Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Уроки по украинской литературе 8 класс

УРОК 55

Тема. О. Назарук. События исторической эпохи XVI века. Сюжет произведения «Роксоляна»(сокращенно).

Цель: ознакомить учащихся с XVII-XVIII разделами повести; развивать умение анализировать образы, комментировать прочитанное, ставить вопросы и отвечать на них, подбирая цитаты из повести; развивать навыки самостоятельного поиска необходимого материала; воспитывать патриотические чувства.

Оборудование: портреты Сулеймана, Роксоланы, иллюстрация Елены Зенич «Молодая жена Сулеймана», фрагмент видеозаписи оперы Д. Сичинского «Роксоляна», фото памятника Роксолане в Рогатине, романы П. Загребельного «Роксолана» и М. Лазорського «Степной Цветок», повесть С. Плачинды и Ю. Колисниченко «Неопалимая купина».

Ход урока

И. Актуализация опорных знаний.

1. Исследовательская работа учащихся.

- Героиней чьих произведений Роксолана была?

(Героиней оперы Д. Сичинского «Роксоляна» - учащийся демонстрирует фрагмент видеозаписи; героиней романа П. Загребельного «Роксолана» и М. Лазорського «Степная Цветок» - учащиеся демонстрируют книги; героиней повести С. Плачинды и Ю. Колисниченко «Неопалимая купина» - учащиеся демонстрируют книгу; драмы Г. Якимовича; героиней памятника архитектора Романа Романовича и скульптора Юрия Глуговского - ученики демонстрируют фото).

2. Тестовые задания по VI11-XVI разделами повести А. Назарука «Роксолана».

1. Чьей служанкой была Настя в султанской палате:

а) любимой женщины султана;

б) одной из султанских одалисок;

в) начальника черных слуг.

2. Где находилась Настя Лисовская во время первой встречи с обладателем трех частей мира:

а) у дверей комнаты своей госпожи;

б) в коридоре султанской палаты;

в) в прихожей своей госпожи.

3. Каким увидела десятого и крупнейшего падишаха Османов Анастасия Лисовская:

а) сильным, старшим за Стефана, высоким;

б) прекрасно одетым, старшим по возрасту, мудрым;

в) стройным, спокойным, младшим от Стефана.

4. Кто поклонился Насте и сказал ей: «О, хатун!»:

а) Сулейман;

б) Мугієдцін Сірек;

в) Кизляр-ага.

5. Во время первого путешествия к Святой Горы Роксолана попросила Сулеймана, чтобы он почил в монастыре. Укажите название монастыря:

а) монастырь Осмомысла;

б) монастырь Пантелеймона;

в) монастырь Павла.

6. Что предложил Сулейман Роксоляні после того, как она отказалась одеть его кафтан:

а) «стать найлюбішою женщиной»;

б) пойти на галеру;

в) пойти под густое дерево между скалами.

7. Кто мог помешать свадьбе падишаха с бывшей служанкой:

а) любимая женщина;

б) мать;

в) турецкая знать.

8. Кто окрестил первородного сына Роксоланы:

а) служанка-украинка;

б) Роксоляна;

в) учитель.

9. Какими именами нарекла своего сына Роксоляна:

а) Стефан-Селим;

б) Стефан-Агмед;

в) Агмед-вааса.

10. Почему Сулейман приказал уничтожить великого визиря Агмеда-башу:

а) тот предал Сулеймана;

б) посягнул на жизнь Роксоланы;

в) требовал выкуп.

11. Кто такая султанка Місафір по версии Осипа Назарука:

а) Роксоляна;

б) турчанка, что станет женой султана;

в) чужестранка, что станет женой султана и нанесет бедствия.

12. Что хотела «поломать» Роксоляна:

а) сердца турок;

б) турецкие законы;

в) турецкую власть.

Ключи: 1 - б; 2 - а; 3 - в; 4 - в; 5 - б; 6 - а; 7 - б; 8 - б; 9 - а; 10 - в; 11 - в; 12 - б.

3. Ответы на вопросы учеников.

(Учащиеся отвечают на вопросы своих одноклассников).

II. Проработка учебного материала.

1. Познавательное задание.

-- Которыми в произведении предстают Сулейман Великолепный и Роксолана?.

(Учащиеся рассматривают портрет Сулеймана Великолепного; описывают его лицо, осанку, одежду, черты характера, ссылаясь на художественный текст):

«... Он был прекрасно одет, строен и высок. Имел черные, как терн, блестящие, немного зачервонілі глаза, сильное лоб, матово-бледное лицо кроткого выражения, тонкий орлиный нос, узкие губы и рвения у них. Покой и разум блестели из карих глаз его ...»

«... Такая молодость била от него, что не могла себе представить, как он мог бы стать старцем ...»

«... А сам лицом обратился к Мекке ... и начал молиться ...»

«... Не оглядывайся на людей ...»).

- Мог ли, на ваш взгляд, тогдашний правитель огромной империи быть демократом? Аргументируйте свое утверждение.

(Ученики выписывают из повести портрет Насти Лисовской, сравнивают его с портретом Роксоланы, который нарисовал украинский художник Михаил Фиголь:

«... султана Сулеймана задержав белый квит ясмину, ... белое, как ясмин, личенько Настеньку, ее испуг - достаточно, что султан не отходил; стоял, вглядываясь в нее, как в образ ...»

«... Она такая красивая, что я советую как можно скорее вывезти ее из Бахчисарая до Кафы...»

«...И вновь опустила свои синие глаза ...»).

- В какой одежде изображено Роксолана? Что художник хотел этим подчеркнуть?

- Почему М. Фиголь применяет четкие линии, темные цвета, а оттенки и мягкие очертания - нет?

- Такой ли вы представляете себе главную героиню повести А. Назарука?

2. Молчаливое чтение учениками XVII-XVIII разделов произведения.

3. Беседа за вопросами.

- Как оборонялись жители австрийской столицы Вены от турецких орд? Чем именно взволновали вас описания обороны города?

- С какой целью Роксолана решила совершить паломничество в Мекку? Какие добрые дела во время этого путешествия подняли авторитет Хуррем?

- От каких поступков провидец предупреждал мать Селима и Баязеда?

- Каким султан встает во время расправы с янычарами, что взбунтовались?

- По какой причине Хуррем остановила наступление турок на Вену? Назовите черты характера героини.

III. Закрепление изученного материала.

1. Проблемный вопрос.

- Докажите или опровергните мысль: «Роксоляна в повести А. Назарука выступает патриоткой родного края, защитницей Украины».

2. «Незаконченное предложение»:

«Историческая повесть «Роксоляна» заставила меня задуматься над ...»

IV. Подведение итогов.

V. Домашнее задание.

Прочитайте отдельные главы повести С. Плачинды «Роксолана» и сравните образ Насти Лисовской в двух произведениях; подготовьте ответы на вопросы в учебнике; подберите высказывания известных людей о любви.