УРОК 52
Тема. «Дорогой ценой» М. Коцюбинского - «жемчужина украинской беллетристики» (А. Иенсен).
Цель: продолжить работу над текстом произведения «Дорогой ценой»; исследовать особенности его сюжета и композиции, богатство поэтического языка; анализировать образы времени и вечности в повести, символические образы, роль и смысл цветов, звуков; развивать эстетический вкус, умение видеть красоту и совершенство художественного слова; воспитывать мыслящего читателя украинской литературы.
Оборудование: детские рисунки к произведению, плакаты, схемы, таблицы по теории литературы; фонозапис.
Эпиграф.
Большое спасибо Вам за Ваш подарок. Смакуя, я перечитывал его ... Какие хорошие рисунки и людей с их горем и болью, и природы с ее мировым красотой, такой иногда немой и глухой к чужому горю! Очень мне понравилось Ваше «Дорогой ценой».
Из письма Панаса Мирного до М. Коцюбинского. Апрель 1902 года
Ход урока
И. Сообщение темы и ожидаемых результатов урока.
1. Беседа с целью актуализации опорных знаний.
- Произведение Михаила Коцюбинского «Дорогой ценой» написан в 1901 году и отражает храбрость, силу и свободолюбие украинского народа. Вспомните сюжет произведения. Какова его главная особенность? (Произведение начинается не с экспозиции, а с развития действия; завязка же состоялась еще раньше (схватка с господином), и читатели узнают о ней из разговора персонажей.)
- Как развиваются события: медленно или стремительно? Можно ли говорить об приключенческий характер сюжета? (События разворачиваются стремительно.)
(Справка. Приключенческим называется произведение, сюжет которого наполнен многими приключениями и необычными событиями).
- Через какие приключения пришлось пройти героям? Каким, по вашему мнению, является напряженный эпизод произведения, то есть где его кульминация? (Когда Саломея и Иоанн хотят освободить Остапа во время перевозки его через Дунай.)
- Какова развязка произведения? (Соломия погибает, так и не высвободив Остапа.)
- Но ведь произведение не начинается с рассказа о бегстве Остапа и Соломии и не заканчивается смертью Саломеи. Есть своеобразный вступление и завершение, концовка повести.
Запомнить 'помните:
- та часть произведения, в которой рассказывается о событиях, произошедших до отраженных в произведении, называется прологом;
- заключительная часть, в которой рассказывается о событиях, произошедших спустя определенное время после завершения действий в произведении, называется эпилогом.
- Какова роль пролога в произведении «Дорогой ценой»? С какой целью писатель ввел его в произведение?
(Во вступлении (прологе) автор дает представление о далеких временах крепостничества; рассказывает о положение закрепощенного крестьянства; высказывает свои взгляды на жизнь народа как на «вековечную борьбу двух состояний, барского и мужичого»; изображает свободолюбие украинцев в аллегорическом образе тура, который хоть «загнан, обессиленный, но овеянный еще степным ветром, с не потерянным еще вкусом свободы... время хвицав ногами и наставлял рога»; готовит читателей к восприятию содержания произведения, ведь заканчивается словами: «Но, языков талии воды под теплым дыханием весны, рекой текло украинское крестьянство туда, где хоть дорогой ценой можно получить желаемую свободу, а нет - то лечь костями на вечный покой».
Пролог также помогает лучше, глубже понять главную идею произведения - воспевание свободолюбия украинского народа, призыв приобретать волю, хоть и дорогой ценой. Недаром цензор, который рассматривал рукопись произведения «Дорогой ценой», в рапорте писал, что он «не находит возможным допустить к печати ... вступление, а также размышления Остапа о том, что говорил ему дед ... о свободе и о том, что нужно крестьянам сбросить панское ярмо».)
- Одним из секретов произведения «Дорогой ценой». Основные события, происходящие с главными героями Остапом и Соломией, укладываемых в небольшие пределы нескольких недель, но по своему содержанию повесть охватывает большой исторический отрезок - около двух веков. С какой целью автор все время обращается к событиям далекого прошлого? Какова роль этой ретроспективы? Попробуйте схематично изобразить образ времени в произведении.
(Справка. Ретроспектива - а) припоминание событий, предшествовавших моменту фабулы, в котором находится рассказчик или персонаж эпического произведения; б) одна из форм психологического анализа, с помощью которой создается художественный время.
2. Объяснение учителя с элементами беседы.
- Характеризуя образ Саломеи, вы убедились, что она является личностью, конкретной индивидуальностью с присущей только ей внешностью, характером, поведением, отношением к людям, манерой говорить и т.д.
Однако при всем своеобразии этого и других персонажей произведения (Остапа, Ивана и т.д.), у них есть общие черты: свободолюбие, решительность, смелость. Именно эти черты заставили Остапа и Соломии решиться на побег.
Черты характера, общие для определенной группы людей, называются типовыми. Так же, как и образы-персонажи, носители этих черт.
- Известно, что произведение написано на историческом материале. Как вы думаете, на самом деле жили такие люди - Остап Мандрыка, Соломия, Иван Котигорошко, действительно ли с ними случались такие приключения?
(Конечно, нет. Ведь художественное произведение - это не копия жизни, а его отображение с помощью художественного вымысла.)
Жизненная правда - это то, что на самом деле было или есть в действительности. Писатель творит на основе жизненной правды, отобрав самое существенное и пропустив все это через свой разум и сердце.
Художественный вымысел - это осмысления и обобщения жизненного материала, описания типичных героев и обстоятельств, в которых они действуют. Это то, что создается воображением писателя, творческий процесс и результат его в художественном воспроизведении действительности, в создании художественной правды.
С помощью творческого воображения автор в основном выводит героев, которых фактически не было в жизни. Но они могли быть. Это подтверждается хотя бы тем, как много крестьян бежало за Дунай от господского произвола.
В украинском искусстве есть еще один очень известный сочинение, посвященный теме жизни украинцев, которые бежали от крепостного права за Дунай. Это опера С. Гулака-Артемовского «Запорожец за Дунаем».
(Если есть такая возможность, стоит предложить ученикам прослушать небольшой отрывок из оперы.)
- Нельзя не сказать еще про один образ. Это природа, которая в произведении является не только фоном, но и действенным элементом в сюжетном развитии. Один из рецензентов еще в 1912 году отмечал, что «пейзажи п. Коцюбинского живут и дышат и, действительно, являются такими же действующими силами рассказы, как и люди. Возникая перед взором читателя, они создают именно то настроение, что его пережил сам автор». И действительно, природа в произведении живет, ее описания изменяются в зависимости от изменения обстоятельств, в которых действует герой, от смены его настроений.
- Вспомните, как описываются переживания Саломеи, когда она с Иваном Коригорошком узнала, что Остап арестован за подозрение в краже и будет, как беглец, переправлен на родину. Какова роль пейзажа в этом описании?
(Описание города, окутанного туманом, соответствует тяжелому настроению Саломеи, жизнь которой тоже было как в тумане.)
- Которой изображается природа в кульминационный момент произведения? Обратили ли вы внимание на то, какой эпитет чаще всего употребляет автор? Почему?
(В кульминации произведения М. Коцюбинский изображает два пейзажи - перед началом освободительной акции и после нее, неудачной для героев. В них чаще всего употребляется эпитет «черный»: черная бездна, черные тени на черном зеркале, на черной речке, - который в контексте вызывает тяжелые ассоциации трагического конца, а один раз упомянутый цвет - красный (после гибели Саломеи и Иоанна) ассоциируется у читателя с пролитой героями кровью.)
3. Творческое задание.
- В разговоре с одним художником М. Коцюбинский высказал такую мысль: «Писателю надо знать краски, как и художнику ... Так сказать, чтобы краски приходили на помощь слову».
- Как бы вы, «рисуя» иллюстрации к произведению «Дорогой ценой», раскрасили камыши, пожар, ночь, Дунай, мрак, облака? Объясните свой выбор.
(Мрак, осеннюю ночь, глубину Дуная М. Коцюбинский рисует черными красками, картину тумана, осенние облака и туман - серыми, пожар в плавнях и камыши - красной и желтой. Эти краски созвучны переживаниям и настроениям героев. Черная ассоциируется с тяжелой жизнью народа и созвучна печальном, угнетенному настроению; серая символизирует бесперспективность; красная и желтая связанные со страхом и страданиями, что его переживали беглецы.)
4. Лингвистический практикум.
Произведения М. Коцюбинского чрезвычайно поэтичны. Недаром М.В. Лысенко подчеркивал, что в них «столько поэзии и мелодичности, что так и хочется переложить их на музыку». Видимо, поэтому по мотивам «Дорогой ценой» украинский композитор М. Вериковский создал одноактную оперу «Беглецы».
- Проведите исследование над языком произведения и определите, какие художественно-выразительные средства и с какой целью использовал автор.
(Материал для учителя. Произведение «Дорогой ценой» отличается образностью языка.
Для описания персонажей, их характеристики, описания природы Г. Коцюбинский использует эпитеты. Они у него очень часто имеют оценочный характер: цыгане убогие, в них лачуги низенькие, кривые, слепленные из глины, внутри черные, задымленные, напоминают дикую пещеру, стекла занехаяні; кляча - маленькая, худая, облезлая, она печально склоняет голову, едва переступает дрожащими ногами.
Есть в произведении «народные», постоянные эпитеты: Дунай широкий, край родной, конь вороной, глаза карие, брови черные, товарищ верный, красивый мир, судьба бедствия.
Произведение богат и на точные и меткие сравнения. Когда Остап и Соломия не могли дождаться утра, «ночь тянулась долго, бесконечно, как смерть». «Было темно, как в погребе». «Беглецы, как Бога с неба, ждут спасения с Дуная». Часто употребляются и метафоры, в частности такой ее вид как олицетворение (персонификация). Когда Соломия тонет, то могучее течение Дуная «берет ее в свои объятия, а черная бездну тянет за ноги». «Душа рвется к солнцу, а тело тянет к себе черная бездна. Она охватывает его железом, обвешивает камнями, обхватывает холодными руками ...»
Находим в произведении также риторические восклицательные предложения, междометия, слова-синонимы, слова иноязычного происхождения, когда надо изобразить представителей других наций, примеры аллегории, асонанс («Тихо плывет голубыми реками лен») и др.
Есть много поговорок, пословиц, особенно в речи Ивана, который является воплощением оптимизма украинского народа, его юмора и мудрости: «Не ела душа чеснока, не будет и смердіть», «Дать куку в руку», «Живой живое и думает».
Как подробно, придирчиво М. Коцюбинский работал над языком свидетельствует то, что небольшое сочинение он писал сравнительно долго - с конца 90-х годов XIX века по ноябрь 1901 года, а его название выбрал из аж семи вариантов («На волю», «Дорога воля», «По неволе», «За дорогую цену», «Воля» и др.).
5. Проблемный вопрос.
- Одни литературоведы определяют жанр произведения «Дорогой ценой» как повесть, другие - как рассказ. А как считаете вы? Докажите свое мнение.
(Справка.
6. Заключительное слово учителя.
- Произведение «Дорогой ценой» интересный и ценный для нас, читателей, не только своим содержанием, но и художественными качествами. Поэтичностью языка, мастерством пейзажей, образностью он заслуженно занимает первостепенное место в украинской прозе. Как и его автор, которому, по словам Павла Тычины, «в украинской литературе ... принадлежит одно из самых почетных мест: после Шевченко, рядом с Франко, Лесей Украинкой, Стефани-
ком - насчет красоты и глубины своих произведений другого писателя такого мы не найдем».
II. Подведение итогов.
III. Домашнее задание.
Подумайте над вопросом, почему М. Коцюбинский назвал свое произведение «Дорогой ценой». Попробуйте подобрать собственное название к произведению. Подготовьтесь к уроку внеклассного чтения и контрольной работы.