Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Уроки по украинской литературе 8 класс

УРОК 44

 

Тема. Иван Карпенко-Карый. Краткие сведения о жизни и творчестве выдающегося украинского драматурга XIX в., о «театр корифеев».

Цель: ознакомить учащихся с краткими сведениями о жизни и творчестве выдающегося украинского драматурга XIX в. И. Карпенко-Карого, о «театр корифеев»; развивать навыки учащихся работать с дополнительной литературой, умение выделять главное во время восприятия нового материала, формировать способности ораторского искусства во время выступления перед аудиторией; воспитывать уважение к деятелям театрального искусства.

Оборудование: портреты И. Карпенко-Карого и «корифеев украинского театра, материалы о театре «корифеев»; программа урока-конференции, высказывания выдающихся деятелей украинской и зарубежной культуры, например: «Вы, Иван Карпович, с Вашей творческой душой и знанием человеческой Жизни, обогатили наш репертуар своими драгоценными произведениями: с давно пережитых веков и вплоть до своего времени виставилось в тех произведениях настоящую жизнь нашего народа и поражает и радует нас своими проявлениями. Кроме сего, и как артист Вы обогатили наш кон своей великолепной игрой ... (Панас Мирный); «Он был одним из отцов современного украинского театра, выдающимся артистом и при том большим драматургом ...» (Иван Франко); «Правдивость и простота. Мало драматургов, в творчестве которых можно было бы приложить эти слова с таким правом, как к творчеству и. Карпенко-Карого. Если добавить к этому еще глубочайшие знания жизни, прекрасное понимание законов сцены и большой талант скупили мазками рисовать человеческие отношения и человеческую психологию, то станет понятным, почему произведения Тобилевича держаться и будут ходить на ... сцене» (Максим Рыльский); «Такие украинские актеры, как Кропивницкий, Заньковецкая, Саксаганский, Садовский - блестящая плеяда мастеров украинской сцены, вошли золотыми буквами на скрижали истории мирового искусства...» (Константин Станиславский).

Эпиграф.

Национальный театр есть признак совершеннолетия нации, так же как академия, университет, музеи. Иметь свой родной театр и гордиться им хочет всякий народ, всякое племя, всякий язык, значительная и незначительная, самостоятельная и несамостоятельная.

О. Островский

Урок целесообразно провести в форме конференции.

При подготовке к уроку класс делится на творческие группы. Проводятся консультации (общие, групповые, индивидуальные), во время которых учитель сообщает, где искать нужный материал, как его подбирать, систематизировать, которые можно использовать иллюстрации, музыку и т.д. Программа конференции, основной список рекомендуемой литературы вывешивается в классе, можно изготовить специальные приглашения-программки.

Учитель заранее распределяет вопросы для каждой группы - один из учеников будет основным докладчиком, все остальные - дополнять, будут участвовать в дебатах. Докладчик должен хорошо знать материал, прочитать дополнительную литературу, определить содержание своего выступления, найти интересную форму изложения.

Программа конференции ориентировочно может быть такой:

1. Создание украинского профессионального театра.

2. Роль музыкальной культуры в становлении украинского театрального искусства.

3. Созвездие неповторимых творческих индивидуальностей - «корифеев».

4. И. Карпенко-Карый - самая выдающаяся фигура в украинской драматургии XIX века.

Ход урока

И. Организация учебной деятельности.

1. Вступительное слово учителя.

- 28 октября 1882 года на сцене городского театра в Елисаветграде (ныне Кировоград) Марком Лукичом Кропивницким была представлена «Наталка Полтавка» 1. Котляревского с участием Марии Заньковецкой в роли Наташи. Так началась история украинского профессионального «театра корифеев», которому суждено было достичь классических вершин актерского и режиссерского мастерства и приобрести мировую славу. В октябре 1982 года по решению ЮНЕСКО широко отмечалось 100-летие этой знаменательной даты.

(Учитель также сообщит тему и ожидаемые результаты урока).

2. Выступления представителей творческих групп.

(Ориентировочный материал для ученических сообщений.

1. С конца 50-х годов XIX в. в разных местах Украины - Немирове, Каменец-Подольском, Чернигове, Киеве, Одессе - возникают любительские театральные кружки. И особое оживление в театральной жизни Украины оказалось в начале 80-х годов. По инициативе Марка Кропивницкого осенью 1882 года в Елисаветграде было создано украинскую профессиональную труппу, в состав которой вошли Мария Заньковецкая, Александра Верина, а также три братья Тобилевичи, которые выступали под псевдонимами Николай Садовский, Иван Карпенко-Карый, Панас Саксаганский, и их сестра Мария Садовская-Барилотти. Кстати, происхождение псевдонимов такое: Николай и Мария взяли фамилию матери, к которому у Марии еще добавлялось фамилия ее мужа - итальянского оперного певца; псевдоним Ивана образовалась от имени отца и фамилии любимого героя из драмы Т. Шевченко «Назар Стодоля»; Панас для своего нового фамилии взял название местной реки Саксагань. Много усилий для укрепления труппы, организации оркестра приложил Михаил Старицкий.

«Сложилась труппа, - писал И. Франко о этот новый театральный коллектив, - которой Украина не видела ни перед тем, ни спустя, труппа, которая делала фурор не только в украинских городах, а также в Москве и в Петербурге, где публика часто имеет возможность видеть лучших артистов мировой славы. Игра украинских артистов - то не была дилетантская импровизация*, но достижение добросовестных исследований, глубокого знания украинского народа, освещенного интуицией** великих талантов».

Однако украинском профессиональном театра пришлось столкнуться со значительными трудностями. Еще с 1876 года действовал позорный Эмский указ царя Александра II, за которым запрещались сценические представления на украинском языке и печатания ею текстов к музыкальным нотам. Жесткому цензурному контролю подлежали произведения драматургов: запрещалось нарушать проблемы социального характера, отражать борьбу народа за национальную независимость. Трупы не имели права выставлять произведения переводной драматургии.

Украинский театр находился в исключительно тяжелом материальном положении: он, не имея постоянного помещения, вынужден был постоянно переезжать с места на место; представления часто приходилось устраивать в неприспособленных помещениях - ярмарочных балаганах, холодных залах, а порой и в сельских сараях; не хватало костюмов, декораций, музыкальных инструментов. Актеры часто не имели приличного жилья, чтобы переночевать, нередко жили впроголодь, страдали от непрерывных скитаний. Все это болезненно отражалось на деятельности театральных трупп, и все же остановить вызвана назревшими общественными потребностями развитие сценического искусства, связанного со служением народу, было невозможно.

Идея народного театра окрилювала передовых деятелей украинской сцены. им приходилось одновременно выполнять несколько неотложных заданий по: организационно укреплять театральные коллективы, воспитывать их пополнять сценический репертуар.

Пытаясь обогатить репертуар украинского театра, Г. Кропивницкий и М. Старицкий прибегают к инсценировки повестей и поэм других письменників. их внимание привлекли прежде всего те произведения, в которых правдиво рисовалось жизни украинского народа, его быт и нравы, его борьба против социального и национального гнета. Так было приспособлено к сцене повести М. Гоголя из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Тараса Бульбу». Кроме «Назара Стодоли», зажили сценической жизнью поэмы и баллады Т. Шевченко «Катерина» «Тополь», «Гайдамаки», «Титарівна», «Сотник» и другие. Эти інсценізаці, наряду с пьесами И. Котляревского, Г. Квитки-Основьяненко, становились верным ориентиром на дальнейшем пути развития драматургии. Слово М. Гоголя и Т. Шевченко, которое прозвучало со сцены, важные социальные и морально-этические проблемы, затронутые в инсценированных произведениях, полнокровные характеры приобретали значение эстетической нормы для новых пьес украинских драматургов.

В То Же Время М. Кропивницкий, М. Старицкий, И. Карпенко-Карый пишут немало оригинальных драм, комедий, водевилей, исторических пьес, которые сразу же выставляются на сцене. В репертуар украинского театра привлекаются также драмы И. Франко, Панаса Мирного, переводы лучших пьес русской и зарубежной литературы.

На западноукраинских землях, которые находились в составе Австрийской (с 1864 года - Австро-Венгерской) империи, до революции 1848 года украинский театр не существовал, а спектакли проходили на немецком или польском языке. Только в конце 1848 года в Коломые на любительской сцене поставили пьесу «Девушка на изданию, или На любование нет принуждения», что представляла собой приспособленную к галицких условий переработку «Наталки Полтавки» И. Котляревского.

А в 1864 году при львовском обществе «Русская беседа» организуется постоянная театральная труппа, которая гастролировала в городах Галичины и Буковины. Это был первый профессиональный украинский театр на Западных землях.

2. Украинский театр второй половины XIX века по своему характеру был музыкально-драматическим. Так, спектакли «Наталка Полтавка» И. Котляревского шли сначала в музыкальном оформлении М. Васильева, а затем М. Лысенко на материале пьесы создал оперу. П. Нищинский написал к пьесе Т. Шевченко «Назар Стодоля» музыкальную картину «Вечерницы» с замечательным мужским хором «закувала седая кукушка». На сцене шли оперы и оперетты М. Лысенко, С. Гулака - Лртемовського, М. Аркаса.

Музыка была обязательной составной частью и спектаклей, осуществляемых западноукраинскими трупами во Львове, Перемышле, Коломыи. В частности пьесы местных авторов сопровождались музыкой М. Вербицкого («Подгоряне» И. Гушалевича), И. Лавровского («Роксолана» Г. Акимовича). На сцене любительских трупп и театральных обществ с успехом шли музыкально-драматические произведения писателя и композитора И. Воробкевича «Гнат Приблуда», «Убогая Марта», посвященные изображению отдельных сторон жизни и быта буковинцев.

Семен Степанович Гулак-Артемовский (1813-1873), племянник известного поэта-баснописца П.П. Гулака-Артемовского, является автором первой украинской лирико-комической оперы «Запорожец за Дунаем» (1863). Сам автор в первых спектаклях исполнял роль запорожца Ивана Карася. Опера шла всегда с успехом в «театре корифеев» и сегодня входит в репертуар оперных театров. Популярность оперы обусловлена патриотической идеей (счастье для человека возможно только на родной земле), реалистичностью в изображении жизни и быта народа, мастерством сочетание лирических образов, сцен, мелодий с юмористически-комедийными, щедрым использованием народных песенных и танцевальных мелодий.

Петр Иванович Нищинский (1832-1896) прославился музыкально-драматической картиной «Назар Стодоля». В картине творчески использованы образы и мотивы различных фольклорных жанров - дум, невольничьих «плачей», исторических песен, бытовых, шуточных, танцевальных мелодий. «Вечерницы» композиционно основанные на сочетании оркестровых и сольных и хоровых песенных номеров, расположенных по принципу контрастного чередования. Венцом произведения является хор «закувала седая кукушка». Композитор песенно-музыкальными средствами сумел передать непокоренный дух украинского народа, выразил его гнев в иностранных поработителей, подчеркнул оптимистическую уверенность в победе над врагом. П. Нищинский положил на музыку ряд народных песен, писал романсы.

Николай Николаевич Аркас (1853-1909) гармонізував немало народных песен. В опере «Катерина», написанной по одноименной поэме Т. Шевченко, трагедия героини разворачивается на широком фоне народной жизни. Композитор мастерски использовал мелодии народных песен и танцев, что обусловило эмоциональную выразительность оперы.

Николай Витальевич Лысенко (1842-1912) - гениальный украинский композитор, основоположник украинской национальной музыки Его деятельность была чрезвычайно широкой и многогранной.

М. Лысенко с исключительным вниманием относился к песенному творчеству народа. Он собрал, гармонізував и опубликовал несколько сотен украинских народных песен. Обрабатывая фольклорные произведения, композитор стремился глубже раскрыть содержание и образность народной песни, сохранив все характерные признаки ее мелодики.

Настоящей сокровищницей вокальной музыки является цикл произведений М. Лысенко «Музыка к «Кобзарю» Т.Г. Шевченко». Здесь есть кантаты («Бью пороги», «Радуйся, ниво неполитая»), хоры («Иван Гус», «Иван Подкова> «Ой нет, нет ни ветра, ни волны»), песни и романсы («Если бы мне ботинки», «Ой одна я, одна», «Туман, туман долиной», «Садок вишневий коло хати»), Г. Лысенко написал ряд вокальных сочинений на тексты В. Шекспира («Песни Офелии»), А. Мицкевича («Моя милованка»), Г. Гей не («У меня был любимый, край родной»), И. Франко («Не забудь юных дней»), Леси Украинки («Не смотри на месяц весной») и других поэтов.

Творчески используя традиции народной музыки, М. Лысенко поднес к мировым образцам музыкального искусства украинскую оперу. Произведения этого сложного жанра обозначены настоящим профессионализмом, глубиной музыкального раскрытия жизненных явлений. Он создал такие разновидности оперы: монументальную историко-героическую народную драму («Тарас Бульба»), лирико-бытовую оперу («Рождественская ночь»), лирически-фантастическую («Утопленница»), сатирическую («Ене'ща»), феерию («Ведьма»), детские комические оперы сказочного характера («Коза-дереза», «Пан Коцкий»), оперу «минутку» на одно действие («Ноктюрн»), драматические сцены («Сапфо»).

М. Лысенко также создал национальную оперетту («Черноморцы») написал музыку к театральным спектаклям: трагедии В. Шекспира («Гамлет») пьес В. Гоголя («Простак»), Г. Старицкого («Последняя ночь»), М. Кропивницкого («Мироед, или же Паук») и других.

В каком бы жанре не выступал М. Лысенко, везде відсвічується талант великого композитора. Не случайно К. Станиславский писал в письме украинского ученого и писателя А. Крымского: «Если Чайковского мы называем чародеем русской музыки, то Лысенко, этого великолепного и чарующего красотой своей музыки композитора, мы смело можем назвать солнцем украинской музыки».

Традиции Николая Лысенко нашли свое творческое продолжение в музыке композиторов начала XX века - Николая Леонтовича (1887-1921), Кирилла Стеценко (1882-1922), Якова Степного (1883-1921).

3. Выдающиеся деятели украинского театра - М. Кропивницкий, М. Старицкий, И. Карпенко-Карый, М. Заньковецкая, П. Саксаганский, М. Садовский - буды талантливыми творческими индивидуальностями. Все они прекрасные драматические актеры, с неповторимой, только присущей каждому игрой. В этой связи уместно вспомнить свидетельство М. Старицкого, который так оценивал мастерство братьев Тобилевичей: «По моему мнению, самым талантливым из братьев Тобилевичей надо признать Николая Садовского, хоть он и не всегда играет ровно. Самым совершенным с технической стороны - Саксаганского, а глубочайшим и, так сказать, самым обстоятельным - Ивана Карповича Карпенко-Карого».

Так, И. Карпенко-Карый даже в ролях эпизодических персонажей умел найти и подчеркнуть какую-то характерную черту, что выделяло действующее лицо. Его игра отличалась жизненной правдивостью, глубоким проникновением в психологию героев, стремлением передать тончайшие движения их души. В каждом жесте, в каждом слове артиста было то неповторимо индивидуальное, что характеризует настоящего художника. С особым мастерством он выступал в спектаклях собственных пьес, исполняя роли Герасима Калитки («Сто тысяч»), Пузырь («Хозяин»), старшины Михаила Михайловича («Бродяга»), Терешка («Суета»),

М. Кронивницький, что «имел от природы выдающиеся сценические данные: великолепный сильный голос, четкую дикцию, красивое лицо и величественную фигуру, а кроме того, живую, веселую и ранимую натуру, был большим юмористом в жизни и на сцене. Он умел подражать и воспроизводить вплоть до самых тонких нюансов жизненные типы, копировать их жесты, характер и интонации», - вспоминает София Тобилевич.

М. Старицкий прославился как талантливый режиссер. Он всегда стремился дать яркое театральное зрелище. Этой задаче художник подчинял самые разнообразные художественные средства, в частности пытался органично соединить выразительность звучания слова с музыкальными мелодиями, ритмами народного танца, с яркой живописной колоритностью декораций.

«Люблю и свято чту мастерство актера, ибо талант - великая вещь! - говорил М. Старицкий. - Но нужно тот талант оправить в художественные рамке, так как упражняется драгоценные камни. Только на фоне прекрасных декораций и другого художественного оформления может на всю красоту развернуться талант актера». Не случайно в поставленных им спектаклях значительное место отводилось тем явам и картинам, где можно было лучше использовать фольклорно-этнографический материал, где бы в полный голос зазвучала народная песня, закружился бурный танец.

Многогранными творческими натурами были П. Саксаганский, М. Садовский и другие деятели «театра корифеев».

П. Саксаганский (1859-1940) как режиссер постоянно искал путь и средств заставить зрителей не просто волноваться от увиденного на сцене, но и думать над общественными проблемами, затронутыми в спектакле Как актер, он с одинаковым успехом выступал в разных ролях. П. Сакса ганский владел мастерством перевоплощаться, меняя голос, жесты, осанку. Он мог почти одновременно играть смешного чудака Копача и мужественного Гната Голого из пьес й. Карпенко-Карого, старого Шпоньку комедии «Как колбаса и рюмка, то пройдет и ссора» М. Старицкого и молодого энтузиаста Ивана Барильченка из комедии «Суета» И. Карпенко Карого.

М. Садовский (1856-1933) был неподражаем в героических ролях Прекрасные внешние данные - величественная осанка, выразительное лицо, голос, полный всех оттенков человеческой души - способствовали его мастерства актера в ролях Богдана Хмельницкого из драмы М. Старицкого, Степана невольника из пьесы М. Кропивницкого, Николая бурлаки с «Наталки Полтавки» И. Котляревского.

Драматические актеры одновременно были и одаренными певцами, что давало режиссерам прекрасную возможность обогащать театральные вы ставы музыкальными партиями, ставить на сцене наряду с драмами и комедиями также оперы и оперетты. Так, М. Кропивницкий знал много старинных украинских народный песен и прекрасно их исполнял под собственный сопровождение на бандуре. Не случайно он на основе народных мелодий с помощью театральных дирижеров и других музыкантов сам не раз давал музыкальное оформление спектаклей собственных пьес «Невольник», «Вий», «Залеты соцького Мусия». М. Кропивницкий создал популярный романс «Соловей», положил на музыку песни «Где ты бродишь, моя судьба», «За солнцем облачко плывет». На высоком профессиональном уровне исполняли народные песни М. Заньковецкая и М. Садовская-Барілотт; прекрасно, «по-народному» пела Г. Затыркевич-Карпинская.

В созвездии корифеев украинского театра особенно выделялась Мария Константиновна Заньковецкая (1860-1934).

С особой силой талант М. Заньковецкой раскрывалось в драматически-трагических ролях. Уже во время первой репетиции в труппе М. Кропивницкого, когда артистка трогательно спела песню Наталки, оркестранты устроили ей бурную овацию. Каждый жест, каждое слово М. Заньковецкой в роли Елены из драмы М. Кропивницкого «Мироед, или же Паук» поражал неподдельной правдивостью и искренностью. Лев Толстой был глубоко тронут спектаклем «Наймичка» И. Карпенко-Карого, в которой артистка, выполняя роль Харитины, с удивительным психологизмом передала страдания девушки-сироты. Тонкий художественный вкус М. Заньковецкой оказался во внесении ею определенных коррективов в драму Панаса Мирного «Лимеривна», что способствовало более глубокой социальной и психологической мотивированности поведения главной героини.

М. Заньковецкая выступала мастерски и в комедийных ролях (Одарка - «Запорожец за Дунаем» С. Гулака-Артемовского, Татьяна - «Суета» И. Карпенко-Карого, Приска - «По ревизии» М. Кропивницкого). Она была естественной в каждой сцене, очаровывала и песней, и юмористической поговоркой, заливалась искренним, веселым смехом, что сразу же передавалось и зрителям.

Талант М. Заньковецкой служил народу. И простые люди благодарили своей артистке почетом и любовью. 15 января 1908 года, когда передовая общественность отмечала 25-летие сценической деятельности М. Заньковецкой, ее вдохновенная работа была высоко оценена тружениками Киева. Они в своем поздравлении выражали уверенность, что наступит день, когда большую артистку сможет поздравить весь украинский народ. И этот день настал. В 1922 году М. Заньковецкая была увенчана высоким званием народной артистки Украины (По П. Хропком).

4. Имя Ивана Карпенко-Карого стоит в первом ряду корифеев*** украинского театра XIX века.

Активный общественно-культурный деятель, талантливый организатор театрального дела, он был и выдающимся украинским драматургом второй половины XIX - начала XX вв., отдав народа более сорока лет своей творческой деятельности сначала в самодеятельном, а затем в профессиональном театре ...

Родился будущий артист и драматург 29 сентября 1845 года в селе Арсеньевка (теперь Веселовка) на Херсонщине (теперь кировоградская область) в семье Карпа Тобилевича - управляющего помещичьего имения.

Живя среди крестьян-крепостных, малый Иван перенимал их обычаи, изучал быт. Мать парня имела хороший голос, знала множество народных песен и, в частности, почти все песни из «Наталки Полтавки» И. Котляревского. Это мать заронила в души своих детей пылкую любовь к театру, поэтому не случайно семья Тобилевичей дала украинскому театральному искусству четырех великих артистов.

Отец мечтал дать своим детям образование. Так, готовя Ивана в школу, отец говорил ему: «Только ученые люди живут свободно. Пусть господам собаки служат, а не добрые люди. Только темнота наша и нищета заставляют нас так гнуть спину весь свой век! Учись, сынок, учись! Мы люди бедные, никто нас не спасет, если мы сами себя не спасем!»

И закончив с отличием Бобринецьку уездную школу, Иван Тобилевич дальше учиться не смог, ибо не было у родителей для этого средств, и он с 13 лет начал работать канцеляристом - сначала в Малой Виске, потом в Бобринце, а впоследствии в Елисаветграде.

И работа канцеляриста не нравилась юноше. Его манил театр. Поэтому и не удивительно, что из Бобринца он ходил пешком за многие километры до Елисаветграда, чтобы посмотреть спектакль.

Возвращался усталый, в дорожной пыли, зато на душе была радость: он видел настоящий театр, видел настоящих артистов, которые очаровали его исполнением ролей с любимой пьесы И. Котляревского «Наталка Полтавка», видел игру великого английского трагика - чернокожего Айры Олдриджа в спектакле «Отелло» по произведению В. Шекспира. Когда же в Бобринце образовался драматический кружок, то одним из самых активных его участников стал Иван Тобилевич. Современники свидетельствуют, что Иван Карпович в Бобринце, а потом на елисаветградской сцене (в Елисаветград его перевели на работу в 1869 году), создал яркие сценические образы. В газетных сообщениях того времени. Тобилевича называли «любимцем публики».

Свою первую драму - «Бесталанная» - Иван Карпович Тобилевич написал в 1883 году (всего же он создал 18 законченных пьес и три небольших отрывка, что остались в черновиках).

Жизненный и творческий путь писателя и актера нельзя назвать легким. За участие в тайном политическом кружке, за связь с преследуемыми политическими деятелями в сентябре того же 1883 года Ивана Тобилевича был уволен с работы.

Сбросив чиновничий мундир, Иван Карпович под псевдонимом Карпенко-Карый вступает в театральную труппу Михаила Старицкого, которая тогда гастролировала в Елисаветграде и в которой уже тогда играли родные братья Ивана - Николай и Афанасий. Иван Франко писал позднее, что в 1883 году царское правительство потеряло полицейского чиновника, а Украина нашла драматурга Карпенко-Карого.

И недолгой была актерская карьера И. Карпенко-Карого. Летом 1884 года во время гастролей в Ростове Ивана Карповича арестовали и сообщили об установлении над ним гласного надзора полиции сроком на три года с лишением его на это время права жить на Украине и в крупных городах России. Местом своей ссылки Карпенко-Карый выбирает тогдашний административный центр Донского казачества, небольшой российский город Новочеркасск.

Безрадостной была жизнь ссыльного. Он вынужден был работать кузнецом, переплетчиком и т.д., чем зарабатывал себе на кусок хлеба. На воротах перед убогой подвальной квартирой, что походила больше на могилу, чем на человеческое жилье, появилась вывеска: «Переплетчик Иван Тобилевич, работа исполняется чисто и аккуратно».

Художник тяжело переживал оторванность от театра, от культурной жизни, от родного народа. И все же в Новочеркасске драматург создал несколько пьес, среди них комедия «Мартын Боруля», драмы «Бесталанная», «Наймичка». С их появлением имени Карпенко-Карого стало популярным по всей Украине. После ссылки в Новочеркасске Тобілевичу добавляют еще два года гласного надзора полиции, позволив отбывать этот срок на его хуторе Надежда, неподалеку от Елисаветграда.

Здесь Карпенко-Карый занимается земледелием, изучает жизнь села. На хуторе Надежда были написаны пьесы «Сто тысяч», «Савва Чалый», «Хозяин», «Суета», «Житейское море».

В конце 1888 года с Карпенко-Карого был снят гласный надзор полиции, а установлен негласный с запретом жить в Петербурге и Петербургской губернии. Иван Карпович сразу же вступает в театральную труппу Николая Садовского и весь погружается в артистическую и литературную деятельность. Один за другим появлялись на сцене и очаровывали публику герои пьес Карпенко-Карого в его мастерском исполнении: Мельник («Наймичка»), Бондарь («Бондаривна»), Калитка («Сто тысяч»), Пузырь («Хозяин») и другие.

Как драматург, режиссер, воспитатель артистической молодежи и организатор театрального дела, Иван Карпенко-Карый вместе с другими корифеями сделал много для утверждения украинского профессионального театра. «Чем он был для Украины, для развития ее общественной и духовной жизни, - писал И. Франко о Карпенко-Карого, - это чувствует каждый, кто то видел на сцене, или хотя бы только читал его произведения, и это поймет каждый, кто знает,что он был одним из отцов современного украинского театра, выдающимся артистом и при том большим драматургом, которому равного не имеет наша литература ...» А давний друг писателя М. Кропивницкий в очерке «Воспоминания о Бобринец и бобринчан» утверждал: «Заслуги Ивана Карповича перед украинским театром большие ... он оставил по себе след, который не зарастет и не затерніє, пока жива Украина».

Умер Иван Карпенко-Карый 15 сентября 1907 года во время лечения в Берлине. Выполняя завещание писателя, его тело перевезли на Украину и похоронили на кладбище близ хутора Надежда. С тех пор прошло много времени. Но и сегодня на многих сценах продолжают жить прекрасные пьесы Ивана Карпенко-Карого. Народ глубоко чтит память писателя - корифея украинского театра).

3. Обобщающая беседа по вопросам.

- Какое значение имело создание профессионального театра для развития украинской культуры?

- Какую роль сыграло музыкальное искусство в становлении украинского театра?

- Назовите самых известных представителей «театра корифеев». Какие имена вам были известны ранее, а о ком вы услышали впервые? Пользуясь словарем, проверьте, правильно ли вы понимаете такие слова, как «труппа», «ансамбль», «корифей», «режиссер», «репертуар», «талант», «опера». Употребляйте эти слова в своих ответах.

- Почему, по вашему мнению, Иван Франко назвал И. Карпенко-Карого «одним из отцов современного украинского театра»?

II. Подведение итогов.

III. Домашнее задание.

Подготовьте рассказ о жизни и творчестве и. Карпенко-Карого по самостоятельно составленному плану.

 

* Импровизация - игра актера, не предусмотрена драматургическим текстом.

** Интуиция - догадка, предвидение.

***Корифей - запевала, зачинатель; самый выдающийся из первых деятелей в

какой-либо отрасли науки, искусства, литературы.