Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Уроки по украинской литературе 8 класс

УРОК 46

 

Тема. И. Карпенко-Карый. «Сто тысяч». Проблема бездуховности человека, ослепленного жаждой наживы.

Цель: обучать учащихся раскрывать проблематику произведения, определять основные средства изображения образа Герасима Калитки, характеризовать его и других действующих лиц; формировать умение дискутировать о бездуховности человека, о смысле человеческой жизни и выражать мысли, вызванные прочтением произведения; воспитывать осознание того, что бездуховность - проявление зла в жизни человека.

Оборудование: иллюстрации к пьесе «Сто тысяч», выставка произведений И. Карпенко-Карого.

Ход урока

И. Организация учебной деятельности.

1. Тестовая проверка усвоения учащимися содержания пьесы «Сто тысяч».

1. За что Калитка упрекал рабочему Климу:

а) за то, что тот рано встал;

б) что взял краюху хлеба;

в) не затопил в печи;

г) хорошо позавтракал.

2. От каких мыслей Герасимові «и не естся и не спится»:

а) как бы «землицы прикупить»;

б) что его рабочие только «жрут, как из немощи, а спят, как мертвые»;

в) хлеб «воруют из-под носа»;

г) Копатель «выкопает деньги».

3. С какой целью Калитка командирует кума Савку «в огород»:

а) купить «свинку и хряка» в Пузыря;

б) разменять деньги в казначействе;

в) найти мастера по изготовлению фальшивых денег;

г) на службу в божий храм.

4. Какую награду попросил Савка за помощь в покупке фальшивых денег:

а) половину от всей суммы;

б) сто рублей от каждой тысячи;

в) пятьдесят рублей от тысячи;

г) запродажню на свободе.

5. Как отреагировал Герасим по просьбе Прасковьи запрячь лошадей, чтобы поехать к церкви:

а) выполнил ее просьбу;

б) сам повез жену в храм;

в) не дал лошадей и чуть не избил Параску;

г) сказал, что лошади все в поле.

6. Какой сон приснился Мошне:

а) что Роман женился Пузиревою дочерью;

б) что кум Савка отобрал у него деньги;

в) Пузырь купил фальшивые деньги;

г) Бонавентура нашел клад.

7. Сколько дней потребуется, чтобы объехать всю приобретенную Мошной землю:

а) один;

б) два;

в) три;

г) четыре.

8. У кого Герасим собирался купить землю:

а) в Пузыря;

б) в Жолудя;

в) в Гершка;

г) в Смоквинова.

9. Почему Калитка все-таки решил женить сына Романа с Матреной:

а) потому что об этом просил его сам Роман;

б) чтобы угодить Прасковье;

в) потому что Пузырь обидел Романа и не пригласил его в дом;

г) потому что Матрена была богатой.

10. Как обманул Герасим Неизвестного:

а) не захотел купить фальшивых денег;

б) дал поэтому вместо пяти только три тысячи рублей;

в) рассказал о мошеннике в казначействе;

г) заплатил за фальшивые деньги фальшивыми.

11. Почему Калитка хотел наложить на себя руки:

а) потому что Савка требовал от него десять тысяч;

б) потому Жолудь перекупил землю в Смоквинова;

в) потому что, вместо денег еврей дал Герасимові «чистісіньк бумагу»;

г) потому что его оставила жена.

12. Какое слово пропущено в последней реплике Калитки «Обокрали

... ограбили ... Пропала земля Смоквинова! Зачем вы меня сняли с

веревки? Лучше ..., чем такая потеря»:

а) деньги;

б) нищета;

в) тюрьма;

г) смерть.

Ключи: 1 - б; 2 - а; 3 - б; 4 - б; 5 - в; 6 - б; 7 - в; 8 - г; 9 - в; 10 - б; 11 - в; 12 - г.

2. Беседа за вопросами.

- Какие картины вам особенно понравились в произведении «Сто тысяч»? Почему? Переведите их или выразительно прочитайте в лицах.

- Кто из персонажей больше всего запомнился? Чем именно?

- Какое основное стремление Калитки? Как он воплощает в жизнь свои мечты, направленные на обогащение?

- Какими средствами Герасим добивается имущества?

- Можно ли утверждать, что жадность - главная черта характера Калитки? Объясните свое мнение.

- Вдумайтесь в смысл пословицы: «Чужими руками хорошо жар загребать». Какой поступок Герасима характеризует его как такого, что любит чужими руками жар загребать?

- Как вы думаете, почему Калитка так любит землю? Можно ли считать эту черту характера образцом для нас?

- Какие черты характера Герасима, по вашему мнению, достойны подражания?

- Как Калитка относится к науки, культуры?

- Каким он является отцом, мужем? Подтвердите свои ответы строчками из текста?

- Знаете ли вы, что означает слово «бездуховный»? Можно ли Герасима назвать бездуховной человеком? Почему?

- Сопоставьте образы Калитки и Савки. Что общее и отличное в их характерах?

- Охарактеризуйте поведение, мечты, язык Бонавентуры. Каково ваше мнение о нем?

- Расскажите о Романа. Какими вы представляете его внешность и нрав? О чем, по вашему мнению, свидетельствуют следующие детали: из вырванного волоса он делает пятнашки; согласен вступить в союз с Копачом; ездил до Пузыря. Станет ли Роман таким же, как его отец? Обоснуйте свое утверждение.

- Какими вы представляете Параску и Матрену? Положительные они персонажи или отрицательные? Докажите свое мнение.

3. Работа в группах. «Синтез мыслей».

Ученики объединяются в группы и получают задание ответить на вопрос: «В чем видят смысл жизни герои п 'пьесы «Сто тысяч»? А в чем видите смысл человеческой жизни ? (Ответ можно на листе бумаги написать, нарисовать или показать схематически).

По команде учителя соседние группы обмениваются листами и уже другими чернилами или карандашом дополняют ответ предыдущей группы, соглашаясь с ней или отрицая ее.

II. Подведение итогов.

III. Домашнее задание.

Подберите материалы для характеристики Герасима Калитки по такому плану:

а) стремление к обогащению - основное содержание жизни Мошонки;

б) отношение к членам семьи;

в) взаимоотношения с друзьями, знакомыми;

г) отношения с батраками;

д) мошеннические махинации.

(Материалы можно записать в виде цитат или кратко изложить своими словами,например: отношение к членам семьи - «женщина из дежи рук не вынимает»; сыну не дает малейшего отдыха; лошадей жалеет, а Параску - нет и т.д.)