УРОК 50
Тема. М. Коцюбинский. «Дорогой ценой». Любовь Остапа и Соломии как центральный мотив в произведении. Его непобедимая сила, что движет поступками, поведением, выбором героев. Романтичность, мужественность и сила воли украинской женщины Саломеи.
Цель: на основе сюжета произведения раскрыть тему любви Остапа и Соломии как центрального мотива; формировать умение анализировать поступки героев, рассказывать об их чувствах, подбирая материалы из текста; воспитывать красоту глубокого чувства любви, мужества, силы воли как черт характера, необходимых для борьбы со злом.
Оборудование: иллюстрации к произведению «Дорогой ценой».
Ход урока
И. Организация учебной деятельности.
1. Заслушивание ученических сообщений: «Тема свободы и справедливости в зарубежной романтической литературе».
2. Чтение и комментирование эпиграфов, которые ученики подобрали к произведению.
3. Беседа за вопросами.
- Какое бедствие постигло Соломии и Остапа в плавнях? Каким было поведение героев в трудную минуту жизни?
- В чем проявились мужество, стойкость, воля к жизни Соломии во время блуждания в плавнях? Или о своем спасении она заботилась? Найдите соответствующую цитату в тексте.
- Выразительно прочитайте конец третьего раздела от слов: «Против него стоял не пес, а волк ...» до слов: «Ему так радостно, так хорошо ...» Какие черты характера Остапа раскрываются в этих строках? О чем мечтает раненый беглец? Что придает ему силы для спасения?
- Кратко перескажите содержание четвертого раздела. К каким мерам прибегает Соломия, чтобы освободить Остапа из тюрьмы? Почему ей не повезло?
- Какой план составила Соломия, когда узнала, что Остапа повезут лодкой?
- Кто помог героине реализовать ее план? Почему, по вашему мнению, автор дал Ивану такую фамилию - Котигорошко?
- Чем закончилась попытка освобождения Остапа? Расскажите, как и почему погибла Саломея.
- Как сложилась дальнейшая жизнь Остапа? Выразительно прочитайте и прокомментируйте последний монолог персонажа: «Вот сзади памятка от господина, а спереди, между ребрами, имею дар от москаля ... кругом латаный ... с тем и к Богу пойду ... Дорого заплатил я за свободу, горькую цену дал... Половина меня лежит на дне Дуная, а вторая ждет и не дождется, когда спарится с ней ...»
4. Проблемный вопрос.
- Как вы думаете, в чем прелесть отношений между Остапом и Соломией? Можно утверждать, что не только стремление к свободе, но и их любовь была той непобедимой силой, которая двигала поступками, поведением, выбором героев. Аргументируйте свое утверждение.
5. Творческое задание.
- Представьте, что Соломия не погибла. Как сложилась бы жизнь героев? Были бы они вместе? Или сохранили бы свою любовь? Придумайте собственную версию окончания произведения.
II. Подведение итогов.
III. Домашнее задание.
Подготовьтесь к характеристике образа Саломеи на тему: «Романтичность, мужественность и сила воли украинской женщины».