Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Уроки по украинской литературе 8 класс

УРОК 47

 

Тема. I. Карпенко-Карый. «Сто тысяч». Проблема власти денег - сквозная и «вечная» в мировом искусстве. Средства сатирического изображения.

Цель: обучать учащихся подбирать аргументы, раскрывая проблему власти денег, дискутировать по данной проблеме; развивать навыки понимания актуальности проблем трагикомедии для современной жизни; воспитывать умеренность в отношении материальных потребностей, уважение к родителям и их состояний, благотворительность.

Оборудование: выставка произведений украинских и зарубежных авторов, иллюстрации к ним, детские рисунки.

Межпредметные связи: зарубежная литература: «Скупой» Мольера.

Ход урока

И. Организация учебной деятельности.

1. Проверка домашнего задания.

2. Проблемный вопрос:

- Как вы считаете, иметь много денег - это хорошо или плохо? Докажите свое мнение.

(Эту часть урока можно провести, применив технологию «Займи позицию». Ученикам предлагается встать возле соответствующего из плакатов, размещенных в разных частях класса: на одном написано «хорошо», на другом - «в зависимости для чего», на третьем - «плохо» - то есть «проголосовать ногами». Один-два ученика из каждой группы должны обосновать свою позиций}. Если после изложения различных точек зрения кто-нибудь из учеников изменил свою позицию, он имеет право перейти в другую группу).

3. Фронтальная беседа:

- Вспомните, чем были деньги для Герасима Калитки? Для чего они были ему нужны?

- Обратите внимание на фамилию главного героя трагикомедии. Знаете ли вы лексическое значение слова «калитка»? (Калитка, аман - это кожаная сумка для денег.)

- Как оказалась натура Герасима при покупке фальшивых денег? Отвечая, ссылайтесь на текст.

- В яве V третьего действия, в котором рассказывается о том как Савка разменивал «деньги», автор вводит такой диалог между Калиткой и Савкой:

Герасим. Не мучайте, куме! Говорите ...

Савка. Годятся, кум. (Выпускает шею Герасимову с рук).

Герасим. Годятся! (Обніма Савку так же, как его обнимал Савка и, держачи за шею, разговаривает сквозь слезы). Кум, сокол мой ... Куме, нашими устами Бог говорит ... (Целует его). Я лучшего слова от роду не слышал, как птичка защебетала первый раз от этого слова. Скажите еще раз это слово, скажите, кум!

Савка. Годятся!

- Почему заплакал Калитка? Какие это слезы?

- Как проявилась «любовь» Герасима к Савки в этой яве и в яве X из четвертого действия, где говорится о том, как кумовья делили деньги? Объясните, что привело героев к такого морального падения.

- Почему, по вашему мнению, Герасим, который сначала не хотел давать лошадей, чтобы Прасковья поехала в церковь, потом и сам уехал, и целую обедню стоял на коленях»? О чем он мог просить Бога?

- Как себя ведет Калитка, когда его жена хочет выведать, что он привез из города? Чем объяснить такое его поведение?

- Какие чувства вызывает у вас сцена самоубийства Герасима? Прочитайте и прокомментируйте последнюю реплику Калитки? Как она его характеризует?

- Можно ли утверждать, что тяга к чрезмерному обогащению разрушает душу человека?

- Кто еще из действующих лиц произведения подпадает под власть денег? В чем это проявляется?

- Какие средства использует автор для сатирического изображения персонажей?

- Чему учат нас герои произведения?

- Есть ли, на ваш взгляд, актуальными проблемы трагикомедии для современной жизни?

(Материал для учителя. Когда Иван Карпенко-Карый писал комедию «Сто тысяч», он ставил целью подвергнуть сатире те негативные явления, которые бытовали в 80-90 годах XIX века. Сельские богачи всячески пытались приумножить свои богатства. Часто погоня за деньгами становилась самоцелью, деньги вытесняли из жизни человека такие понятия, как честь и мораль. И тогда появлялись такие фигуры, как Герасим Никодимович Калитка - главный герой комедии «Сто тысяч». Калитка - зажиточный крестьянин, который уже имеет двести десятин земли, однако все свои силы возлагает на то, чтобы увеличить свои владения. Он мечтает: «едешь на день - чья земля? Калитчина! едешь два - чья земля? Калитчина! едешь три - чья земля? Калитчина! Диханіє спирает».

Но для закупки земли необходимы деньги. Для того, чтобы выкупить двести пятьдесят десятин земли у соседнего помещика Смоквинова, Калитка решает пойти на рискованный шаг: купить сто тысяч фальшивых рублей. Таким образом, Иван Карпенко-Карый изображает человека, который ради богатства готова пойти на преступление.

Писатель отчетливо противопоставил двух героев: романтика-кладоискателя Бонавентуру и, собственно, самого Мошну. Вот пример: Копач относится к деньгам не как к источнику счастья. В больших деньгах он видит только возможность материально обеспечить себя и своих родных Копатель рассказывает о своем увлечении так: «Іщітє и обрящете! Сегодня нет, завтра нет, послезавтра - миллион!.. Выкопаем - все пополам Станет и тебе, и мне, и нашим детям, и внукам на всю жизнь ...» Зато Герасим Калитка относится к материальному достатку по-другому: «Ох. земелько, праздники земелько, Божья ты доченька ... Как радостно тебя сгребать вместе, в одни руки ... Приобрітав бы тебя без счета. Легко по власнії! земле ходит. Глянешь глазом вокруг - все твое; там стадо пасется, там пашут на пары, а тут зазеленела уже колосится пшеница и рожь: и все то деньги, деньги, деньги ...»

Сына Романа он хочет женить на дочери крупного землевладельца Пузыря, надеясь получить значительное приданое: «Не надо мне ни хорошего хлеба, ни хорошего борща, потому что чем лучше испечет, а вкуснее зваре, тем больше рабочие съедят... Мне надо невестку с приданым, с деньгами...»

Таким образом, на алтарь своей жадности Калитка готов положить не только свои силы и жизнь, но и будущее собственного сына.

Его жадность переходит все границы. Он спекулирует даже религиозными понятиями и принципами. У рабочего он забирает половину буханки, мол, «грех в воскресенье снідать». Когда женщина собирается ехать к церкви, не дает ей лошадей, говорит, что «скот гонять в праздник грех». 1 авторитетно добавляет: «Блажен муж, иже скотину милует». Его настоящая «философия» шито белыми нитками: «Скотина деньги стоит».

Калитка сердится на Копача за то, что тот много ел во время обеда Он никогда не пьет за собственные деньги, потому что «от своей водки в груди пухнет».

Жажда денег приводит к духовной деградации человека. Именно деньги становятся для него наивысшим авторитетом, а, так сказать, человеческое отношение к человеку, зато, полностью обесценивается: «рабочие и собаки на улице должны быть»; «обіцянка-цяцянка, а дураку - радость»; «кругом, кругом мое»; «бери и своего, и чужого»; «лупы и дай»; «деньги всему голова»; «Ой, Пузыри! Берегитесь, чтобы вы не полопались, а вместо вас Мошну розіпре грошвою ...»

Апогей такой философии изображается в последний, 12-й яве четвертого действия. Когда, одурений на попытке купить сто тысяч фальшивых денег, Калитка теряет надежду приобрести землю соседа Смоквинова, - он пытается наложить на себя руки. Если Копач, по характеристике самого Мешка, «хоть голый, да веселый», то Герасим Калитка на потерю денег реагирует так: «Лучше смерть, чем такая потеря».

В комедии Карпенко-Карого «Сто тысяч» изображен силу, которая превращает человека в обжору, которая искореняет из души человеческой то доброе и святое, что заложил туда сам Бог. И сила эта - деньги).

4. Заключительное слово учителя.

Проблема власти денег - сквозная и «вечная» проблема в мировом искусстве. Психологический тип человека, одержимого жаждой к обогащению давно известный в литературе - Скупой рыцарь у А. Пушкина, Плюшкин в Г. Гоголя, Гобсек - в О. де Бальзака, Гарпагон - у Мольера. И если названные писатели лишь делают предположения о том, что привело их героев до определенного психологического состояния, абсурдности действий, то И. Карпенко-Карый раскрывает проблему детально.

Первый план драматического действия в «Ста тысячах» - сюжетная линия денег («Деньги» - первоначальное название этой пьесы), которая находит свое выражение: Мошну обмануто, он обнаруживает обман и со словами «лучше смерть, чем такая потеря» вешается, но Бонавентура и домашние спасают его. Эта трагикомическая концовка и дает полное логическое окончание интриге.

И все же в пьесе основной является другая, скрытая за внешней, сюжетная линия - показ морального вырождения человека. Ведь Калитка, по сути, - простой человек, который любит землю, неусыпно работает на ней, является умеренным относительно материальных потребностей.

И тяга к чрезмерному обогащению разрушает душу человека. Мы смеемся, читая пьесу. Но это «смех сквозь слезы».

II. Подведение итогов.

III. Домашнее задание.

Подготовьтесь к классному сочинению-размышлению на одну из тем: «Герасим Калитка - герой положительный или отрицательный? Почему? (За трагикомедией И. Карпенко-Карого «Сто тысяч»); «Мои размышления над поступками героев пьесы «Сто тысяч» И. Карпенко-Карого»; «Проблема власти денег над человеком и ее раскрытия в пьесе И. Карпенко-Карого «Сто тысяч».