УРОК 5
Тема. УРЗМ №1. Создание мысленных словесных картин (устное рисование).
Цель: раскрыть учащимся содержание понятия «устное рисование», определить отличие устного рисования от перевода содержания; формировать умение воспроизводить словами то, что представляется во время чтения художественных произведений; воспитывать патриотические чувства.
Оборудование: тексты народных песен, бумага, карандаши, краски и т.д.
Эпиграф.
Украинская песня - гениальная поэтическая
биография украинского народа.
О. Довженко
Ход урока
И. Актуализация опорных знаний.
1. Проверка домашнего задания.
2. Фронтальное опрос:
- К какой тематической группе относятся песни «Максим казак Железняк» и «За Сибирью солнце сходит»?
- Что вам известно о героях этих произведений?
- Какими они предстают в народных песнях? Почему?
- Что символизирует «пишная рожа», с которой сравнивается Максим Зализняк? Какие еще образные выражения характеризуют его?
- От чьего имени ведется рассказ в песне «За Сибирью солнце сходит»? Какими характерными средствами воспето Кармалюка?
- Создайте мысленные словесные портрет Максима Железняка и Устима Кармалюка. Чем, по вашему мнению, словесный портрет отличается от иллюстрации к произведению?
II. Сообщение темы и ожидаемых результатов урока.
1. Объяснение учителя.
- Вы уже убедились, что изображение в художественном произведении только тогда предстает перед нами как живая действительность, когда во время чтения мы его ясно представляем. Своим внутренним зрением мы как бы «видим» людей, предметы, «наблюдаем» явления, «слышим» разные звуки, «принимаем участие» в событиях, «переживаем» те же чувства, которыми проникнуто произведение.
Рассказывая о прочитанном, мы можем не только пересказать содержание произведения, но и передать словами то, что нам представлялось, и даже «дополнить» автора, воссоздав то, чего писатель не изобразил, но мы «увидели», «услышали», «пережили».
Такой рассказ называется устным рисованием или «оживлением» текста.
И если во время перевода нужно рассказывать о содержании произведения, то при устном рисовании - и о те картины, которые возникали в нашем воображении в процессе чтения.
2. Работа в группах.
Ученики объединяются в шесть групп (по количеству изученных исторических песен: «Загрустила Украина», «И, ой, как крикнул же казак Сирко», «Ой Морозе, Морозенку», «Максим казак Железняк», «Или не тот то Хмель», «За Сибирью солнце всходит») и получают задание: «Переведите смысл песни, нарисуйте устно киноленту на четыре-пять кадров за ее содержанием и создайте одну-две иллюстрации к произведению».
(Работу групп можно организовать так. В каждой из них распределяются роли: рассказчики (пересказывают содержание песни), сценаристы (устно «рисуют» киноленту), художники (создают иллюстрации к произведению).
3. Презентация ученических проектов и их оценка.
4. Заключительное слово учителя с элементами рефлексии.
- «Украинская народная песня, вобрав в себя и грозовой, и барвинковый ласковый мир, историю и быт, болюч размышления и нежные чувства, поистине гениально сочетала страстное и эмоциональное слово с непостижимым очарованием. Нет такого значительного события в жизни народа, нет такого человеческого чувства, которое бы не отозвалось в украинской песне или нежностью струны, рокотом грома», - так сказал о народную песню писатель Михаил Стельмах. И действительно, на протяжении веков наш народ создал огромное песенное наследие, что является свидетельством его талантливости, проявлением его певучей удачи, богатства чувств.
- Понравился ли вам урок? Чем именно?
- Сложно было «оживлять» народные песни? Обоснуйте свое мнение?
- Какие чувства пробудили изучены произведения в ваших душах?
III. Подведение итогов.
IV. Домашнее задание.
Составьте кроссворд, тесты или подготовьте литературный диктант с изученными историческими песнями.