УРОК 55
Тема. О. Назарук. События исторической эпохи XVI века. Сюжет произведения «Роксоляна»(сокращенно).
Цель: ознакомить учащихся с XVII-XVIII разделами повести; развивать умение анализировать образы, комментировать прочитанное, ставить вопросы и отвечать на них, подбирая цитаты из повести; развивать навыки самостоятельного поиска необходимого материала; воспитывать патриотические чувства.
Оборудование: портреты Сулеймана, Роксоланы, иллюстрация Елены Зенич «Молодая жена Сулеймана», фрагмент видеозаписи оперы Д. Сичинского «Роксоляна», фото памятника Роксолане в Рогатине, романы П. Загребельного «Роксолана» и М. Лазорського «Степной Цветок», повесть С. Плачинды и Ю. Колисниченко «Неопалимая купина».
Ход урока
И. Актуализация опорных знаний.
1. Исследовательская работа учащихся.
- Героиней чьих произведений Роксолана была?
(Героиней оперы Д. Сичинского «Роксоляна» - учащийся демонстрирует фрагмент видеозаписи; героиней романа П. Загребельного «Роксолана» и М. Лазорського «Степная Цветок» - учащиеся демонстрируют книги; героиней повести С. Плачинды и Ю. Колисниченко «Неопалимая купина» - учащиеся демонстрируют книгу; драмы Г. Якимовича; героиней памятника архитектора Романа Романовича и скульптора Юрия Глуговского - ученики демонстрируют фото).
2. Тестовые задания по VI11-XVI разделами повести А. Назарука «Роксолана».
1. Чьей служанкой была Настя в султанской палате:
а) любимой женщины султана;
б) одной из султанских одалисок;
в) начальника черных слуг.
2. Где находилась Настя Лисовская во время первой встречи с обладателем трех частей мира:
а) у дверей комнаты своей госпожи;
б) в коридоре султанской палаты;
в) в прихожей своей госпожи.
3. Каким увидела десятого и крупнейшего падишаха Османов Анастасия Лисовская:
а) сильным, старшим за Стефана, высоким;
б) прекрасно одетым, старшим по возрасту, мудрым;
в) стройным, спокойным, младшим от Стефана.
4. Кто поклонился Насте и сказал ей: «О, хатун!»:
а) Сулейман;
б) Мугієдцін Сірек;
в) Кизляр-ага.
5. Во время первого путешествия к Святой Горы Роксолана попросила Сулеймана, чтобы он почил в монастыре. Укажите название монастыря:
а) монастырь Осмомысла;
б) монастырь Пантелеймона;
в) монастырь Павла.
6. Что предложил Сулейман Роксоляні после того, как она отказалась одеть его кафтан:
а) «стать найлюбішою женщиной»;
б) пойти на галеру;
в) пойти под густое дерево между скалами.
7. Кто мог помешать свадьбе падишаха с бывшей служанкой:
а) любимая женщина;
б) мать;
в) турецкая знать.
8. Кто окрестил первородного сына Роксоланы:
а) служанка-украинка;
б) Роксоляна;
в) учитель.
9. Какими именами нарекла своего сына Роксоляна:
а) Стефан-Селим;
б) Стефан-Агмед;
в) Агмед-вааса.
10. Почему Сулейман приказал уничтожить великого визиря Агмеда-башу:
а) тот предал Сулеймана;
б) посягнул на жизнь Роксоланы;
в) требовал выкуп.
11. Кто такая султанка Місафір по версии Осипа Назарука:
а) Роксоляна;
б) турчанка, что станет женой султана;
в) чужестранка, что станет женой султана и нанесет бедствия.
12. Что хотела «поломать» Роксоляна:
а) сердца турок;
б) турецкие законы;
в) турецкую власть.
Ключи: 1 - б; 2 - а; 3 - в; 4 - в; 5 - б; 6 - а; 7 - б; 8 - б; 9 - а; 10 - в; 11 - в; 12 - б.
3. Ответы на вопросы учеников.
(Учащиеся отвечают на вопросы своих одноклассников).
II. Проработка учебного материала.
1. Познавательное задание.
-- Которыми в произведении предстают Сулейман Великолепный и Роксолана?.
(Учащиеся рассматривают портрет Сулеймана Великолепного; описывают его лицо, осанку, одежду, черты характера, ссылаясь на художественный текст):
«... Он был прекрасно одет, строен и высок. Имел черные, как терн, блестящие, немного зачервонілі глаза, сильное лоб, матово-бледное лицо кроткого выражения, тонкий орлиный нос, узкие губы и рвения у них. Покой и разум блестели из карих глаз его ...»
«... Такая молодость била от него, что не могла себе представить, как он мог бы стать старцем ...»
«... А сам лицом обратился к Мекке ... и начал молиться ...»
«... Не оглядывайся на людей ...»).
- Мог ли, на ваш взгляд, тогдашний правитель огромной империи быть демократом? Аргументируйте свое утверждение.
(Ученики выписывают из повести портрет Насти Лисовской, сравнивают его с портретом Роксоланы, который нарисовал украинский художник Михаил Фиголь:
«... султана Сулеймана задержав белый квит ясмину, ... белое, как ясмин, личенько Настеньку, ее испуг - достаточно, что султан не отходил; стоял, вглядываясь в нее, как в образ ...»
«... Она такая красивая, что я советую как можно скорее вывезти ее из Бахчисарая до Кафы...»
«...И вновь опустила свои синие глаза ...»).
- В какой одежде изображено Роксолана? Что художник хотел этим подчеркнуть?
- Почему М. Фиголь применяет четкие линии, темные цвета, а оттенки и мягкие очертания - нет?
- Такой ли вы представляете себе главную героиню повести А. Назарука?
2. Молчаливое чтение учениками XVII-XVIII разделов произведения.
3. Беседа за вопросами.
- Как оборонялись жители австрийской столицы Вены от турецких орд? Чем именно взволновали вас описания обороны города?
- С какой целью Роксолана решила совершить паломничество в Мекку? Какие добрые дела во время этого путешествия подняли авторитет Хуррем?
- От каких поступков провидец предупреждал мать Селима и Баязеда?
- Каким султан встает во время расправы с янычарами, что взбунтовались?
- По какой причине Хуррем остановила наступление турок на Вену? Назовите черты характера героини.
III. Закрепление изученного материала.
1. Проблемный вопрос.
- Докажите или опровергните мысль: «Роксоляна в повести А. Назарука выступает патриоткой родного края, защитницей Украины».
2. «Незаконченное предложение»:
«Историческая повесть «Роксоляна» заставила меня задуматься над ...»
IV. Подведение итогов.
V. Домашнее задание.
Прочитайте отдельные главы повести С. Плачинды «Роксолана» и сравните образ Насти Лисовской в двух произведениях; подготовьте ответы на вопросы в учебнике; подберите высказывания известных людей о любви.