих лиц; формировать умение дискутировать о бездуховности человека, о смысле человеческой жизни и выражать мысли, вызванные прочтением произведения; воспитывать осознание того, что бездуховность - проявление зла в жизни человека.
Оборудование: иллюстрации к пьесе «Сто тысяч», выставка произведений И. Карпенко-Карого.
Ход урока
И. Организация учебной деятельности.
1. Тестовая проверка усвоения учащимися содержания пьесы «Сто тысяч».
1. За что Калитка упрекал рабочему Климу:
а) за то, что тот рано встал;
б) что взял краюху хлеба;
в) не затопил в печи;
г) хорошо позавтракал.
2. От каких мыслей Герасимові «и не естся и не спится»:
а) как бы «землицы прикупить»;
б) что его рабочие только «жрут, как из немощи, а спят, как мертвые»;
в) хлеб «воруют из-под носа»;
г) Копатель «выкопает деньги».
3. С какой целью Калитка командирует кума Савку «в огород»:
а) купить «свинку и хряка» в Пузыря;
б) разменять деньги в казначействе;
в) найти мастера по изготовлению фальшивых денег;
г) на службу в божий храм.
4. Какую награду попросил Савка за помощь в покупке фальшивых денег:
а) половину от всей суммы;
б) сто рублей от каждой тысячи;
в) пятьдесят рублей от тысячи;
г) запродажню на свободе.
5. Как отреагировал Герасим по просьбе Прасковьи запрячь лошадей, чтобы поехать к церкви:
а) выполнил ее просьбу;
б) сам повез жену в храм;
в) не дал лошадей и чуть не избил Параску;
г) сказал, что лошади все в поле.
6. Какой сон приснился Мошне:
а) что Роман женился Пузиревою дочерью;
б) что кум Савка отобрал у него деньги;
в) Пузырь купил фальшивые деньги;
г) Бонавентура нашел клад.
7. Сколько дней потребуется, чтобы объехать всю приобретенную Мошной землю:
а) один;
б) два;
в) три;
г) четыре.
8. У кого Герасим собирался купить землю:
а) в Пузыря;
б) в Жолудя;
в) в Гершка;
г) в Смоквинова.
9. Почему Калитка все-таки решил женить сына Романа с Матреной:
а) потому что об этом просил его сам Роман;
б) чтобы угодить Прасковье;
в) потому что Пузырь обидел Романа и не пригласил его в дом;
г) потому что Матрена была богатой.
10. Как обманул Герасим Неизвестного:
а) не захотел купить фальшивых денег;
б) дал поэтому вместо пяти только три тысячи рублей;
в) рассказал о мошеннике в казначействе;
г) заплатил за фальшивые деньги фальшивыми.
11. Почему Калитка хотел наложить на себя руки:
а) потому что Савка требовал от него десять тысяч;
б) потому Жолудь перекупил землю в Смоквинова;
в) потому что, вместо денег еврей дал Герасимові «чистісіньк бумагу»;
г) потому что его оставила жена.
12. Какое слово пропущено в последней реплике Калитки «Обокрали
... ограбили ... Пропала земля Смоквинова! Зачем вы меня сняли с
веревки? Лучше ..., чем такая потеря»:
а) деньги;
б) нищета;
в) тюрьма;
г) смерть.
Ключи: 1 - б; 2 - а; 3 - б; 4 - б; 5 - в; 6 - б; 7 - в; 8 - г; 9 - в; 10 - б; 11 - в; 12 - г.
2. Беседа за вопросами.
- Какие картины вам особенно понравились в произведении «Сто тысяч»? Почему? Переведите их или выразительно прочитайте в лицах.
- Кто из персонажей больше всего запомнился? Чем именно?
- Какое основное стремление Калитки? Как он воплощает в жизнь свои мечты, направленные на обогащение?
- Какими средствами Герасим добивается имущества?
- Можно ли утверждать, что жадность - главная черта характера Калитки? Объясните свое мнение.
- Вдумайтесь в смысл пословицы: «Чужими руками хорошо жар загребать». Какой поступок Герасима характеризует его как такого, что любит чужими руками жар загребать?
- Как вы думаете, почему Калитка так любит землю? Можно ли считать эту черту характера образцом для нас?
- Какие черты характера Герасима, по вашему мнению, достойны подражания?
- Как Калитка относится к науки, культуры?
- Каким он является отцом, мужем? Подтвердите свои ответы строчками из текста?
- Знаете ли вы, что означает слово «бездуховный»? Можно ли Герасима назвать бездуховной человеком? Почему?
- Сопоставьте образы Калитки и Савки. Что общее и отличное в их характерах?
- Охарактеризуйте поведение, мечты, язык Бонавентуры. Каково ваше мнение о нем?
- Расскажите о Романа. Какими вы представляете его внешность и нрав? О чем, по вашему мнению, свидетельствуют следующие детали: из вырванного волоса он делает пятнашки; согласен вступить в союз с Копачом; ездил до Пузыря. Станет ли Роман таким же, как его отец? Обоснуйте свое утверждение.
- Какими вы представляете Параску и Матрену? Положительные они персонажи или отрицательные? Докажите свое мнение.
3. Работа в группах. «Синтез мыслей».
Ученики объединяются в группы и получают задание ответить на вопрос: «В чем видят смысл жизни герои п 'пьесы «Сто тысяч»? А в чем видите смысл человеческой жизни ? (Ответ можно на листе бумаги написать, нарисовать или показать схематически).
По команде учителя соседние группы обмениваются листами и уже другими чернилами или карандашом дополняют ответ предыдущей группы, соглашаясь с ней или отрицая ее.
II. Подведение итогов.
III. Домашнее задание.
Подберите материалы для характеристики Герасима Калитки по такому плану:
а) стремление к обогащению - основное содержание жизни Мошонки;
б) отношение к членам семьи;
в) взаимоотношения с друзьями, знакомыми;
г) отношения с батраками;
д) мошеннические махинации.
(Материалы можно записать в виде цитат или кратко изложить своими словами,например: отношение к членам семьи - «женщина из дежи рук не вынимает»; сыну не дает малейшего отдыха; лошадей жалеет, а Параску - нет и т.д.)