УРОК 62
Тема. В. Дрозд. «Белый конь Шептало». Проблема человека в обществе, ее обезличивание, свободы и неволи, личности и толпы, действительности и мечты.
Цель: ознакомить учащихся с содержанием рассказа «Белый конь Шептало», затронутыми автором проблемами; совершенствовать умение учащихся определять тему и идею художественного произведения; раскрывать умение выражать свое отношение к прочитанному; воспитывать нравственно-этическое и эстетическое чувство, умение в неблагоприятных условиях оставаться самим собой.
Оборудование: портрет В. Дрозда; иллюстрации к произведению, фото лошадей разных мастей; две колонки слов; два листа: белый и серый.
Ход урока
И. Мотивация учебной деятельности.
1. Выяснение эмоциональной готовности к уроку («Графическое изображение»).
2. Технология «Предсказания».
(Учащиеся отвечают на вопрос: «Как вы думаете, о чем пойдет речь в рассказе «Белый конь Шептало» ?)
3. Ассоциирование.
(Ученики называют слова, ассоциирующиеся с понятиями «свобода» и «рабство».)
II. Сообщение темы и ожидаемых результатов урока.
1. Ролевая игра «Встреча с писателем В. Дроздом, которую ведет Николай Жулинский».
(Материал для учителя.
- Владимир Григорьевич, Вы автор многих интересных сборников рассказов, повестей, романов. Вы упорно стремитесь совершенствовать свои средства отображения человека и мира, прибегая к приемам условности, гротеска, пародирование, материализации метафор... кстати, в повестях «Ирий» и «Замглай» эта материализация блестяще осуществляется. Почему Вы с такой одухотворенностью это делали? Привлекали безграничные возможности варьирования словом, метафорой, сравнением, магия воспроизведения бывальщины, сказочных сюжетов, фольклорных образов и мотивов, роскошь развертывания фольклорных алогизмов на целые эпизоды и новые сюжетные линии?
- Разговор о гротеск, условность и другие средства в моем творчестве, пожалуй, следует начинать не с «Ирію» и «Замглаю», а из рассказов «Росток», «Три волшебных жемчужины», «Белый конь Шептало», «Солнце». Все
эти произведения, кроме «Солнца», написанные еще во время моей военной службы, то есть в годах шестьдесят четвертом - шестьдесят пятом. Сами понимает то, что в те годы я еще не мог прочитать ни «Мастера и Маргариту» читал уже после демобилизации), ни тем более Маркеса (журнальную публикацию «Ста лет одиночества» я почему-то пропустил) читал уже в книге, когда «Ирий» было дописано. Литературные источники, если уж их искать (я лично верю в какие-то неопределенные законы творчества человеческого, которые заставляют писателей разных континентов находить на определенном этапе подобные формы самовыражения), - в произведениях Гоголя и Леси Украинки «Лесную песню» я впервые прочитал осенью пятьдесят третьего, учился тогда в восьмом классе. Зачитывался Гоголем в девятом-десятом классе в домашней библиотеке сестры был его п'ятитомничок.)
2. Слово учителя.
- Сегодня на уроке мы поведем речь о лошади, котором В. Дрозд дал имя Шептало. Так, имя, а не кличку, поскольку предоставил своему герою много человеческих качеств. Символом чего является это животное для украинцев?
(Конь - символ энергии и силы, страстей и инстинктов, а также верности и преданности в труде, в повседневных заботах. Предковічно, лошади были помощниками богов, воинов и, главное, земледельцев. Даже творческие люди имеют своим символом коня-Пегаса.
«Оседлать коня» - означает достичь цели, получить лучшую судьбу.
Поэтому лошадь - и работящий, и воинственный, и творческий дух. Он, правда, несет на себе частицу Божьего проклятия: когда маленький Иисус лежал в яслях, конь выдергивал из-под младенца сено и ел. Через это лошади обречены к прожорливости: они, если не тянут телегу или плуг, постоянно едят или пасутся. И не могут ни наесться, ни напастися...
Хорошего коня по-своему любит домовой: он может заплести лошадиную гриву и ездить на нем верхом всю ночь, пока совсем не загонит» или не испортит скотины.
Конь настойчивый в труде: когда захочет, все у него удается, особенно в таком деле, которое требует много энергии, большого напряжения всех его сил.
Его талант - неутомимый труд.
В то же время, в своей трудолюбивости любит независимость, охотно выполняет любую тяжелую, но приятную ему работу. Однако, может «знатуритись», работать только «из-под кнута».
Но все это делает открыто, ничего не скрывая, поэтому он - символ честного и трудолюбивого человека, имеет свой характер.
Наши предки считали, что красный конь олицетворяет огонь, вороной - звездное небо, белый - мир предков. Имеет лошадь и магические способности: если спотыкается на правую ногу - хороший признак, на левую - предупреждение о неудаче. Это за свою верность, трудолюбие и выносливость лошадь награжден причастностью к тайнам мира... (А.Багнюк. Символы Украинства: художественно-литературный справочник. - К., 2008.- с. 713.)
Белый же конь встречается чаще всего в сказках и легендах («клад, который видели неоднократно в образе белого коня», «везде, где конь играет культовую роль, он всегда белый»).
Я.Ф. Головацкий описал белого коня, что был при храме Святовита - бога зеленых плодов и военной добычи. Этот конь принадлежал божеству, только жрец мог его кормить и садиться на него. Конь служил для пророчеств перед началом большого дела).
3. Выразительное чтение рассказа В. Дрозда «Белый конь Шептало».
4. Словарная работа за вопросами учеников.
5. Беседа по содержанию произведения:
- Сбылись ли ваши предсказания относительно содержания рассказа?
- Чем отличался конь Шептало от группы лошадей?
- Как Шептало вел себя на пастбище, во время водопоя, в конюшне?
- О чем свидетельствовал тот факт, что Шептало всегда ни оправдывал поступки своего конюха Степана?
- Что считает конь Шептало причиной своей преждевременной старости?
- Можно назвать возвращение коня к конюшне личным выбором? Докажите свое мнение.
- Каким предстает перед читателями мальчик-подросток Степан?
- Вспомните, что такое экскурс в прошлое? Есть ли такой экскурс в этом художественном произведении? Докажите свое мнение. (Родовид Шептала.)
6. Определение темы, идеи и проблемы произведения.
(Справка. Темой произведения является борьба в человеческом существе личностного и социального, элитарного и эгалитарного.
Идея рассказа - человек должен оставаться собой при любых социальных обстоятельствах, поскольку под влиянием социума исчезает «самобуття» личности, которое и составляет ее элитарность.
Затронуты проблемы:
- потеря внутренней свободы, собственного Я;
- сознательный отказ от борьбы за самоутверждение;
- духовное увечье и рабство;
- иллюзорное восприятие мира.)
7. Художественное осмысление рассказа.
а) работа с глаголами:
- На что указывают данные глаголы?
Бунтовать
Ненавидеть
Жалеть
Радоваться
Стесняться
Оправдывать
Наслаждаться
Притворяться
(Внутренние движения человека,отражающие динамику ее эмоционально-волевой сферы)
Хльоскати
Гонять
Бить
Подстегивать
Седлать
Запрягать
(Действия над домашними животными, направлены на принуждение)
- Какой контраст создается на основе двух колонок слов?
(Контраст между тонкой душевной организацией элитной чистоты и не соответствующим ей назначению - быть частью безликой массы, маніпульованої властью.)
б) «ассоциирование» ( на доске прикреплены два листа: белого и серого цветов, ученики называют цветовые впечатления от прочитанного рассказа, а учитель записывает их на листах бумаги):
Егалітарність, (равенство)
Обыденность
Примитивность
Однообразие
(серый)
Отвага
Сила
Достоинство
Элитность
Исключительность
(белый)
III. Закрепление изученного.
1. «Зачитайте цитату».
Ученикам предлагается найти и зачитать цитату:
а) в которой показано, что побеждает личностное позитивное начало коня;
(«Только теперь, искупавшись в реке, снова стал ослепительного-белым красавцем, похожим на древних предков, которые царствовали на цирковых аренах».)
б) что означает попытки раствориться в толпе.
(«Шептало ступил несколько шагов, гепнувсь в грязь и покатился по дорожной хлюпавці. Когда поднялся на ноги, уже не был белым конем; к утру земля подсохнет, осыплется, и он станет таким же серым, каким был до сих пор».)
2. Проблемный вопрос.
- Почему автор дает коню кличку Шептало. Свяжите цепочку слов.
- Шептать - Шептало-Приглушенный-Приглушенный
(Автор как бы озвучивает то, что вроде бы мыслит и чувствует его герой. Это «видимое молчание шепотінням слов», когда верболізуються подавлены рассуждения, чувства: «с Детства ненавидел табун, гурт и в изгороди, и на пастбище предпочитал быть сам».)
IV. Подведение итогов.
V. Домашнее задание.
Подготовьте ответы на вопросы в учебнике; составьте свое окончание рассказа «Белый конь Шептало».