Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Уроки по украинской литературе 8 класс

УРОК 50

 

Тема. М. Коцюбинский. «Дорогой ценой». Любовь Остапа и Соломии как центральный мотив в произведении. Его непобедимая сила, что движет поступками, поведением, выбором героев. Романтичность, мужественность и сила воли украинской женщины Саломеи.

Цель: на основе сюжета произведения раскрыть тему любви Остапа и Соломии как центрального мотива; формировать умение анализировать поступки героев, рассказывать об их чувствах, подбирая материалы из текста; воспитывать красоту глубокого чувства любви, мужества, силы воли как черт характера, необходимых для борьбы со злом.

Оборудование: иллюстрации к произведению «Дорогой ценой».

Ход урока

И. Организация учебной деятельности.

1. Заслушивание ученических сообщений: «Тема свободы и справедливости в зарубежной романтической литературе».

2. Чтение и комментирование эпиграфов, которые ученики подобрали к произведению.

3. Беседа за вопросами.

- Какое бедствие постигло Соломии и Остапа в плавнях? Каким было поведение героев в трудную минуту жизни?

- В чем проявились мужество, стойкость, воля к жизни Соломии во время блуждания в плавнях? Или о своем спасении она заботилась? Найдите соответствующую цитату в тексте.

- Выразительно прочитайте конец третьего раздела от слов: «Против него стоял не пес, а волк ...» до слов: «Ему так радостно, так хорошо ...» Какие черты характера Остапа раскрываются в этих строках? О чем мечтает раненый беглец? Что придает ему силы для спасения?

- Кратко перескажите содержание четвертого раздела. К каким мерам прибегает Соломия, чтобы освободить Остапа из тюрьмы? Почему ей не повезло?

- Какой план составила Соломия, когда узнала, что Остапа повезут лодкой?

- Кто помог героине реализовать ее план? Почему, по вашему мнению, автор дал Ивану такую фамилию - Котигорошко?

- Чем закончилась попытка освобождения Остапа? Расскажите, как и почему погибла Саломея.

- Как сложилась дальнейшая жизнь Остапа? Выразительно прочитайте и прокомментируйте последний монолог персонажа: «Вот сзади памятка от господина, а спереди, между ребрами, имею дар от москаля ... кругом латаный ... с тем и к Богу пойду ... Дорого заплатил я за свободу, горькую цену дал... Половина меня лежит на дне Дуная, а вторая ждет и не дождется, когда спарится с ней ...»

4. Проблемный вопрос.

- Как вы думаете, в чем прелесть отношений между Остапом и Соломией? Можно утверждать, что не только стремление к свободе, но и их любовь была той непобедимой силой, которая двигала поступками, поведением, выбором героев. Аргументируйте свое утверждение.

5. Творческое задание.

- Представьте, что Соломия не погибла. Как сложилась бы жизнь героев? Были бы они вместе? Или сохранили бы свою любовь? Придумайте собственную версию окончания произведения.

II. Подведение итогов.

III. Домашнее задание.

Подготовьтесь к характеристике образа Саломеи на тему: «Романтичность, мужественность и сила воли украинской женщины».