Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Уроки по украинской литературе 8 класс

УРОК 60

 

Тема. В. Дрозд. «Ирий». Сюжет произведения, основная идея, мотивы.

Цель: совершенствовать умение анализировать прозаическое произведение, определять его основную идею, мотивы; развивать коммуникативно-литературные компетентности учащихся; воспитывать оптимистичные чувства, чувства любви к родному краю.

Оборудование: литературоведческий словарь; конверт, в котором находятся написанные на полосках бумаги имена персонажей II раздела; выписанные на доску фразеологизмы; бумажные треугольники красного, зеленого, белого цветов; картина Юрия Камышного «Голос травы».

Эпиграф.

Только самого себя нельзя відцуратись.

В. Дрозд

Ход урока

И. Мотивация учебной деятельности. Актуализация опорных знаний.

1. Выяснение емоціш.ого состояния учащихся, готовности к работе («Графический настроение»).

2. Проверка домашнего задания:

а) выразительное чтение отрывка, который больше всего запомнился;

б) обоснование учащимися своего выбора.

(Его можно провести, используя метод ПРЕСС:

Я считаю, что прочитанный мной отрывок...

Потому что...

Например...

Итак...)

II. Сообщение темы и ожидаемых результатов урока.

1. Повторение содержания литературоведческих понятий «сюжет», «идея», «мотив».

(Справка. Сюжет - событие или ряд событий, которые в произведении раскрывают взаимоотношения между героями, их характеры и отношение к персонажам.

Идея - основная мысль произведения, его пафосно-эмоциональный стержень, ядро замысла автора.

Мотив - элемент сюжета художественного произведения. Ближайшее к понятию «мотив» в литературоведении есть понятие «тема»),

2. Беседа по содержанию ІІрозділу «Вечерняя прогулка по Прію»:

- Почему Михаил Решето боялся влюбиться?

- Когда к нему впервые пришла любовь?

- Какое впечатление произвела на Михаила «девушка из календаря»? Почему?

- Что положительного и что отрицательного вы узнали про тетю Дору?

- Какие отношения были между Федорой и Денисом и их родителями? Одобряете ли вы такие взаимоотношения родных людей? Почему?

- Стоило тете Доре возмущаться на бывшего односельчанина Андрея? Почему?

- Какую роль играет фраза «не в деньгах счастье»?

- Докажите, что Михаил наделен ярким воображением?

Элементы иронии использовал В. Дрозд?

3. Познавательное задание.

(На доске записаны фразеологизмы. В конверте - имена персонажей.)

- Подумайте, кого из персонажей «причудливой» повести «Ирий» касаются фразеологизмы. Объясните их значение.

Зеленые чертики.

В голове воробьи чирикают (Андрея Гниды).

Брать ноги на плечи (Михаила).

Выше себя прыгнуть.

От волчьего воя на ивы бежать (тети Доры).

Локти грызть.

Подибати цыпочках (дяди Дениса).

4. Молчаливое чтение разделов «Любовная драма Михаила Решета» и «Перелетные птицы».

5. Словарная работа.

Корицева - цвета корицы; коричневая.

Пепенка - яблоко сорта Пепина.

6. Работа в группах по содержанию III и IV разделов.

Учитель раздает каждой группе отдельное задание.

I группа: «Внимательно прочитайте абзац, который начинается словами: «Я вдруг посмотрел на себя со стороны...» Какие отрицательные черты замечает в себе Михаил? Почему это его так взволновало? Или его самооценка не слишком придирчивая? Что вы бы посоветовали юноше?»

II группа: «заметила Клава душевное состояние парня, его растерянность, тревогу, неуверенность в себе? Чем взволновало девушку признания влюбленного в нее Михаила? Как, по вашему мнению, безнадежно влюбленных должны относиться девушки? В состоянии ли человек, у которого искусственно-глубокомысленное суждение о влюбленности, на высокие и искренние чувства?»

III группа: «Почему с весной Михаила все больше манит родное село? Прокомментируйте название раздела «Перелетные птицы». Как вы понимаете философские выводы автора: «Ирий - это страна твоего будущего», «Пакуль - это ты сам»? С каким периодом жизни человек может ассоциировать Пакуль и Ирий? Почему вы и думаете?»

7. Выступления представителей групп.

(Далее учитель предлагает переформатировать группы таким образом, чтобы в каждой новой группе были представители двух других групп. Для этого учитель использует треугольники трех цветов. За первый стол садятся владельцы треугольников зеленого цвета, за второй стол - красного, за третий - белого.)

8. Определение основной идеи, мотивов, сюжета повести В. Дрозда «Ирий».

9. Работа в группах.

I группа определяет основную идею повести.

(Пакуль и Ирий - два ключевых понятия в этой повести, в которых заложена жизненная мудрость: каждому из нас приходится покидать родные гнезда и искать свое место в большом мире, одновременно мы вечно тяготеем к истокам, первоисточников - того места, где родились и выросли.)

II группа раскрывает сюжет повести.

(Приезд дяди Дениса в село, мнимая разговор Михаила с директором школы, мечта коровы Маньки о Ирий, Ирий глазами Михаила, рассказы о влюбленности парня, жизнь Михаила в семь й тети Доры и дяди Дениса, встреча с Андреем Гнидой, неудача с лотереей, идея строительства дороги, размышления о любви «девушки с календаря», «Пакуль - это твой Ирий».)

III группа определяет мотивы повести.

(Повесть «Ирий» - история воплощения мечты главного героя: уехать из села куда-то далеко, в другой мир, такой сказочный и манящий.)

10. Работа с картиной Ю. Камиишого «Голос травы».

Юрий Камышный предлагает ракурс взгляда вблизи. Видимо, будучи малым ребенком, вы наблюдали за окружающим миром именно с такого расстояния, любовались прекрасными видами.

- Какие чувства пробуждает в вас это полотно? Что романтичного в этой работе? Может ли оно служить иллюстрацией к повести Владимира Дрозда? Где именно мог Михаил увидеть подобную красоту?

11. «Круг идей» (Учащиеся выдвигают свои идеи, записывают их на доске вокруг картины).

12. Рефлексия.

- Что было самым интересным на уроке?

- Что произвело на вас наибольшее впечатление?

III. Подведение итогов.

IV. Домашнее задание.

Повторите признаки «причудливой» повести; составьте устное сочинение-рассуждение на тему: «Выбрать нельзя только Родину» или «Только самого себя нельзя відцуратись».