УРОК 59
Тема. Владимир Дрозд. «Ирий». Ироничная, аллегорически-причудливая проза современного прозаика. «Ирий» - причудливая повесть о неповторимом мире юности, о вечное и мимолетное в жизни человека.
Цель: ознакомить учеников с жизненным и творческим путем Владимира Дрозда, содержанию причудливой повести «Ирий»; раскрыть содержание литературоведческого понятия «причудливая проза», развивать умение анализировать прозаические произведения, определять признаки «причудливой прозы»; воспитывать чувство искренности, влюбленности в родину.
Оборудование: портрет В. Дрозда, словарь фразеологизмов, картина Ю. Калошного «Земля и небо»; кружочки красного цвета для каждого ученика.
Эпиграф.
Из ангелов писателей не бывает. О чем писать ангел, если душа его, словно белоснежный лист бумаги, праздники?
В. Дрозд
Ход урока
I. Сообщение темы и ожидаемых результатов урока.
(На доске портрет В. Дрозда, а под ним зашифрованы его фамилия и имя, в соответствии с расположением букв в алфавите. Ученики расшифровывают фамилию и имя писателя, творчество которого будут изучать в течение 5 уроков.
3, 19, 16, 19, 6, 11, 17, 11, 21 6, 21, 19, 10, 6.)
II. Актуализация опорных знаний учащихся.
1. Слуховая игра «Найди ошибку и исправь ее». (Учитель зачитывает биографию В. Дрозда, допуская ошибок, а ученики с помощью кружочков красного цвета показывают, что утверждение ложно. Один из учеников дает правильный ответ).
(Материал для учителя. Владимир Григорьевич Дрозд родился 25.08.1939 года наПолтавщине)* Черниговщине в семье (юриста) колхозника. Родное село писателя - Петрушин - граничит с (Молдовой) Беларусью и Россией. Поэтому речь жителей его села , как называл ее В. Дрозд, была «петрушинська». Когда мальчику было (5) 2 года, началась Великая Отечественная война. Отца забрали на фронт и 3 года не было о нем ни весточки. Мать тяжело бедствовала с (3) 2 дочерьми и (2) 1 сыном. Сестру (Галю) Любу немцы трижды везли на каторжные работы, но она всегда убегала. Итак, было беды и горя (мало) достаточно. Не озлобиться на людей помогала милосердність матери, которая подавала детям пример человечности. После войны в колхозе работали пленные (украинские) немецкие солдаты: пленные усаживались край дороги и хлебали суп из котелков, а дети так носились по дороге, что песок из-под их ног попадал в глаза немцам. Детей нагнала мать В. Дрозда, сказав, что люди обедают, несмотря на то, что убереглась от пуль немецкого автоматчика, подвергшейся голода и холода в годы оккупации.
Читать учился из книг (отца) старших сестер. В школу ходил в соседнее село, преодолевая 8 км в одну сторону. Писал набелых листах) газетной бумаге, читал ночами книги, которые после войны были редкостью.
Когда ему минуло (10) 8 лет, умерла мать. Отец женился вторично, и Владимир полностью зависел от родительской семьи, поскольку за школу надо было платить. Паренек решил зарабатывать на хлеб самому. Начал писать стихи. Когда напечатали один из них о березку, то вместо гонорара Владимир получил неприятности - председатель соль рады неправильно понял стихотворение.
Аттестат о средней школе не получил, потому что (хулиганил) не оплатил за обучение.
Счастливое стечение обстоятельств помог Владимиру стать журналистом под псевдонимом (Острый ум) Семирозум - прозвище одного из предков.
Работал завотделом областной газеты вЧерновцах) Чернигове В 1968 году окончил (Черниговский) Киевский университет имени Т. Шевченко, факультет журналистики.
Литературный дебют состоялся в журнале («Киев») «Днепр», где в 1962 году напечатали его повесть «Люблю синие звезды» и два рассказа. В. Дрозд написал более 20 книг повестей и рассказов, которые переведены на европейские языки. Герои произведений наделены добротой и співчутливістю.
Несколько лет Владимир Григорьевич возглавлял редакцию журнала («Колокол») «Киев», был первым заместителем председателя Национального союза писателей Украины. За роман «Листья земли» ему в 1992 году была присуждена Шевченковская премия; за активную общественную деятельность - орден Ярослава Мудрого V степени.
Умер В. Дрозд 23.10.2003 г. Написал завещание: «Я не люблю и не хочу пышных похорон. Калиновое урочище между Халеп'ям и Витачевим, где я был счастливым и духовно наполненным, пусть будет моей могилой. Читайте книги В. Дрозда, смейтесь и плачьте с прекрасності, неуклюжести и кратковременности земной жизни. А меня ищите на Витачевській дороге или в небесах над Калиновым рощей».)
III. Проработка учебного материала.
1. Слово учителя.
- На сегодняшнем уроке мы попробуем приобщиться к «прекрасності» произведений В. Дрозда, таким образом выполняя его заветные мечты. Жена В. Дрозда, Ирина Жиленко, со стихами которой вы ознакомились в 6 классе, вспоминала: «Он был дальновидный аж будто не по-человечески, ибо имел какие-то экстрасенсорные способности: многое предвидел и в мелочах, и в крупных вещах...»
Мы прочитаем его повесть «Ирий», которая относится к «причудливой прозы».
2. Раскрытие содержания литературоведческого понятия «причудливая проза».
- Греческое слово «причудливый» означает причудливый, фантастический, неправдоподобный, удивительный. Реализм в «причудливой» повести удачно сочетается с условностью, средства гротеска, смеха, иронии - с образами-символами, элементами фольклорной и мифологической поэтики. Точка зрения рассказчика на все, что происходит, философско-фантастическая, то есть несмотря на присущую сказочность, в ней содержится глубокая жизненная мудрость.
3. Молчаливое чтение И раздела причудливой повести «Ирий».
4. Словарная работа за вопросами учеников.
5. Эвристическая беседа.
Элементы условности вы заметили в разделе повести «Ирий»? Напоминает ли такой творческий стиль сказочное повествование?
- Что вы можете сказать о нраве своего ровесника и главного героя произведения - Михаила Решета?
- Какие мифологические признаки имеет произведение В. Дрозда?
- Вспомните, как именно в украинской мифологии трактовалось понятие «юг» (ирий, ирий).
(Материал для учителя. Вырий (вирай, ирий, ирай, урай, ир, ирей, тепличина) - название рая, где растет мировое Дерево жизни, в верховье которого обитают птицы и души умерших. В водовороте Солнце ходит близко от земли. Эта страна животворящей благодати лежит далеко на востоке (по другим источникам - на западе) у самого моря; туда прилетают зимовать птицы и насекомые и оттуда возвращаются весной. В курсе много теплых источников, поэтому этот край и называется «тепличина». Гадюки лезут в теплые края по деревьям подобно тому как души покойников, перед тем, как достичь этой страны, изначально находятся в кронах деревьев. В древних веснушках сохранился мотив отпирание ирия ключом. Золотые ключи от рая, по поверью, хранятся у зозули, потому она и раньше улетает в теплые края. Золотой ключницей называется и галка. Сойка раза в год (когда расцветет гречка, когда созревают хлеба и когда упадет снег) улетает в теплые края, однако никогда не долетает: полетает день и сразу хочется узнать, сколько она пролетела, а потому и возвращается обратно. О. Афанасьев присоединяется к мнению тех ученых, которые считают, что этот ключ - метафора не только дождя, но и солнечного света: когда загораются сокровища, именно тогда и стоит бросить ключ - и сокровища останутся на земле.
Древнеукраинское слово «ир» имеет значение восхода Солнца и теплого места, куда с началом осени улетают птицы, как в народе говорят, прямо на небо. Слово «юг» некоторые исследователи связывают с латинским vire-tum (местность, всегда покрыта зеленью), которое у выдающегося римского поэта Вергилия (i в. до н.э.) использовано в значении рая ( в некоторых районах вирець - цветник, купина; вирчик - рассадник). Именно там находятся эти «блаженные острова». О змеиного царя Ира и царицу Ірицю упоминается в белорусском заговоре: «Царь змеиный Ир, и царица Ирица!.. Напусьциць на цябя Сам Господзь Бог, Сам Илья Пророк тучу цемну, пелену огненну и пожнець тя и по веиру разнесець тя». Как отмечает Б. Успенский, эти имена перекликаются со словом «юг» в значении сказочной страны, потустороннего царства. Вырий непосредственно связывается со змеями, которые ползут туда к своей матери, где и остаются до первого грома весной. Отсюда «ир» - яд, в том числе змеиная. С другой стороны, «вырить» - нашептывать, наговаривать, гадать, чаклукавати; «вырей» - знахарь, колдун.
Владимир Мономах в «Поучении» пишет о перелетных птиц, которые весной «из ирья идут» по Божьему повелению, чтобы наполнились леса и поля их пением. Об этом находим и в «Повести временных лет» под 1096 г. Считается, что лоно матери - это тот же водоворот, из которого приходит жизнь и куда возвращается обратно, чтобы зародиться вновь. О вырий упоминается в Велесовой книге: «И те светят звездами нам од Иру...»; «Се бо свет Иру идет к нам, и будем достойны».
Весной, по верованию, открывается небесная врата, и вестниками богини весны из того сияющего вихря летят на землю птички-ириці. Об этом поется в древней щедрівці:
Ранняя птичка жайвороночка
Святой вечер, щедрый вечер!
Рано с водоворот вылетает,
Еще по горам сніженьки лежат.
По долинам реченьки звучат.
В одной веснянці из теплых краев прилетает и сокол, но за тем и жалеет:
Бедная же моя головонька,
Что я рано с вир'я вышел...
Исследуя сокровища XI-XII вв., Б. Рыбаков обратил внимание на женские украшения - колты, на которых изображение пространства между небом и землей, как пишет ученый, можно считать за «ирий». Верхний ярус украшений подается в виде птиц с распростертыми крыльями. На нижнем видим птиц, которые ходят по земле. Средний ярус - это интересные орнаменты, на которых изображены растения в процессе запила: над ними летает семена с лестницей ростков.
6. Работа с литературоведческим словарем и словарем фразеологизмов.
«Причудливая» повесть - значительный по объему прозаическое произведение, в котором рассказывается о невероятных событиях, где сочетается реалистическое с фантастическим, условным, средства иронии, гротеска, театральности с элементами фольклорной и мифологической поэтики. В «причудливых» произведениях происходят удивительные метаморфозы с персонажами, смещение событий во времени и пространстве.
Ирония - тонкая скрытая насмешка, насмешка, что кроется за положительными высказываниями о лице или явление, как в стихах «Патриоты», «Эльдорадо» Владимира Самойленко.
Как рак свистнет - неизвестно сколько, неизвестно когда, очень долго.
На вербе груши растут - ерунда, глупости.
Иметь голову на плечах, а не пустую миску - четко рассуждать, нормально мыслить.
Жаба сиськи даст - кто-нибудь утопиться или погибнет, попав в необычные условия.
7. Работа по картине Ю. Камышного «Земля и небо».
- Рассмотрите картину Ю. Камышного «Земля и небо». Почему, по вашему мнению, землю на картине представляют ее плоды?
- Как вы понимаете образ неба на этой картине?
- Какие впечатления произвела на вас картина? Или таким же прекрасным видел окружающий мир герой повести «Ирий»?
8. Заключительное слово учителя.
Писатель Николай Рудь об особенностях «причудливой» прозы Владимира Дрозда писал так: «Мы встречаемся здесь с красочным, порой парадоксальным, алогичным, как на первый взгляд, миром сказочных образов. Однако на этот раз писатель кладет в основу произведения не сказку, не легенду, а традиционный всемирно известный украинский юмор, собственно, один из его самых древних и наименее ныне распространенных жанров - небылицу, чушь. Для примера не типичная, я бы сказал - классическая, «нісенітна» фраза: «Хорошо жилось мне, пока я был молодой, а дед мой еще не родился...» В народной глупости все возможное - и сногсшибательные смещение во времени, и груши на вербе, и зубы на полке, и солнечный свет в решете... В повести «Ирий» Владимир Дрозд смело соединяет химеры древней народной небылицы с не менее богатым внутренним миром нашего современника-подростка».
IV. Закрепление изученного.
«Незаконченное предложение»: «Никогда не думал, что «странная» проза...»
V. Подведение итогов.
VI. Домашнее задание.
Подготовьтесь к пересказу И раздела повести «Ирий»; выпишите художественные средства. Научитесь выразительно читать отрывок произведения, который больше всего запомнился.
*Слова, подчеркнутые одной линией, указывают на ошибочное утверждение.