УРОК 22
Тема. Тарас Шевченко. «Ой три пути широких». «Проходят дни, проходят ночи». Размышления автора о быстротечности, мимолетности жизни человека на земле, о ее судьбе.
Цель: ознакомить учащихся с поэзией, обстоятельствами, под влиянием которых они были созданы; помочь осознать идейно-художественное содержание стихотворений, развивать навыки выразительного чтения, логического мышления; воспитывать желание занимать активную жизненную позицию.
Оборудование: иллюстрации к произведениям Т.Г. Шевченко, картина М. Мазура «Судьба», таблица «Разновидности лирики», карточки-схемы.
Эпиграф.
А думы мои! О слава злая!
Тебя напрасно я в чужом краю
Караюсь, мучаюсь ... но не каюсь!..
Т. Шевченко
Ход урока
И. Актуализация опорных знаний учащихся.
1. Фронтальное опрашивание.
- В каком году Т. Шевченко закончил Академию искусств и поехал на Украину? (1845 г.)
- Где поселился поэт? (В Киеве.)
- Какая профессия помогла Шевченко путешествовать Украиной? (Художник в Киевской временной комиссии для разбора древних актов, и по поручению этой комиссии он ездил по украине, изображал нам памятники старины, сохранившиеся в городах и селах.)
- Для чего Тарас Григорьевич собирал материал? (Для цикла-альбома своих картин «Живописная Украина».)
- Какие чувства переполняли поэта во время второй поездки на Украину? Почему? (Тоска и отчаяние, ибо никто из образованных, владетельных людей ничего не делал для освобождения народа от крепостного права.)
2. Решение проблемного вопроса.
- К чему стремился Т.Г. Шевченко в 1845 г.?
Подобрав гласные звуки, вы сможете дать ответ.
ЖТЙПРЦВТВКРЙН
(Жить и работать в Украине.)
II. Восприятие и осознание учащимися нового материала.
1. Слово учителя.
Приехав на Украину, Шевченко был в отчаянии. Украина, что в 1843 году предстала перед ним со всеми нуждой и гнетом, под бременем
которых страдали крестьяне, весь украинский народ, не изменилась, потому что никто ничего не делал для освобождения народа от крепостного права. Находясь в В'юнищах, Шевченко пишет стихотворение «Проходят дни, проходят ночи», в которой передает свои впечатления от увиденного.
2. Выразительное чтение поэзии «Проходят дни, проходят ночи».
3. Словарная работа за вопросами учеников.
4. Обмен впечатлениями от прочитанного.
5. Беседа за вопросами:
- Какими строками передано состояние лирического героя? («Заснули думы; сердце спит». «И все уснуло». Метафоры, передающие безразличие к своему положению.)
- Поэт четко различает судьбу добрую и злую судьбу. Хорошая судьба - это развитие таланта, почести, высокое положение в обществе, слава. Судьба зла - роль мученика, преследуемого и безжалостно наказанного царской властью защитника народных прав. Какую судьбу готов выбрать лирический герой и почему? (Призывает к активной борьбе «... и свет зажечь ...»; выбирает злую судьбу.)
- Можно ли утверждать, что строками стихотворения Т. Шевченко навлек на себя тяжкие испытания, не замедлили? (Так. В 1847 г. его арестовали.)
- Можно картину Николая Мазура «Судьба» считать иллюстрацией к стихотворению «Проходят дни, проходят ночи»? К какому именно эпизоду?
6. Работа с учебником.
- Прочитайте, как Евгений Сверстюк в книге «Пушкин и время» высказался о две ипостаси судьбы Кобзаря. Сопоставьте мнению литературоведа с пониманием судьбы Шевченко (за стихом «Проходят дни, проходят ночи») (см. приложение к уроку 22).
7. Работа с таблицей «Разновидности лирики».
Виды лирики вам известны?
Разновидности лирики
Пейзажная - поэт рисует картины природы, выражает переживания и мысли, вызванные созерцанием.
Интимная - речь идет о интимные чувства и переживания людей.
Гражданская - художник поднимает важные общественные вопросы.
Философская - стихи-размышления над вопросами бытия и смерти, о всеобъемлющее осмысление художником мира, роли и места лирического героя в нем, готовности личности к самопожертвованию для блага народа.
Медитативная - высказано размышления об увиденном и пережитом самим автором, народом, современниками).
- К какому виду лирики можно отнести стихотворение «Проходят дни, проходят ночи»? Почему? (Медитативной).
8. Заполнение карты-схемы поэзии «Проходят дни, проходят ночи».
Каждый ученик на парте имеет карту-схему, которую должен заполнить.
(Справка.
1. Название поэзии. («Проходят дни, проходят ночи».)
2. Год написания. (1845.)
3. Место написания. (Вьюнище.)
4. Тема поэзии. (Размышления о мимолетности жизни человека.)
5. Идея. (Активная гражданская позиция.)
6. Вид лирики. (Медитативная.)
7. Образ. (Судьбы.)
8. Настроение. (Минорный.)
9. Актуальность (Равнодушный ко всему человек несет зло поэзии нині. в обществе.)
9. Выразительное чтение поэзии «Ой три пути широких».
10. Словарная работа за вопросами учеников.
11. Эвристическая беседа.
- В какие времена происходят события в стихотворении «Ой три пути широких»? (Времена казачества).
- Как вы думаете, куда именно отправились три брата? Что с ними случилось? (Поехали защищать родной край и погибли.)
- Какие сказочные элементы присутствуют в стихотворении? (Трехкратные повторения: «три пути», «три брата», «три ясени», «три тополя».)
- Что символизируют в стихотворении Т. Шевченко и в украинском фольклоре три ясени, три тополя, тополь, калина? (Ясени - сыновья, тополя - парни, тополь - замужем девушка, калина - девушка помолвлена.)
- С какой целью их использует автор? (Неразрывная связь украинской литературы с фольклором как первоисточником.)
- Тематику песен которых напоминает вам эта поэзия? (Казацкие песни.)
- Какие художественные средства указывают на связь с народными песнями? (Народные приметы, постоянные эпитеты - «пути широких», «высокая тополь», «красная калина», зменшцувано-ласкательные слова - «детишками», нестянутые прилагательные - «широких».)
- Знаете ли вы, когда была написана эта поэзия?
(Между 17.04-19.05. 1847г., Санкт-Петербург).
III. Закрепление изученного.
1. Шифрограмма.
(Ученики расшифровывают название цикла с помощью порядкового номера букв алфавита.)
«Проходят дни, проходят ночи» - из цикла«23, 21, 11 16, 12, 23, 1» («Три лета»).
«Ой три пути широких» из цикла«3 15, 1, 10, 7, 17, 1, 23, 12» («В каземате»),
2. «Незаконченное предложение».
- Я понял из прочитанных стихов, что нужно ...
IV. Подведение итогов.
V. Домашнее задание.
Научитесь выразительно читать поэзии Т. Шевченко; дайте ответы на вопросы в учебнике и систематизируйте материал для сочинения «Гражданская позиция человека как одно из проявлений духовности». Исследуйте, кто был автором музыки к изученным на уроке стихотворений.
Приложение к уроку 22
«Судьба же личная не покидала Шевченко за жизнь, не покидала и по смерти. Только она двоїлася в глазах на высокой и земной. С высокой было все в порядке. За два года после выкупа из крепостничества он, проживая свободным и обеспеченным художником, сразу становится признанным поэтом (национальное признание в существе вещи является главным ...). Следующие семь лет он достигает вершин, которых современники не могли даже вполне понять . Внезапный гром и камни - это тоже закономерность на высокой дороге. Шевченко, по крайней мере, знал, на что ему и каторга. Не покидала его высокая судьба и в ссылке, и после возвращения: она держала его на вершине боли и страданий. А земная судьба от того, конечно, терпит - «болит и плачет, и не спит». Земная судьба тесно связана с судьбой родной земли. «История моей жизни составляет часть истории моей Родины»,- пишет Шевченко в «Автобиографии» ... Здесь и историческое наследие рожденного в неволе, и культурное наследие народа непризнанного ... Но каждое поколение будет искать живых источников следами Шевченко. И все это тоже судьба» (Евгений Сверстюк, « Пушкин и время»).