Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Уроки по украинской литературе 8 класс

УРОК № 19

Тема. Тарас Шевченко. Выкуп поэта из заключения, причины его наказания царем, арест, пребывание в каземате, ссылки. Осознание собственной миссии поэта в стихотворении «Думы мои, думы мои ...»

Цель: актуализировать сведения учащихся о жизненный и творческий путь Т. Шевченко; углубить знания учащихся о выкупе поэта из заключения, причины его наказания царем, арест, пребывание в каземате, ссылка; раскрыть осознание поэтом собственной миссии в стихотворении «Думы мои, думы мои ...»; развивать навыки анализа стихотворений; воспитывать у учащихся чувства верности Украине как неотъемлемой признаки национально-сознательного гражданина.

Оборудование: портрет Т. Шевченко, иллюстрации, фото, репродукции произведений Т. Шевченко и его современников, кроссворд.

Ход урока

И. Актуализация опорных знаний.

Учащимся предлагается разгадать кроссворд.

1. Назовите фамилию господина, у которого с 1828 г. Шевченко исполнял обязанности казачка. (Энгельгардт.)

2. Теперь это село называется Шевченково. Отсюда происходил отец Тараса. После смерти матери, Екатерины Бойко, в 1823 г. отец женится во второй раз и переезжает в свой дом. По смерти отца мальчик батрачит; козачкує у пана Энгельгардта. Вместе с господином в 1829 году оставляет это село вплоть до 1843 г. (Кереливка.)

3. В каком селе родился Кобзарь? (Моринцы.)

4. В город был назначен на службу Павел Энгельгардт? (Свободно.)

5. За что господин не заставлял Шевченко выполнять тяжелую работу? (Рисование.)

6. Назовите национальность художника, к которому господин отдал Шевченко на обучение. (Поляк.)

7. В какой стране началось восстание, за которое Шевченко не мог продолжить обучение? (Польша.)

8. Какое название сегодня имеет город, в который переехал Энгельгардт со своими крепостными? (Санкт-Петербург.)

9. Во время обучения у Василия Ширяева юный Шевченко оформлял стены и потолок Большого театра, исполнял малярные работы в Александринском и еще в каком театрах? (Михайловский.)

10. Куда ходил изображать скульптуры, пренебрегая отдыхом, Т. Шевченко? (Летний сад.)

11. Какое чувство вызвало у Тараса покраски заборов? (Сопротивление.)

12. Иван Сошенко, познакомившись с Шевченко в Летнем саду, решил помочь парню стать ... (свободным).

 

 

 

 

 

1

 

 

Г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

Е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

Н

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

И

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

Л

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

Ь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

Н

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

И

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

С

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

 

 

 

 

Т

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

 

 

 

Ь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Активизация познавательной деятельности учащихся.

- В выделенном вертикальном ряду кроссворда прочитайте слово. Как оно связано с творчеством Т. Шевченко?

Учитель зачитывает отрывок из статьи «Посвящение» И. Франка (см. приложение № 1 к уроку 19)

III. Сообщение темы и ожидаемых результатов урока.

1. Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы перенесемся мысленно в 1835 год, когда в жизни Тараса Шевченко наступило событие, которое внесло в его душу целую гамму неведомых дотоле радости, а вместе с ними и новых смутків - это выкуп из неволи, арест, каземат, ссылки, а также раскроем понимание собственной миссии поэта в стихотворении «Думы мои, думы мои ...»

2. Рассказ о Т.Г. Шевченко с демонстрацией иллюстративных материалов (см. приложение № 2 к уроку 19).

3. Выразительное чтение стихотворения «Думы мои, думы мои...»

4. Словарная работа.

Нуджу (тошнить миром) - страдаю, скучаю;

млело - болело;

остроумные - талантливые;

не остило - не надоело;

идите побираться - побирайтесь.

5. Литературоведческая справка.

Этим стихотворением открывался «Кобзарь» 1840 г.

Он является своеобразной увертюрой: в нем звучат ведущие мотивы всей сборки. Шевченко его написал в 1839 г. в Петербурге. Думами Шевченко называет свои произведения, в которых доминируют элегические размышления о «казачью волю», о судьбе бедного сироты, попираемой господином девушки, о положении родины. Из них предстает образ могилы, как символ похороненной свободы.

6. Эвристическая беседа:

- Или удачными, по вашему мнению, является сравнение Шевченковских стихов с думами? Объясните свое утверждение.

- Почему в поэзии « Думы мои, думы мои...» чувствуется невыносимая тоска по украине? Зацитуйте строки, подтверждающие ваше мнение.

- Куда и кому адресует поэт свои произведения?

- Какой реакции на свое творчество надеется он в родном крае?

- Определите тему поэзии, ее мотивы, основную мысль произведения.

(Материал для учителя. «Думы мои, думы мои ...» - стихотворение, в котором

Шевченко размышляет о роли поэта и поэзии в жизни общества, поэтому посылает свои «думы», «деток» в Украину, где они будут иметь почет и славу. Тоска за Украиной, желание быть услышанным проявляется в форме написанного: нерівноскладові строки, постоянные эпитеты, метафоры, обращения, риторические вопросы, смена ритма).

7. Игра «Найди слова».

Идя за соединенными линиями, определите, кем выступает Т. Шевченко в стихотворении «Думы мои, думы мои ...»

 

 

8. Рефлексия. Анкета:

• Доволен ли ты результатом работы?

• Что ты узнал нового на уроке?

• Что тебя больше всего удивило?

• Какие вопросы появились у тебя в ходе урока?

IV. Подведение итогов.

V. Домашнее задание.

Изучите биографию Т. Шевченко и фрагмент стихотворения «Думы мои, думы мои...» наизусть. Научитесь анализировать поэзию за вопросами в учебнике.

 

 

Приложение №1 к уроку 19

«Он был сыном мужика и стал обладателем в царстве духа.

Он был крепостным и стал великаном в царстве человеческой культуры. Он был самоучкой и указал новые, светлые и свободные пути профессорам и книжным ученым.

Десять лет он томився под тяжестью российской солдатской муштры, а для свободы России сделал больше, чем десять победоносных армий.

Судьба преследовала его в жизни сколько могла, и она не сумела превратить золота его души в ржавчину, ни его любовь к человечеству в ненависть и гордыню, а веры в Бога в уныние и пессимизм.

Судьба не жалела ему страданий, но и не пожалела утех, что били из здорового источника жизни.

Лучший и самый ценный клад судьба дала ему лишь по смерти - бессмертную славу и всерозквітаючу радость, которую в миллионов человеческих сердец все заново пробуждать его произведения.

Вот такой был и есть для нас, украинцев, Тарас Шевченко» ( И. Франко).

 

Приложение №2 к уроку 19

Летом 1835 года в жизни Тараса наступило событие, которое внесло в его душу луч надежды на лучшее, и целую гамму неведомых ему дотоле радости, а вместе с ними и новых, еще более глубоких, смутків и еще болісніших за давние переживаний. Во время одного из обычных своих рисовальных «сеансов» в Летнем саду обратил он на себя внимание какого-то неизвестного господина, поинтересовался взглянуть, как парень рисує. В разговоре оказалось, что господин этот - художник-художник Иван Сошенко, ученик Академии и земляк Шевченко, родом с ближнего к Вільшаної и Кереловку Богуслава, где Тарас, как мы знаем, не раз бывал. Сошенко некоторое время даже жил в Ольшаной, где учился у художника-маляра С. Превлоцького. Земляк заинтересовался судьбой чумазого малярного челядника и, взглянув опытным глазом на его рисунки, сразу увидел, что парень имеет способности рисовальщика. На приглашение Сошенко Тарас начал его посещать по праздникам. Впервые он появился к земляку в засаленном пістровому халате, в рубашке и штанах из грубого полотна, забруджених краской, босой, растрепанный и без шапки. Держался уныло и несмело. Сошенко очень огорчился его несчастливой судьбой. Все лето 1816 года

Тарас был занят трудом в Большому Театре, что его возобновлял тогда известный архитектор Кавос. Выполнение малярных и декоративных работ в театре повезло взять Ширяеву. По указаниям Кавоса Тарас выполнил рисунки-проекты «для всех орнаментов и арабески», что должны были ожесточить пляфон Большого Театра. Разрисовка пляфону забрало, видимо, Тарасу много времени. К труду Шевченко присматривался механик театра Карташов, который каждое утро угощал молодого мастера чаем. Ширяев имел возможность убедиться в том, какие большие способности имеет его ученик и который он для него ценный работник, но, по своей системе, он и дальше держал его «в черном теле».

В праздничные дни Шевченко и дальше посещал Сошенко в его студенческой комнате в подвале на 4-й линии Васільєвського Острова Сошенко познакомился с Ширяєвим и пока что все время старался, как только мог, улучшить судьбу своего протеже. На просьбу Сошенко, малярный мастер согласился, чтобы Тарас одвідував своего земляка-художника не только в праздники, но и в будни, когда работы нет. Сошенко деятельно занялся художественным образованием парня: давал ему и технические указания, давал для копирования эстампы, загадывал зрисовувати различные гипсовые слепки и маски, а впоследствии и фигуры. Видя, какие большие успехи делает в рисуванні его ученик-найденыш, Сошенко посоветовал ему попробовать делать портреты акварелею. Для многочисленных попыток терпеливо служил Тарасу за модель его земляк и друг - казак Иван Нечипоренко, дворак того же Энгельгардта. Как-то Энгельгардт увидел в Нечипоренко работу своего крепостного артиста, что ему, видимо, очень понравилась, потому что он начал загадывать ему списывать портреты из своих любимых любовниц, за что порой и награждал его «рублем серебра - не более», как поведал сам Шевченко в своей краткой автобиографии».

«...В 1835 году Тарас начал посещать рисовальные класса Общества Поощрения Художников, и комитет этого общества, «рассмотрев рисунки постороннего ученика Шевченко», принял «иметь его в виду на будущее». Хоть Шевченко и не мог тех классов посещать систематически, но, хотя бы изредка, доставал там указания и советы от специалистов-учителей, и это не могло не привести к развитию технических средств как рисовальщика. Можно смело сказать, что зимой 1835-36 годов он сделал такой шаг вперед на поле художественной науки, которого не делают и в течение нескольких лет даже очень талантливые ученики-художники.

...Бывая в Сошенко, Тарас рассказывал некоторые эпизоды из своего прошлого и чуть ли не «всегда оканчивал свои рассказ ропотом на свою судьбу». Зажурившись его горькой судьбой, Сошенко начал думать о том, как бы вызволить несчастного парня из крепостничества. Будучи хорошо знакомым с украинским писателем Евгением Гребенкой, Сошенко, сначала посоветовавшись с ним, как бы помочь Тарасу, представил затем Гребешки и самого своего найду. Приняв близко к сердцу Тарасову дело, Гребенка начал часто приглашать его к себе ...

...Можно считать вполне определенное, что благодаря Гребешки, которого Шевченко узнал не позднее весны 1837 года, он сразу прочитал всю, тогда еще очень скупеньку, украинскую литературную продукцию: произведения И. Котляревского, П. Гулака-Артемовского, Григория Квитки - Основьяненко, Л. Боровиковского, О. Бодянского и самого Гребенки, а также и сборники украинских народных песен и «Историю Малой России» Бантыша-Каменского. Давал Гребенка Тарасу, дело понятное, и произведения русской литературы, но здесь уже труднее догадываться, какие именно: можно только с уверенностью предполагать, что не преминул ни Пушкина, ни Гоголя.

Познакомив Шевченко с Гребенкой, Сошенко впоследствии представил парня Василию Григорьевичу, профессору теории эстетики и секретарю профессорской совета Академии Художеств. Земляк Гребенки, тоже полтавчанин-пирятинец, Григорович был женатым с дочерью славного украинского резчика Ивана Мартоса...

...Через Гребенку Шевченко уже был знаком со славным художником-художником, профессором Академии Венеціяновим, что был родом из Ніжена, где учился Гребенка. Венеціянов был «придворнымъ живописцемъ» и так же, как и Григорович, хорошо знал поэта В.А. Жуковского, был воспитателем наследника престола цесаревича Александра. Надеясь посредстве Жуковского в деле освобождения Шевченко, Григорович и Венеціянов представили его влиятельному российскому поэту ...

... Рядом с Жуковским самая большая роль в выполнении этой благородной задачи пришлась профессору Академии Художеств Карлу Брюллову русскоязычном отпрыску знімчених французских эмигрантов-гугенотов. И еще осенью 1836 г. с триумфом вернулся из-за границы этот выдающийся русский художник-живописец, что долго учился и работал в Италии. Начал он свою художественную карьеру как «вундеркинд», еще на десятом году жизни вступив в Петербургской Академии Художеств. По целому ряду успехов он снискал себе небывалую славу своим огромным полотном «Последний день Помпеи»...

...Увидев Тараса в Сошенко, Брюллов обратил внимание на «некріпацьке» лицо парня, а узнав о его судьбе и увидев его рисунки, еще больше заинтересовался им. Когда на желание Брюллова Сошенко привел к нему Тараса, профессор «добро и снисходительно похвалил его рисунки». Шевченко несколько дней не себя с радости: похвала великого мастера и его ласковое обхождение неизмеримо утешили парня, мечтавшего о художественную карьеру. Произвела на него впечатление и декорация кабинета прославленного художника. «Красная комната, увешанная преимущественно східньою оружием, освещенная сквозь прозрачные красные занавески солнцем», и сам он в красном халате на фоне этой декорации, - все и навсегда осталось в его памяти.

...Впоследствии Брюллов лично выбрался до полковника Энгельгардта с просьбой, чтобы тот отпустил своего талантливого крепостного на волю. Миссия эта не имела успеха: не к таким людям принадлежал этот уже охарактеризованный нами господин, чтобы заниматься филантропией. Брюллов был оскорблен, возмущен и, вернувшись домой, называл Энгельгард и и «февдалом-собачником», и «самой большой свиньей в торжковських патинках», и «амфибией», но благородный гнев выдающегося художника, что не привык к тому, чтобы ему отказывали в просьбах, ничего здесь не мог помочь, - надо было взяться за дело с другого конца эту Миссию взял на себя старенький учитель Сошенко - профессор Венеціянов.

...В разговоре с Енгельгардтом Венеціянов начал от разговоров об образовании и «филантропию», но помещик прервал его речь и потребовал конкретного сформулювання дела. Когда узнал, о чем именно идет речь, потребовал за Тараса 2500 рублей ассигнациями, как последнюю цену за «ремесленника, в хозяйстве необходимого»: тех разговоров о филантропии он уже имел и с Брюлловым, которого в разговоре с Венеціяновим, громко смеясь, назвал «настоящим американским дикарем...

...Тем временем дело и сама приближалась к счастливому концу. Портрет Жуковского уже был нарисован. Льотерію на царском дворе Жуковский и В'єльгорський организовали, притянув к співучасти в этом деле гр. Баранову, урожденную Адлерберг, воспитательницу царевен и фрейлину царицы. Портрет выиграла царица Александра Федоровна. Жуковский в начале мая должен был уехать в далекое путешествие по Европе с наследником престола цесаревичем Александром, а потому и сам спешил. Он атаковал письмами госпожу Баранову и просил ее как можно быстрее переслать ему деньги. Полные юмора и иллюстрированные карикатурами, письма его в этом деле свидетельствуют, как он проникся судьбой Шевченко и как глубоко понимал его духовную трагедию:

«Это п. Шевченко. Он говорит себе:

- Мне бы хотелось нарисовать образ, а хозяин говорит дом заметать.

В одной руке у него кисть, а в другой тряпку, и ему очень трудно».

«Брюллов рисует портрет Жуковского. Оподаль Шевченко заметает дом. И это уже в последний раз».

«Это Шевченко и Жуковский, оба переворачиваются через головы с радостей».

Наконец настал день освобождения: 22 апреля 1838 года Тарасу иручено «отпускную» - то есть документ с подписью помещика о том, что Шевченко получил от него свободу. Незадолго перед тем Сошенко получил заказ на образы четырех евангелистов и в тот день пристально работал в своем доме. Вдруг в его комнату через окно вскочил Тарас, свалил образ, что стоял на мольберте, и бросился Сошенкові на шею, крича: «Свобода! Свобода!» Сошенко, поняв, в чем дело, и сам начал душить Шевченко в объятиях и целовать. Сцена кончилась тем, что оба приятели «расплакались, как дети».

...В Петербург Шевченко вернулся в конце февраля. Месяцев десять провел на Украине и потерял целый школьный год. Если бы не задержался так долго на Украине, то весной 1844 г. мог бы уже закончить Академию, потому что именно тогда минуло шесть лет со времени, когда начал там свою науку, а курс науки был шестилетний. Следовательно, надо было еще год пробыть в Академии. Ему нужен был только диплом, а учиться уже собственно было нечего: выполненные им в 1843 г. на Украине портреты могут быть наилучшим свидетельством того, что был уже вполне законченным мастером. Имел заслуженную славу талантливого портретиста и хорошего иллюстратора.

...Еще когда Шевченко был на Украине, восстал в него конкретный проект расширения национального сознания среди грамотных земляков. Как романтик, как идеалист-ентузіяст, он глубоко верил в то, что искусство уморальнює человеческие души, имеет на них непостижимый благотворное воздействие. Из настроений и мыслей, с особенной силой овладели его на руинах Чигирин и Суботов, возник у него проект выдавать альбомы-тетради, под названием «Живописная Украйна» должны были иллюстрировать политическую историю Украины, начиная еще от княжеских времен, дать образ ее художественной культуры, представить национальные украинские обычаи, а также иллюстрировать и оригинальные памятники украинской народной поэтического творчества. Труд этот был связал с благородной мыслью: выкупить своих братьев и сестер из крепостничества за деньги, что будут доходом с того издания. Эту идею горячо поддерживал кн. Варвара Репнина.

...Хотя почти весь этот 1844 год пролетел для Шевченко, так сказать, под знаком «Живописной Украины», но это не мешало ему время от времени предаваться поэтическому творчеству, и источником его была уже не тоска по опоетизованою в воображении Украиной, а Украина живая, настоящая, та, которую недавно увидел новыми глазами.

25 марта 1845 г., обеспечив документом от Академии, в котором было указано, что он едет «въ Малороссійскія губерний для художественныхъ занятой», Шевченко отправился из Петербурга. Выезжая, подал приятелям как свой адрес село Мариинское на Мир - городщині, куда пригласил его тамошней помещик-магнат О. Лукьянович

для изображения портретов дев-хуторян. В В'юнищах 14 декабря он написал свое гениальное «Дружнєє посланіє и мертвым, и живым, и ненародже ним землякам», а вслед за ним - «Холодный Яр», перепевки десяти псалмов Давыдовых и поэзии «Маленькой Марьяне», «Проходят дни ...» «Три лета». Еще 22 декабря был здесь, но Рождество встретил в Переяславе, уже тяжело больной: 25 декабря написал там свой «Завет».

Еще 22 декабря он сделал трагический итог всего пережитого за последние три лета - цикл своих стихов с 1843 -1845 гг. он назвал «Три лета», а в начале апреля отправился оттуда в Киев: спешил на свадьбу Костомарова, у которого, как недавно у Кулиша, должен тоже быть за боярина На станции в Броварах переоделся во фрак, но когда днепровский паром причалил к киевского берега, Шевченко арестовала полиция, которая уже ждала на берегу. Вместе со всеми вещами, среди которых были в чемоданчике и нелегальные произведения, полиция повезла поэта до губернатора Фундуклея.

Произошло это 5 апреля 1847 года. За какой-то час он уже стоял перед губернатором, а тот шутил по поводу его торжественного убранства Когда Шевченко пояснил, что он во фраке, потому что спешит на свадьбу Костомарова, Фундуклей сказал: «Эге! Если так, то где жених, туда надо и боярину!» Костомаров был арестован 26 марта и сидел в каземате в Петербурге.

Поводом к аресту Шевченко был донос студента Алексея Петрова о существовании в Киеве тайного политического общества, статуи которого еще перед написанием доноса этот провокатор вручил куратору киевского школьного округа ген. О. Траскінові. Поселившись 1 ноября 1846 года в одном доме с Николаем Гулаком, опостінь его комнаты, Петров подслушивал разговоры Гулаковських гостей, членов известного уже нам Братства св. Кирилла и Мефодия. Познакомившись потом с Гулаком и притворившись республиканцем, Петров снискал себе доверие Гулака, который познакомил его с литературой Братства и прочитал ему четыре поэзии Шевченко, что их содержанию, как писал Петров в доносе, были «определенно противозаконные мысли». На допросе, что сделал ему помощник куратора М. Юзефович, Петров кратко передал содержание Шевченковой «комедии» «Сон» и «Посланія к землякам», утвердив, что в первом произведении Шевченко «острейшими словам изливает свою ненависть на царскую фамилию», а во втором «пытается побудить украинцев к восстанию».

...В конце мая жандармское следствие было закончено, и гр. Орлов подал Николаю И «доклад» с выводами о роли каждого из обвиняемых, отмечая и ту кару, что ей, по его мнению, надо каждого из них подвергнуть. О Шевченко написано было следующее:

«... Этот художник, вместо того, чтобы вечно питать благоговейные чувства к лицам Августейшего Фамилии, что возводили выкупить его из крепостного права, сдавал на украинском языке стихи наиболее бунтівничого содержания. В них он то плакал над вымышленным порабощением и несчастьем Украины, то провозглашал славе гетманского правления и древнюю вольность казачества, то с невероятной дерзостью изливал клеветы и желчь на Особ Императорского Дома, забывая в них личных своих благотворителей. Вне тем, что все запретное привлекает молодежь и людей со слабым характером, Шевченко приобрел среди своих друзей славу знаменитого украинского писателя, а потому стихи его вдвойне вредны и опасны. С любимыми (его) стихами на Украине могли посіятися и впоследствии закоренитися мысли о мнимом блаженстве времен гетманщины, о том, что будет счастьем возвратить эти времена и о возможности существования Украины как отдельного государства.

С внимания на ту чрезвычайную уважение, что ее имели и лично к Шевченко, и к его поэтических произведений все украино-слов'яністи, сначала казалось, что он мог быть если не активной среди них лицом, то орудием, которое они хотели использовать для своих замыслов, но с одной стороны эти замыслы не были столь важны, как это представлялось на первый взгляд, а из второго и Шевченко начал писать свои бунтари стихи еще с 1837 года, когда славянские идеи не занимали киевских ученых; так же и целое дело доказывает, что Шевченко не принадлежал к Украино-Славянского Общества и действовал отдельно, восхищаясь собственным порчей. Однако, учитывая бунтівничий дух и дерзость, выходящих за всякие пределы, надо признать его за одного из важнейших преступников».

Учитывая «прочное строение тела», что ее имел Шевченко, гр. Орлов предлагал царю отдать поэта на службу в армии - в далеком отдельном Оренбургском Корпусе «с правом выслуги». Царь Николай собственноручно дописал на докладе Орлова: «Под строжайший надзор, с запрещением писать и рисовать» (Зайцев П. И. «Жизнь Тараса Шевченко»).