Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Уроки по украинской литературе 8 класс

УРОК 39

Тема. Владимир Пидпалый. Искренность патриотических чувств лирического героя в стихотворении «Тихая элегия».

Цель: ознакомить учащихся с интересными фактами жизни. Підпалого. содержанием поэзии «Тихая элегия»; раскрыть искренность патриотических чувств лирического героя в стихотворении; совершенствовать навыки выразительного чтения; воспитывать патриотические чувства.

Оборудование: портрет В. Пидпалого, кроссворд, литературоведческий словарь, картина М. Соченко «Колыбельная», таблицы с названиями художественных средств, употребленных в стихотворении «Тихая элегия».

Ход урока

И. Проверка домашнего задания.

1. Кроссворд «Поймать пропущенные слова из стихотворения «Холостяцкая баллада».

 

1

 

Т

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

Г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

Н

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

С

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

Ф

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

В

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

Г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

М

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

В

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

 

В

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

 

А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13

 

В

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. «Что клялась ... петухов ...» (третьих).

2. «...послать мне к ногам» (Полотенца).

3. «Розчахнулись... двери» (нагло).

4. «Как поведет рукой - соловьи умирают...» (весной).

5. «Что-то мне на ... угрюмо ...» (сердце).

6. «Вышла Чураивна в ...» (фате).

7. «... струны в музык» (Оборвались).

8. «Протягивает белую ...» (руку).

9. «Сеют ... трио» (музыку).

10. «Где прежде ... ее познал» (уста).

11. «Я летел красивым чертом на лошади, как..., черном» (ворон).

12. «Скрикнеш ... осенне» (чайкой).

13. «... с горя Чураивна» (Упала).

 

- Как именно Борис Олийнык трансформировал народные представления о Марусе Чурай?

- Почему автор сравнивает лирического героя с красивым чертом на черном коне?

II. Проработка учебного материала.

1. Слово учителя.

- Полтавщина подарила нам много талантов, среди которых крупными буквами выгравировано имя украинского поэта Владимира Пидпалого, что прожил только 37 лет.

9 мая 1936 г. в с. Лазірка на Полтавщине он родился. Воспитывала его и двух сестер только мама, потому что отец погиб на войне. Владимир хорошо помнил отца; вспоминал, как он копал колодец, сажал деревья, качал мед, пел исторические песни ...

Мать Владимира знала «тьму сказок и присказок, почитала загадки и умела находить к ним ключ. Умела и любила работать, занималась любовью в цветах».

Окончив 10 классов и не поступив в университет, Владимир пошел работать в колхоз. Затем - служба на флоте, которая привела к болезни ног. Поэтому его досрочно демобилизовали. Подпалый взялся за книги и успешно сдал экзамены в Киевский университет им. Т. Шевченко на филфак.

1958 г. в газете «Молодежь Украины» и журнале «Смена» были напечатаны первые стихи В. Пидпалого. Через 5 лет вышла первый поэтический сборник «Зеленая ветка». После окончания университета работал в издательствах, интересовался эпохой казачества.

Был чрезвычайно внимательный, доброжелательный, чуткий в отношениях с людьми, хотя ему были присущи жизненная бескомпромиссность, твердость духа, которые неусыпно лелеял в своих детях. Писал новеллы, рассказы, поэмы, стихи, «Автобиографию», перепевы, занимался переводами произведений русских писателей. Благодаря В. Підпалому в украинскую литературу было возвращено имена Есть. Плужника, М. Драй-Хмары, Богдана Игоря Антонича.

Умер 24 ноября 1973 г.

2. Работа со словарем литературоведческих терминов.

(Учащиеся выясняют по словарю лексическое значение слова «элегия».)

Элегия - жанр лирики медитативного, меланхолического, заунылого содержания. В новоєвропейській литературе элегия приобретает смысловой определенности, выражая преимущественно философские размышления, смешанные чувства грусти и радости. Элегия размежевывалась на элегию-исповедь, элегию-думу, элегию-песню.

3. Работа с заголовком.

- Как вы понимаете название стихотворения «Тихая элегия»?

- Разве элегия может быть «не тихой»?

4. Выразительное чтение стихотворения В. Пидпалого «Тихая элегия».

5. Словарная работа за вопросами учеников.

6. Обмен впечатлениями по поводу прочитанного.

- Незаконченное предложение: «Больше всего меня поразило ...»

7. Беседа по прочитанным.

- Почему лирический герой считает, что любить родной край надо без лишнего афиширования своих чувств?

- О чем свидетельствует тот факт, что родной язык иногда называют материнской и колыбельной?

- Почему, по словам лирического героя, лучше лечь живым в гроб в родную землю, чем жить на чужбине?

- Какое воспитательное значение этого стиха?

- Определите форму построения стиха. (Диалог лирического героя с воображаемым собеседником.)

- Как называется художественный прием, который использует В. Подпалый в начале каждой строфы? (Рефрен.)

8. Определение віршового размера, особенностей рифмовки, рифмы.

Когда меня спрашивают: «Любишь реки, - женская рифма

Реки и речушки и ручейки?» - мужская рифма

Відмовчуюсь: они во мне навеки,

А для моего народа - на века ...

(П'ятистопний ямб; перекрестную рифмовку)

9. Заполнение таблиц.

(Каждый ученик получает таблицу с названиями художественных средств, принятых в «Тихой элегии». Подбирает соответствующие художественные средства произведения. После выполнения один ученик зачитывает, другие - дополняют.)

 

III. Закрепление изученного.

1. Работа по картине М. Соченко «Колыбельная».

Какие чувства у вас вызывает это полотно?

- Какие образы вы видите в центре произведения?

- Зачитайте строфу стихотворения В. Пидпалого, которую иллюстрирует картина.

2. «Микрофон».

«Я поддерживаю (не поддерживаю) мнению лирического героя «Тихой элегии», потому что ...»

IV. Подведение итогов.

V. Домашнее задание.

Научитесь выразительно читать поэзию В. Пидпалого «Тихая элегия». Прочитайте статью в учебнике о В. Подпалого и ответьте на вопросы к ней.