УРОК 38
Тема. Философия чина и мудрости в произведении Б. Олейника «Ринг».
Цель: ознакомить учащихся с содержанием, темой и идеей поэзии Б. Олейника «Ринг»; раскрыть внутренний мир лирического героя; развивать навыки выразительного чтения, умение анализировать поэзию, выражать собственное отношение к проблемам; воспитывать желание быть честными, умеренными, достойными людьми.
Оборудование: портрет Б. Олейника, рисунок или фотография с изображением ринге.
Ход урока
И. Актуализация опорных знаний учащихся.
1. Прослушивание устных сочинений «Чего я хочу достичь в жизни?»
2. Выразительное чтение и анализ стихотворения Б. Олейника «Выбор».
3. Интерактивная технология «Незаконченное предложение»:
«Борис Олейник предстал передо мной как ...»
4. «Ассоциирование»: ключевое слово - ринг.
II. Сообщение геммы и ожидаемых результатов урока.
1. Слово учителя.
- Поэтесса Светлана Йовенко подчеркивает, что лирическим героям Бориса Олийныка всегда свойственно «философское постижение подвига, решающего поступка жизни, готовности к жертвоприношению во имя непоганьбленої доверия и веры в человека». Именно таким является лирический герой поэзии Б. Олейника «Ринг», которую мы будем изучать на уроке.
2. Выразительное чтение стихотворения учителем.
3. Выяснение эмоционального впечатления от услышанного.
4. Словарная работа.
Ринг - огороженная площадка для проведения соревнований по боксу;
желоба - трубы для стока дождевой воды с крыш;
плоско - плоско;
лоснится - сверкает;
напыщенно - рисуясь;
рішенець - решительный удар;
ізправа - дело;
рефери - судья;
поединок - поединок;
скгут - ограждение;
тур - дикий бык.
5. Беседа за вопросами:
- Почему стихотворение называется «Ринг»?
- Поединок соперников чисто спортивный, а имеет более широкие измерения?
- Какими чертами характера наделен лирический герой, а какими - противник и секундант?
Из этой поэзии предстают публика, судця, соперник лирического героя?
- Зацитуйте строки, в которых сказано о нечестности соперника. Прокомментируйте их.
- Что вы можете сказать о результате боя? Нравится ли вам развязка? Почему?
6. Работа в группах.
Учитель определяет 4 группы, каждая из которых характеризует один из образов поэзии: лирического героя, соперника, судьи, публики. Ученики указывают черты характера, подбирая соответствующую цитату из текста.
(Материал для учителя.
Лирический герой.
Терпеливый - «я все стерплю».
Отважный - «назад одрізано пути: мой секундант в раздевалке оставил полотенце на виду ...»
Мужественный - «я визбираю в пучок силу своих поражений и удач ...»
Честный - «Честь - мой секундант».
Соперник.
Хитрый - «хитрый, как лиса».
Коварный - «враг», «в правой руке свинец».
Наглый - «когда наглый и безнаказанный, поверит ли он в мой конец ...»
Жестокий - «он будет бить меня как захочет: и снизу, и справа, и сверху. И ниже пояса».
Судця.
Продажный - «судья то видит. И ... не видит. Они в змовинах давно», «И глаза схова продажный рефери».
Подлый - «И напрасно будет, словно мышь, метатись подлый рефери».
Публика.
Равнодушие - «А зал, как тур, ревет безжалостно».
Недальновидность - «мой враг - публики властелин ...»).
7. Представление учащимися результатов работы.
(На доске нарисован ринг и образы поэзии Б. Олейника «Ринг». Каждая группа записывает на доске черты, присущие каждому из образов).
III. Закрепление изученного.
1. «Незаконченное предложение»:
A. «Я считаю, что лирический герой уверен в ...» (собственной победе).
Б. «Итак, все картины - это проекция ...» (будущего боя).
B. «Я считаю, что в воображении лирического героя является настоящим ...» (готовность умереть).
2. «Микрофон».
- Поэзия Б. Олейника изменила во мне ...
- Поэзию Б. Олейника стоит изучать, потому что...
IV. Подведение итогов.
V. Домашнее задание.
Подготовьте ответы на вопросы в учебнике. Прочитайте и проанализируйте «Молодецкую балладу» Бы. Олейника.