Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Уроки по украинской литературе 8 класс

УРОК 45

 

Тема. Трагикомедия И. Карпенко-Карого «Сто тысяч» - классический образец украинского «театра корифеев». ТЛ: драматическое произведение (углубленно), комедия, трагикомедия.

Цель: начать работу над трагикомедией «Сто тысяч» И. Карпенко-Карого; дать понятие о драматическом произведении (углубленно), комедию, трагикомедию; развивать навыки работы с драматическим произведением; воспитывать театральные способности учащихся во время выразительного чтения отдельных эпизодов произведения.

Оборудование: портрет И. Карпенко-Карого, издания его произведений,иллюстрации к пьесе «Сто тысяч».

Эпиграф.

Сцена же - мой кумир, театр - священный храм для меня!

И. Карпенко-Карый

Ход урока

И. Актуализация опорных знаний.

1. Проверка домашнего задания.

2. Фронтальная беседа.

- Как вы думаете, что повлияло на зарождение и развитие интереса И. Карпенко-Карого театрального искусства?

- Какой была роль художника в создании украинского «театра корифеев»?

- Почему, по вашему мнению, драматические произведения И. Карпенко-Карого имели большой успех на сцене?

- Какие пьесы драматурга вы читали или видели? Какое впечатление они произвели на вас?

II. Сообщение темы и ожидаемых результатов урока.

1. Слово учителя.

- Первой пьесе, вышедшей из-под пера драматурга после того, как он лишился «гласного взгляда», была комедия «Деньги», написанная в 1889 году. Того же года автор направил ее к цензуре, но оттуда она вернулась с надписью: «К представлению признано неудобным». После переработки комедия была дозволена к постановке под измененным названием - «Сто тысяч». В 1890 г. она была поставлена на сцене. Роль главного персонажа Герасима Калитки исполнял сам автор.

Сюжетную канву для произведения драматург взял из реальной жизни. В самом Елисаветграде и окружающих городах и деревнях в 80-х годах XIX века активно действовали шайки мошенников, которые обирали ослепленных жаждой к богатству местных «хозяев», продавая им фальшивые деньги. Именно эти факты и драматург использовал для сюжета пьесы.

(Можно также зачитать ученикам отрывок из воспоминаний жены И. Карпенко-Карого Софии Тобилевич:

«В пьесе «Сто тысяч», или вернее «Деньги», Иван Карпович подчеркнул одну черту, очень характерную для крестьян, с которыми ему приходилось встречаться, а именно: чем больше человек охвачен жаждой к обретению богатства, тем охотнее он шел на преступления ради наживы, тем назойливее притворялся богомольним, молился и даже пытался завербовать к себе в помощники самого Бога. Ходит в церковь, молится, преклонив колени, бьет многочисленные поклоны и обещает Богу награду, чтобы тот помог ему закончить благополучно злые дела ...

Рисовать главного персонажа пьесы Герасима Калитку Тобілевичу было из кого. Вследствие обеднения господ-помещиков на селе появилось в те времена немало новых богачей, в основном из людей крестьянского сословия ...

Отсылая уже готовую пьесу в цензуру, Иван Карпович решил, что название «Сто тысяч» будет лучше соответствовать сюжету пьесы. Ведь речь шла не вообще о деньгах и их значение для крестьянина, а именно о сумме в сто тысяч, которую решился купить Калитка на свои пять.

Надо сказать, что различные мошенники из города очень часто пытались обманывать таких «калиток». Это было тогда обычным явлением. Мы слышали об одном случае, когда какой-то проходимец продал чистую бумагу вместо фальшивых денег крестьянину из соседней деревни, что было недалеко от станции Шостаківка. Этот случай был не единичный. Таким образом, ничего выдуманного в пьесе «Сто тысяч» не было. Все в ней было взято из жизни, которая бурлила вокруг нас»),

2. Комментируемое чтение первого действия произведения.

Перед таким чтением даем ученикам задание - подумать и представить, каким тоном говорит персонаж в той или иной яве, которая любимая тема разговоров каждого из них, как проявляются в языке черты характера, настроения человека. Например, вот неизвестный, что-то узнал о необходимости Калитки в деньгах и хочет мошенническим способом нажиться, зашел в дом Герасима, в которой никого нет, и говорит себе (ява). Эти слова надо читать тихо, шепотом, еле слышно, а предложение «Так я сібє видумал новую коммерцию: хорошей будет гендель, ежеле удастся ...» - с едва сдерживаемой радостью, почти восторженно.

В эпизоде, когда Савка пришел к куму одолжить деньги, а Герасиму не хочется занимать, реплики Савки надо читать подобострастно, заискивающе, с оттенком ложной бравості и веселого смеха («То уже лупіть лучше вы, кум, и дайте»), тогда как слова Калитки - тоном, в котором слышится и досада, и едва сдерживаемое раздражение вместе с возмущением («Получается: недолго думая - давай! Разве у меня банк, что ли?»).

Комментарий включает и словарную работу:

фактор (от лат. facto - делаю) - здесь: посредник;

гендель - торговля;

пров'янт (провиант) - продукты питания;

фураж - корм для скота и птицы;

шпанка - порода овец;

вексель (от нем. wechsel - обмен) - долговой документ, письменное обязательство уплатить занятые деньги или вещи в указанный срок;

агент (от лат. agentis - действующий) - доверенное лицо некой организации, которая выполняет определенные поручения.

3. Беседа за вопросами.

- Когда происходят события, отраженные в произведении «Сто тысяч»?

- Назовите действующих лиц пьесы. Какие из них, по вашему мнению, являются главными, а какие - второстепенными?

- Перечитайте в VI яве монолог Калитки. Какой есть жизненная цель Герасима? Что нужно ему для достижения этой цели?

- Почему другой персонаж произведения - Савка - ходил под Ивана Купала вызвать духа Гната Безп'ятого? Прокомментируйте этот поступок крестьянина.

- Как относился Герасим к просьбе кума Савки одолжить денег? Как это характеризует Мошну?

- Кто такой Неизвестный? Расскажите, как он вошел в доверие к Герасима.

- Заметили ли вы детали, которые дают возможность узнать в Неизвестном жулика - проходимца? Почему их не заметил Калитка?

- Что подчеркнул драматург в характере Герасима во время разговора с Копачом? (Ява IX). Обратите внимание на язык Копача. Что за человек стоит перед вами?

(Материал для учителя. Сын И. Карпенко-Карого вспоминал: «Природная наблюдательность давала Ивану Карповичу большой материал, который он, как добрый сеятель, разбрасывал во всех своих произведениях. Возьмем, например, Копача из «Ста тысяч». Этот персонаж не выдуман, а взят с натуры. Я еще был маленьким, когда Бонавентура, путешествуя по Херсонщине, наткнулся как-то на родительский хутор. Мы, дети, долго рассматривали щупа, который стоял некоторое время между кочергами. Помню, что «копатель» снял с себя какой-то подозрительного цвета балахон и положил его в кухне ... Копатель и сейчас стоит как живой перед моими глазами. Не знаю, записал в то время Иван Карпович характерные черты Копача, после его визита, или, может, он их как-художник хорошо запомнил. Кое-кто рассказывал, что Бонавентура (действительная фамилия его, кажется, было Балашов), узнав о том, что его Иван Карпович вывел из комедии, сказал: «Иван Карпович смеется с меня! Пусть смеется. А вот как я выкопаю клад и брошу ему на сцену один червонец - другой, что он тогда запоет!» Рассказывали, что и Панас Карпович Саксаганский перед тем, как фаты роль Копача, изучил этот тип, пригласив к себе в номер отеля Копача, при разговоре с ним он так удачно копировал Бонавентуру, что последний не выдержал долго и обиженный вышел от Саксаганского).

- Вспомните, как называется произведение, определяющим признаком которого является то, что почти весь текст составляет речь персонажей. Попробуйте определить жанр произведения «Сто тысяч».

4. Работа с учебником.

- Проработайте статью о драматическое произведение, его основные особенности и жанры. Какими новыми сведениями об драму как литературный род и его жанры вы дополнили свои знания?

(Материал для учителя. Драматическим называется такое художественное произведение, в котором жизнь раскрывается не через авторское повествование, а через непосредственное действие, через разговор и поступки действующих лиц.

Основные особенности драматического произведения - это:

- единство места и действия;

- изображения персонажей через их поступки, поведение, высказывания;

- воспроизведение событий как живого процесса;

- наличие ремарок;

- назначение для представления на сцене;

- деление текста на действия, картины, яви;

- диалогическая речь.

Диалог - это разговор двух или нескольких лиц. Например:

Герасим. Что бы вы сделали, если бы деньги выкопали?

Копач. Сейчас бы поехал в Париж.

Герасим. Чего? Щуп этот показывать? Да вы же и говорить по-ихнему не умеете.

Копач. О, я им скажу ... И все равно вы не поймете!

Герасим. Э, видите, вы не умеете, да уже и круть-верть!

Каждое отдельное высказывание, из которых состоит диалог, называется репликой (от лат. replico - возражаю, отвечаю, раскрываю).

В драматических произведениях есть и монологи.

Монолог - это размышление действующего лица вслух. Он чаще всего ни к кому не обращенный или обращенный к зрителям или к отсутствующей на сцене лица. В одних монологах персонажи выражают свои сокровенные мечты, стремления (Неизвестный - о «новой коммерцию», Копач - о сокровищах, Калитка - о землю и деньги и др.) или рассказывают о том, что произошло ранее, до начала действия в пьесе по ходу действия, но за пределами сцены (Роман - о посещении Пузыря, Калитка - о покупке мешка с деньгами).

Однако действующие лица пьесы не только говорят, но и что-то делают, определенным образом себя ведут. Единство слова и действия персонажей в драматическом произведении неразрывны.

Речь автора в пьесе занимает небольшое место. Это список действующих лиц, описания вида сцены, имена персонажей перед их высказываниями. В списке действующих лиц указывается, кем является каждый из персонажей, порой описывается их внешний вид, раскрываются некоторые черты характера.

К языку автора принадлежат также замечания в скобках (реже - между строк) о том, с какой интонацией, с какими чувствами, жестами, мимикой говорит персонаж, что при этом делает, как себя ведет.

Например:

Параска (на дверях с дійницею в руках). Чего ты ґвалтуєш?

Такие авторские пояснения в пьесе называются ремарками (от фр. Remarque - отметка, примечание). Наличие ремарок также обусловлена требованиями и особенностями сценического искусства. Они помогают создать сценический образ, который воплощал бы замысел автора; костюмеру, гримеру - предоставить актеру внешнего вида, соответствующего роли; декораторам - воспроизвести авторские описания сцены в интерьерах и пейзажах. Читателю ремарки помогают лучше представить изображенное в пьесе.

В ремарках глаголы имеют форму настоящего времени - так создается впечатление, будто действие в пьесе происходит сейчас, на глазах зрителей.

Требованиям сцены подчинена и строение драматического произведения.

Текст пьесы делится на части, которые называются действиями или актами, поскольку события, изображенные в каждой из них могут происходить в разных местах, и сцена должна иметь соответствующий вид. Между действиями во время спектакля делаются перерывы (антракта), которые нужны актерам и зрителям для отдыха, а декораторам - для переоборудования сцены.

Действия делятся на явы, или сцены или картины, что связано с появлением на сцене или выходом из нее действующего лица.

Например, в III яве второго действия на сцене находится Копач, Герасим и Клим. На вызов Герасима на сцену выходит Параска - начинается IV ява.

Объем драматических произведений такой, чтобы представление длилось не более четырех часов.

По характеру конфликта драматические произведения делятся на жанры: драма (в узком смысле), трагедия, комедия и трагикомедия.

Комедия - это драматическое произведение, в котором разоблачаются, высмеиваются и осуждаются недостатки и негативные явления общественной жизни или быта, вредные привычки, недостатки характера людей.

Трагикомедия - драматическое произведение, сочетающее в себе признаки как комедии, так и трагедии: в нем комедийный конфликт приобретает черты глубокого драматизма. В основу трагикомедии возложено ощущение относительности существующих критериев жизни; одно и то же явление драматург подает и в комическом, и в трагическом освещении.

Произведение И. Карпенко-Карого «Сто тысяч» - трагикомедия.

III. Подведение итогов.

IV. Домашнее задание.

Прочитайте произведение «Сто тысяч» И. Карпенко-Карого до конца. Определите, в чем оказываются в пьесе признаки драматического произведения.