УРОК 8
Тема. Жанровое своеобразие, историческая основа, героическое содержание дум, их разновидности (историко-героические, социально-бытовые). Специфичность поэтической формы, ритма дум «Маруся Богуславка» и «Буря на Черном море».
ТЛ: думы.
Цель: дать учащимся понятие об жанровое своеобразие, историческую основу, героическое содержание дум, их разновидности; формировать умение осмысленно читать думы; совершенствовать навыки анализа художественного произведения; развивать эстетическое чутье; воспитывать интерес к народному творчеству.
Оборудование: тексты народных дум, таблицы, раздаточный материал.
Межпредметные связи: история Украины: борьба украинского казачества против внешних врагов.
Эпиграф.
Украинские думы является не только художественным летописью прошлых веков, - они и сейчас силой человечности и поэзии воспитывают в нас любовь к родной стране, ненависть к всякого гнета и порабощения.
М. Стельмах
Ход урока
И. Актуализация опорных знаний.
1. Проверка домашнего задания.
2. Фронтальное опрашивание.
- Что вы знаете об исполнителях древнейших народных дум? Какую роль играли странствующие певцы в истории Украины?
- Назовите известных кобзарей XIX века. Что объединяет их судьбы?
- Каких современных исполнителей дум вы знаете? На каком музыкальном инструменте они себе аккомпанируют?
- Как вы думаете, почему думы считаются сугубо украинскими фольклорными произведениями? В чем их особенность?
II. Сообщение темы и ожидаемых результатов урока.
1. Объяснение учителя.
- Думы - это большие песенно-повествовательные произведения героического, реже социально-бытового содержания.
По содержанию этот эпический жанр разделяют на:
• думы о героической борьбе украинского народа против турецко-татарских захватчиков и про турецкую неволю (XIV-XV вв. - ранняя казацкая эпоха) - «Маруся Богуславка», «Побег трех братьев из Азова», «Самийло Кишка»;
• думы о героической борьбе украинского народа против национального порабощения (кон. XVI - нач. XVII ст. - сутки Хмельнитчины и Гетманщины) - «Хмельницкий и Барабаш», «Молдавский поход Хмельницкого», «Смерть Богдана и выбор Юрия Хмельницкого»;
• социально-бытовые думы, в которых поэтически разрабатывались проблемы морали, человеческих взаимоотношений (кон. XVII ст. - период Руины) - «Вдова», «Сестра и брат», «Прощание с семьей», «Поворот сына с чужбины», «Дума про сон».
Несмотря на то, что в наше время насчитывают почти пятьдесят сюжетов дум с огромным количеством вариантов, практически каждая дума состоит из запева («заплачки»), основной части и концовки («славословие»).
Выполняются думы речитативом (протяжным наспівним промовлянням) под аккомпанемент кобзы, бандуры, лиры.
По размеру дума, как правило, больше песню. В отличие от песен, думы не делятся на строфы, не всегда в них сохраняется одинаковое количество слогов в строках, далеко не все строки рифмуются, хоть в целом ритм выдержан очень хорошо.
Для языка дум характерными являются такие художественные средства, как риторические вопросы, оклики, обращение, анафора (єдинопочаток), сложные (гомеровские) эпитеты, повторы (тавтология), ретардація (умышленное замедление рассказы) и т.д.
Все это дает основания рассматривать думу как уникальный, ярко самобытный жанр украинской народнопісенної творчества.
(Можно также предложить ученикам опорный конспект «Особенности народных дум»:
- изображение важных общественных событий, выдающихся исторических личностей;
- определенное соблюдение правдивости жизненных фактов;
- обстоятельность поэтического рассказа;
- высокая поэтичность языка;
- небольшое количество основных действующих лиц (2 - 3);
- своеобразие построения (зачин, основная часть, повторы, концовка);
- своеобразие стихотворной формы (нерівноскладовість строк, произвольное рифмовки, монорими, наличие «холостых» строк);
- исполнение речитативом под аккомпанемент кобзы, бандуры, лиры;
- устное распространение и хранение;
- вариантность текста;
- большой объем» (По А. Бандурой).
2. Выразительное чтение думы «Маруся Богуславка» и работа над текстом по вопросам:
- Как начинается и как заканчивается дума?
- Найдите в произведении «заплачку». О чем именно идет речь в ней?
- Какими строками думы передано «славословие»?
- Какие художественные средства этого отрывка приближают его к молитве? Как именно?
- Есть ли в произведении повторы? С какой целью они употреблены?
- Найдите в тесте думы диалоги. Какова их роль в произведении?
3. Выразительное вопрос думы «Буря на Черном море» и беседа по вопросам:
- В чем, по вашему мнению, в этом произведении проявляется специфичность поэтической формы и ритма дум?
- Внимательно прочитайте зачин думы. Какими художественными средствами в нем выражено тревогу, рост напряженности действия?
- Вспомните, что такое параллелизм. Какова его роль в произведении?
- Найдите в тексте использование символического числа «три». С какой целью применяется этот прием?
- Чем «славословие» думы «Буря на Черном море» отличается от конечности думы «Маруся Богуславка»?
III. Обобщение и систематизация изученного.
1. Письменный ответ на вопрос.
- Чем похожи и чем отличаются по смыслу, персонажами, способом изложения материала, построением, языке, выполнением народные думы и исторические песни?
2. Игра «Лабиринт».
Двигаясь в любом направлении, только не по диагонали, найдите 8 слов, связанных с темой.
1. Жанр украинского фольклора.
2. Древний народный инструмент, под аккомпанемент которого выполнялась дума.
3. Исследователь украинского фольклора, который утвердил термин «дума»
на нач. XIX ст.
4. Манера исполнения думы.
5. Народное название зачина думы.
6. Народное название конечности думы.
7. Сочетание или повторение одних и тех же или близких по значению
слов.
8. Намеренное замедление повествования.
м | а | и | м | л | и | в | ‘ |
в | к | с | в | с | л | и | я |
д | ч | а | в | и | ч | ц | и |
к | п | л | и | т | е | а | г |
в | а | с | т | а | г | д | в |
б | с | в | и | в | т | в | л |
Ключи: 1. Дума. 2. Кобза. 3. Максимович. 4. Речитатив. 5. Заплачка. 6. Славословие. 7. Тавтология. 8. Ретардація.
IV. Подведение итогов.
V. Домашнее задание.
Прочитайте еще раз думу «Маруся Богуславка». Подготовьте 2-3 проблемные вопросы по тексту произведения и запишите их в тетради.