УРОК 56
Тема. О. Назарук «Роксоляна». Проблема любви и служения народу в исторической повести.
Цель: помочь ученикам выяснить тему и идею произведения; раскрыть проблему любви и служения народу в исторической повести; развивать навыки выразительного чтения, умение анализировать образы, давать оценку их поступкам; воспитывать желание подражать лучших представителей украинского народа.
Оборудование: иллюстрации к произведению, портреты Роксоланы и Сулеймана Великолепного, таблицы сравнительной характеристики, кроссворд; листы цветной бумаги, ножницы, клей; аудиозапись песни «Украиночка» в исполнении О. Билозир.
Эпиграф.
Любовь первая - чаша благовонных цветов,
Любовь вторая - чаша с красным вином,
Любовь третья - чаша черной отруї...
С сербской народной песни
Ход урока
И. Актуализация опорных знаний.
1. Сравнительная характеристика образа Насти Лисовской из повести Сергея Плачинды и Осипа Назарука.
(Учитель рассаживает учащихся по группам, каждая из которых заполняет таблицу.)
Образ Насти Лисовской в повести Осипа Назарука «Роксоляна» | Образ Насти Лисовской в повести Сергея Плачинды «Роксолана». |
| |
2. «Незаконченное предложение»:
«Мне больше понравился образ Роксоланы в повести... тем, что...»
3. Кроссворд «В гостях .в Роксоланы».
| | | 1 | | Г | | | | | | | |
| | | | 2 | В | | | | | | | |
| | | | 3 | К | | | | | | | |
| | 4 | | | С | | | | | | | |
| | | 5 | | В | | | | | | | |
| | 6 | | | Л | | | | | | | |
| | 7 | | | Я | | | | | | | |
8 | | | | | Н | | | | | | | |
| | | 9 | | А | | | | | | | |
1. Основоположник мусульманской веры Магомет. (Пророк.)
2. Наложница в гареме. (Одалиска.)
3. Прежнее название города Феодосии. (Кафа.)
4. Судьба, выше назначения. (Кисмет.)
5. Напиток из фруктовых соков с сахаром. (Сорбет.)
6. Первый и самый дорогой для Роксоланы как невесты подарок. ( Калым.)
7. Имя младшего сына Роксоланы. (Баязед.)
8. Госпожа. (Хатун.)
9. Паломничество, путешествие к святому месту. (Гаддж.)
II. Сообщение темы и ожидаемых результатов урока.
1. Практическое задание.
(Определение темы, жанра, проблематики повести, характеристика композиции и сюжета.)
Учащиеся выполняют работу в группах:
I группа доказывает или опровергает утверждение, что «Роксолана» Осипа Назарука - историческая повесть;
II группа определяет тему и идею повести, проблематику;
III группа определяет завязку, кульминацию и развязку произведения «Роксоляна» и указывает на события, которые в произведении раскрываются характеры и взаимоотношения между героями.
2. Отчеты представителей групп.
(Материал для учителя. «Роксолана» - историческая повесть, поскольку это литературное произведение об исторических лиц: Роксолану, Сулеймана Великолепного, их детей и про исторические события: нападения татар на Украину, осаду Вены в сентябре 1529 г.
Прославление выдающейся исторической личности Роксоланы - женщины, которая попала в плен и не потерялась в мусульманском мире, а, достигнув большого положения, не отреклась от своего народа - основная идея произведения. В нем больше всего раскрывается проблема любви и служения народу.
Завязка повести - нападение татар на родное село Насти Лисовской.
Развязка - паломничество в Мекку.)
3. Познавательное задание.
- Какой, по вашему мнению, роль эпиграфов, описаний, авторских отступлений в произведении.
(Ученики зачитывают один из позасюжетних элементов по выбору и выясняют его роль.)
4. «Ковер идей».
Ученики снова объединяются в группы.
I группа раскрывает проблему любви в произведении А. Назарука «Роксолана», выписывая своих идей цитаты из текста.
II группа раскрывает проблему служения народу в исторической повести «Роксолана», выписывая своих идей цитаты из текста.
III группа комментирует слова внутреннего голоса Роксоланы, услышанные им у иконы Богоматери Воротарниці и роль путешествия на богомолье.
(Каждая группа с помощью цветных листов и клея создает свой «ковер идей» и отчитывается перед другими.)
III. Закрепление изученного с элементами рефлексии.
1. «Незаконченное предложение»:
После урока я сделал вывод, что...
2. Устная саморефлексия.
- Остались какие-то ваши вопросы без ответа?
- Для чего человек приходит в этот мир и что должен записать в книгу собственной жизни?
3. Ассоциативный самодиктант.
Звучит аудиозапись песни «Украиночка» в исполнении О. Билозир. Учащиеся самостоятельно записывают слова, которые ассоциируются с образом Роксоланы - женщины, что служила своему народу.
IV. Подведение итогов.
V. Домашнее задание.
Законспектируй жизнеописание Роксоланы из книги А. Лугового «Выдающееся женщины Украины»; выпишите из повести А. Назарука «Роксоляна» цитаты, подтверждающие независимую характер, природный ум героини.