Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Уроки по украинской литературе 8 класс

УРОК 56

 

Тема. О. Назарук «Роксоляна». Проблема любви и служения народу в исторической повести.

Цель: помочь ученикам выяснить тему и идею произведения; раскрыть проблему любви и служения народу в исторической повести; развивать навыки выразительного чтения, умение анализировать образы, давать оценку их поступкам; воспитывать желание подражать лучших представителей украинского народа.

Оборудование: иллюстрации к произведению, портреты Роксоланы и Сулеймана Великолепного, таблицы сравнительной характеристики, кроссворд; листы цветной бумаги, ножницы, клей; аудиозапись песни «Украиночка» в исполнении О. Билозир.

Эпиграф.

Любовь первая - чаша благовонных цветов,

Любовь вторая - чаша с красным вином,

Любовь третья - чаша черной отруї...

С сербской народной песни

Ход урока

И. Актуализация опорных знаний.

1. Сравнительная характеристика образа Насти Лисовской из повести Сергея Плачинды и Осипа Назарука.

(Учитель рассаживает учащихся по группам, каждая из которых заполняет таблицу.)

 

Образ Насти Лисовской

в повести Осипа Назарука «Роксоляна»

Образ Насти Лисовской

в повести Сергея Плачинды «Роксолана».

 

 

2. «Незаконченное предложение»:

«Мне больше понравился образ Роксоланы в повести... тем, что...»

3. Кроссворд «В гостях .в Роксоланы».

 

 

 

 

1

 

Г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

В

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

К

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

С

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

В

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

Л

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

Я

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

Н

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Основоположник мусульманской веры Магомет. (Пророк.)

2. Наложница в гареме. (Одалиска.)

3. Прежнее название города Феодосии. (Кафа.)

4. Судьба, выше назначения. (Кисмет.)

5. Напиток из фруктовых соков с сахаром. (Сорбет.)

6. Первый и самый дорогой для Роксоланы как невесты подарок. ( Калым.)

7. Имя младшего сына Роксоланы. (Баязед.)

8. Госпожа. (Хатун.)

9. Паломничество, путешествие к святому месту. (Гаддж.)

II. Сообщение темы и ожидаемых результатов урока.

1. Практическое задание.

(Определение темы, жанра, проблематики повести, характеристика композиции и сюжета.)

Учащиеся выполняют работу в группах:

I группа доказывает или опровергает утверждение, что «Роксолана» Осипа Назарука - историческая повесть;

II группа определяет тему и идею повести, проблематику;

III группа определяет завязку, кульминацию и развязку произведения «Роксоляна» и указывает на события, которые в произведении раскрываются характеры и взаимоотношения между героями.

2. Отчеты представителей групп.

(Материал для учителя. «Роксолана» - историческая повесть, поскольку это литературное произведение об исторических лиц: Роксолану, Сулеймана Великолепного, их детей и про исторические события: нападения татар на Украину, осаду Вены в сентябре 1529 г.

Прославление выдающейся исторической личности Роксоланы - женщины, которая попала в плен и не потерялась в мусульманском мире, а, достигнув большого положения, не отреклась от своего народа - основная идея произведения. В нем больше всего раскрывается проблема любви и служения народу.

Завязка повести - нападение татар на родное село Насти Лисовской.

Развязка - паломничество в Мекку.)

3. Познавательное задание.

- Какой, по вашему мнению, роль эпиграфов, описаний, авторских отступлений в произведении.

(Ученики зачитывают один из позасюжетних элементов по выбору и выясняют его роль.)

4. «Ковер идей».

Ученики снова объединяются в группы.

I группа раскрывает проблему любви в произведении А. Назарука «Роксолана», выписывая своих идей цитаты из текста.

II группа раскрывает проблему служения народу в исторической повести «Роксолана», выписывая своих идей цитаты из текста.

III группа комментирует слова внутреннего голоса Роксоланы, услышанные им у иконы Богоматери Воротарниці и роль путешествия на богомолье.

(Каждая группа с помощью цветных листов и клея создает свой «ковер идей» и отчитывается перед другими.)

III. Закрепление изученного с элементами рефлексии.

1. «Незаконченное предложение»:

После урока я сделал вывод, что...

2. Устная саморефлексия.

- Остались какие-то ваши вопросы без ответа?

- Для чего человек приходит в этот мир и что должен записать в книгу собственной жизни?

3. Ассоциативный самодиктант.

Звучит аудиозапись песни «Украиночка» в исполнении О. Билозир. Учащиеся самостоятельно записывают слова, которые ассоциируются с образом Роксоланы - женщины, что служила своему народу.

IV. Подведение итогов.

V. Домашнее задание.

Законспектируй жизнеописание Роксоланы из книги А. Лугового «Выдающееся женщины Украины»; выпишите из повести А. Назарука «Роксоляна» цитаты, подтверждающие независимую характер, природный ум героини.