Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Уроки по украинской литературе 8 класс

УРОК 12

 

Тема. ПЧ № 1. Неиссякаемый источник устного народного творчества. Дума «Побег трех братьев из города Азова, из турецкой неволи».

Цель: проработать содержание думы; научить выделять в ней самые напряженные эпизоды, высказывать собственные соображения по поводу прочитанного; заинтересовать прошлым украинского народа; воспитывать в детях лучшие нравственные качества.

Оборудование: различные варианты текстов думы «Побег трех братьев из города Азова, из турецкой неволи», иллюстрации к произведению, ученические рисунки, карточки с заданиями для групповой работы.

Ход урока

И. Организация учебной деятельности.

1. Вступительное слово учителя.

- Украинская народная дума «Побег трех братьев из города Азова, из турецкой неволи» (или «Три брата азовские») принадлежит к числу древнейших и популярнейших дум. Это - любимая дума Т. Шевченко. И в древности она волновала людей, и нас волнует своим трогательным содержанием и высоким художественным мастерством.

Эта дума, как и те, с которыми мы знакомились на предыдущих уроках («Маруся Богуславка», «Буря на море», «Дума про казака Голоту») не связана с каким-то конкретным историческим фактом.

И в основе произведения лежат события конца XV - начала XVI в., когда город Азов, расположенный в дельте Дона, был захвачен турецким султаном. В Азов попадали пленники из украинских городов и сел. Тяжелой была турецкая неволя. Много пленников погибало. Кто оставался живым, прилагал все усилия, чтобы освободиться из-под турецкого ига.

Дума «Побег трех братьев из города Азова, из турецкой неволи» и отражает типичный для того времени остро драматический эпизод бегства украинцев из плена.

2. Словарная работа.

Дороги розхильні - дороги, расходятся;

буераки - овраги, склоны которых покрыты деревьями и кустарниками;

Саур-могила - название горы в нынешней Донецкой области;

тело жваковати - кромсать, разрывать тело;

река Самарка - река Самара, левый приток Днепра, протекает по территории Донецкой, Харьковской и Днепропетровской областей;

кульбака - седло;

турки-янычары - войска в султанской Турции, которое отличалось особой жестокостью;

бусурмени (басурмане) - «иноверцы», не христиане, турецкие и татарские завоеватели;

огороды христианские, христианские земли - в думе «родная земля, отчизна».

3. Беседа за вопросами:

- О чем идет речь в думе «Побег трех братьев из города Азова, из турецкой неволи»? Кратко перескажите сюжет.

- Как вы думаете, к какой разновидности дум можно отнести это произведение - историко-героических или социально-бытовых? Почему?

- Какими вы представляете трех братьев? Какая художественная деталь в их описании является определяющей для развития конфликта? (Лошадей для побега имеют лишь двое братьев, третий же - «пеший-пішаниця»).

- Какие строки в думе повторяются? Объясните значение этого повторения.

- Найдите ласкательные и здрібнілі слова. Какова их роль в характеристике действующих лиц произведения?

4. Работа м группам.

Ученики объединяются в группы, и каждая из них получает задание охарактеризовать одного из братьев, ответив на вопросы.

И группа. «Младший брат»

• 3 какими тремя просьбами обращался младший брат старших братьев?

• Какие чувства охватили его, когда он увидел срубленное «терновое корни» в байраках и лоскуты красной и желтой китайки в поле?

• Как описана гибель маленького брата?

• Какой общий вывод можно сделать о нем?

II группа. «Средний брат»

• Что ответил средний брат вместе со старшим на два первых просьбе наименьшего брата?

• Как отнесся средний брат до третьего просьба наименьшего брата?

• Как средний брат проявил заботу о малейшего в открытой степи?

• Какой общий вывод можно сделать о среднего брата?

III группа. «Старший брат»

• Как реагировал старший брат на три просьбы малейшего?

• Как отнесся старший брат предложения среднего оставлять клочья китайки для «признаков» младшему брату?

• Как раскрывается эгоизм, лицемерие, жажда богатства, наживы старшего брата в конце думы?

• Какой общий вывод можно сделать про старшего брата?

5. Выступления представителей групп.

(Материал для учителя. Дума «Побег трех братьев из города Азова, из турецкой неволи» принадлежит к циклу невольничьих, однако тяготеет не к историко-героических, а к социально-бытовых, ибо в ней с исключительной психологической глубиной раскрывается проблема отношений между братьями, утверждается мысль, что бездушие, несправедливость неизбежно наказывается.

Образы героев думы, как это прослеживалось и в предыдущих произведениях, отчетливо индивидуализированные и одновременно обобщены, традиционно-фольклорные.

Найбеззахиснішим является именно младший брат. Он же и самый добрый, потому что прощает братьям-беглецам их грех. Этот образ - воплощение христианского смирения и стойкости - выписано народом с особой любовью и сожалением. Жестокий старший брат. Это он хочет избавиться от младшего брата, чтобы родительское наследство «на две частые паювати», а не на три. Средний (традиционно) - личность безвольная, никакая. С одной стороны, он вполне подчиняется воле старшего брата, с другой - постоянно упрекает его за равнодушие к судьбе младшего, помогает не заблудиться в степи и т.д.

Стоит отметить, что в нескольких вариантах произведения по-разному трактуются характеры среднего и старшего братьев, даже события развиваются иначе.

В одном аккаунте думы старший брат раскаивается и жалеет, что не бросил богатой добычи и не взял зато младшего брата на своего коня, в другом - ни раскаяния, напротив, он учит среднего сказать неправду родителям о смерти младшего сына. Но почти во всех вариантах думы преступление карается смертью от руки врага или разоблачением и изгнанием из родительского дома).

6. Проблемный вопрос.

- Почему, по вашему мнению, в конце думы погибают оба брата - жестокий старший и сочувственный средний? И почему смерть младшего брата описывается подробнее, чем смерть старших братьев?

7. «Займи позицию».

- Известно, что дума «Побег трех братьев из города Азова, из турецкой неволи» имеет несколько вариантов. За первым, погибают все три брать (меньше умирает с голода, старших убивает турецкая засада). За вторым - младший погибает, а старшие братья возвращаются домой. За третьим - погибает младший брат, а старейших после возвращения домой община осуждает на смерть за бездушие.

Как вы думаете, какой из вариантов окончания думы является наиболее убедительным?

«Займите позицию» согласно выбранному варианту и обоснуйте свой выбор.

8. «Наш вернисаж».

(Учащиеся демонстрируют свои иллюстрации к думы и комментируют их.)

9. Заключительное слово учителя с элементами рефлексии.

- Дума «Побег трех братьев из города Азова, из турецкой неволи глубоко поражала слушателей и своим содержанием, и высоким художественным совершенством. В ней не только четко проявились характерные признаки жанра думы, но и нашли отражение общественные законы украинского народа, и система его нравственных ценностей.

- Чему научила вас дума?

- Как бы вы поступили, оказавшись на месте каждого из братьев?

- Приведите примеры из собственной жизни взаимоподдержки и взаимовыручки людей в сложной ситуации.

II. Подведение итогов.

III. Домашнее задание.

Опишите свои впечатления от изученных дум, создав высказывания на тему: «Дума говорит к нам. Мы ее слышим?..»

 

Приложение к уроку 12

Побег трех братьев из города Азова, из турецкой неволи

Ой то не пили, то пилили.

Не туманы вставали, -

Как из земли турецкой,

Из веры-нашенски,

Из города Азова, из тяжкой неволи

Три брата бежали.

Ой два конными, третий пеший-пішаниця,

Как бы то чужой-чужениця.

За конными братьями он бежит, подбегает,

В сырые корни, о белые камни

Белые ножки свои казацкие посікає,

Кровью следы заливает.

Ой до конных братьев подходит,

Слезами поливает,

Словами говорит:

«Братцы мои рідненькії,

Как голубушки сивенькії,

Станьте, лошадей попасіте,

Меня обіждіте,

С собой примите,

До огородов христианских,

Хоть мало, підвезіте».

Тии брать тее зачували,

Словами говорили:

«Братец ты наш родной,

Как голубушка седой!

Эй, мы и сами не уйдем.

И тебя не возьмем.

Будет из города Азова погоня вставать,

Тебя, братец, истекать,

А нас будут, конных, догонять,

Стрелять, рубить

Или живьем в худшую неволю заворачивать».

Тее говорили, Отділь побегали.

Самый маленький братец пеший-пішаниця

За конными братьями уганяє,

Лошадей за стремена берет, хватает,

Мелкими слезами обливает,

Словами говорит:

«Братцы мои родненькие,

Голубушки седенький,

Не хотите меня с собой брать, -

Обратно лошадей заворачивайте,

Из ножен острые шабельки вынимайте,

Мне с плеч головушку здіймайте.

Тело мое порубите,

В чистом поле похороните,

Зверю да птице, туркам на растерзание не подайте».

Тии брать тее зачували,

Обратно заворачивали коней,

Словами говорили:

«Братец ты наш милый,

Голубушка седой,

Что это ты говоришь,

Наше сердце ножом языков пробиваешь,

Руки наши на тебя не поднимутся,

И шабельки на двенадцать частей рассыпятся,

И душа наша грехов до возраста вечного

Не откупится:

Отродясь, братец, этого не слыхали,

Чтобы родной кровью сабли промывали

Или острым копьем опрощеніє брали».

«Прошу же вас, братия,

Хотя же вы до меня равно милосердіє имейте -

Будете в тернии да в овраги въезжать,

В заполья терновое верхний стинайте,

На дорогу покидайте:

А пусть же я буду знать,

Куда за вами, конными братьями, бежать».

Уже два конные казаки

В тернии да в овраги въезжали;

Средний братец милосердіє имеет:

В заполья терновое верхний пожимает,

На дорогу покидает,

Младшему брату признаков зоставляє:

«А пусть же и он будет знать,

Куда за нами к отцу, к матери, К роду убегать».

Из терниев да байраков выезжают,

На полевку взбігають,

На степи високії,

На пути широкой,

На дороги розхильні.

Тогда средний братец большое милосердіє имеет,

К словам старшего произносит:

«Что ты, брат, знаешь, давай мы с себя синие

скины сбрасывать,

Красную да желтую китайку выдирать,

На дороге покидать,

Младшему брату признаков оставлять:

А пусть и он будет знать,

Куда за нами, конными братьями, бежать».

Старший братец ізгорда словами говорит:

«Что мне за вдобство свое турецкое добро

на куски рвать

И по пути разбрасывать,

Младшему брату признаков оставлять?

Он и жил, и здоровье будет,

Так без всяких признаков домой прибудет».

Средний братец большое милосердіє имеет,

В себя красную и желтую китайку выдирает,

На дорогу стелит-постилає,

Младшему брату признаков зоставляє:

«Пусть же он будет знать,

Куда за нами к отцу, к матери,

К роду бежать!»

Тогда же то средний братец милосердіє имел,

До старшего брата словам приговаривал:

«Здесь, брат, воды погожие, травы хорошие,

Камыши сдобные,

Встанем, лошадей попасімо,

Мало-немного обіждімо,

Не придет к нам пеший-пішаниця?»

Старший братец ізгорда словами говорит:

«Еще тебе турецкая каторга не увірилася,

Сырая сирица в руки не въелась?

Вот как будешь наименьшего брата піджидати,

Будет из города Азова большая погоня вставать,

Его будет пешего на спочинках истекать,

А нас будет, конных, догонять,

На три штуки рубить

Или живьем в худшую неволю заворачивать».

Самый маленький братец, пеший-пішаниця

В тернии да в овраги убігає,

Терновое верхний ізнаходжає,

Берет в руки, хватает, мелкими слезами обливает,

К сердцу казацкого удалого прикладывает:

«Ой тут же мои братики проезжали,

Большое на меня милосердіє имели,

Мне на дорогу признаков покидали».

Бежит он, подбегает,

Из терний и буераков, из мелюсів выбегает,

На полевку вбегает:

Нет ни терний, ни буераков

Да никаких признаков,

Только поле лелеет,

На ему трава зеленеет,

Бежит он, подбегает на степи высокие,

На пути широкие,

На дороги розхильні,

Красную и желтую китайку знаходжає,

Берет в руки,хватает,

Мелкими слезами обливает,

К сердцу казацкого удалого прикладывает,

Словами говорит:

«Недурно сяя китайка по пути валяет,

А видно, моих братьев живых на свете нет,

Видно, из Азова большая погоня вставала,

Меня в тернах да оврагам на спочинках миновала,

А моих братьев догоняла,

На три штуки рубила

Или живых в худшую неволю заворачивала!

Ой если бы мог я знать,

Или моих братьев постріляно, изрублено,

Или живых в руки забрато, -

Эй! Да пошел бы я по степям бродить,

Тела казацкого удалого искать,

Тело казацкое молодецкое ізнаходжати,

В чистом поле похоронить.

Зверю да птице на растерзание не подать».

Бежит он, подбегает,

Только своих братьев слідочка забачає,

Побило казака в поле

Вместе три недоли:

Первая скорбь - безводцє,

Вторая неволя - безхліб'є,

А третья - буйный ветер с ног валит,

До Саур-могилы доходжає,

На Саур-могиле безопасно отдыхать ложится,

С неба воды и погоды девятого дня дожидает.

Что туда к его волки-волки доходжали,

Орлы-чорнокрильці налетали,

В головах садились,

Хотели заздегодя живота

Темные похороны одправляти.

Он на их соглядає,

Словами говорит:

«Волки-волки,

Орлы-сизокрильці,

Гости мои милые,

Мало-немного обождіте,

Пока душа с телом расстанется,

Тогда будете ко мне находжати,

Тело мое жвакувати,

Желтую кость по балкам розношати,

Под зелеными яворками прятать,

Комишами укрывать».

Вот ногами не пойдет и руками не возьмет,

Ясно глазами на небо не взгляне.

Он на небо соглядає,

Словами говорит:

«Голова моя казацкая,

Голова моя молодецкая!

Ты пробовала в землях турецких,

В вірах басурманских!

Девять день в устах хлеба-соли не имею,

На безводді погибаю».

Поэтому не тучи наступали,

Не мелкие дожди накрапали,

Как душа казацкая молодецкая

С телом расставалась.

Что тогда к его волки-волки доходжали,

Белое тело жвакували,

Орлы-чорнокрильці налетали,

В головах садились,

На черные кудри наступали,

Из-под лба карие глаза висмикали;

А еще кукушки налетали,

В головах садились,

Как родные сестры, кукували:

А еще мелкая птица налетала,

Круг желтой кости тело обирала;

Волки-волки находжали,

Желтую кость по балкам розношали,

Под зелеными яворами хоронили,

Комишами укрывали,

Жалібненько квилили-проквиляли:

То же они темный похороны одправляли.

Уже два конные казаки

До реки Самарки стали выбегать,

Стала их темная ночка обнимать,

Тогда же старший братец словами говорит:

«Тут воды погожие и травы хорошие,

Камыши удобные и могилы высокие.

Встанем, лошади попасімо,

Покіль солнце обогреет,

Или не прибудет к нам пеший-пішаниця,

Теперь я на его большое милосердіє имею:

Всю добычу с себя сбрасываю,

Его міждо лошадей хватаю».

«Было, братец, тогда хватать, как я говорил,

А теперь уже девять дней, как хлеб-соль ел, -

До сих пор на свете нет».

Лошадей пустопаш попускали,

Кульбаки под себя слали

Ружжа по камышах хоронили,

Безопасно отдыхать легли,

Святой зари ожидали.

Как стал божий мир освітати,

Стали казаки на коней садиться,

Через реку Самарку в земли христианские проезжать.

Старший братец говорит словами:

«Как будем, брат, домой, к отцу,

к матери доходжати,

Как будем им говорить правду?

Будем мы им правду говорить,

Дак будут нас отец-мать

До возраста вечного проклинать.

А будем мы перед ими лгати,

И будет нас Бог известно и неизвестно наказывать.

А так, брат, скажем:

Не у одного господина пробовали,

Не один хлеб-соль ели;

Ночных суток с тяжелой неволи бежали,

Дак мы к его заезжали:

«Встань, братец, с нами, - говорили, -

Из тяжкой неволи бежать».

Дак он нам вроде так и сказал:

«Бегите вы, братця,

А я буду здесь оставаться,

Не буду луччого счастья и судьбы себе иметь».

Старый отец-мать умрут,

Дак будем наполу грунты-скот паювати,

Не будет третий между нами мешать».

Тее говорили,

Оттуда ходили.

То и не орлы-чорнокрильці заклокотали,

Как их турки-янычары из-за могилы напали,

Постреляли, порубили,

Лошадей, здобичу назад заворачивали.

Полегла двух казаков председатель

Выше реки Самарки,

А третья - в Саур-могиле.

А слава сияет - не умрет, не ляжет

От ныне и до века;

Даруй, Боже, вам, Господи,

Всем слушащим на многая лета.