Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Уроки по украинской литературе 8 класс

УРОК 32

 

Тема. Тема гармоничного единения человека с природой в стихотворении Леси Украинки «Давняя весна».

Цель: раскрыть через поэзию соответствие между определенными поэтическими строками и фактами из жизни Леси Украинки; научить учащихся с помощью художественной детали акцентировать внимание на главном; развивать поэтическое речи учащихся, воображение, умение чувствовать настроение поэзии; воспитывать чувство надежды и веры в лучшее, несмотря на человеческие недуги.

Оборудование: портрет Леси Украинки, иллюстрации, отражающие приход весны, цветение яблони; фонозапис птичьего пения.

Эпиграф.

...Как нам нужно сегодня учиться у Леси Украинки верному восприятию многогранного жизни...

П. Тычина

Ход урока

И. Актуализация опорных знаний учащихся.

1. Проверка домашнего задания.

(Ученики читают наизусть стихотворение «Хотела бы я песней стать ...»).

2. Литературный диктант.

• Какое стихосложение характерно для украинской поэзии? (Силабо-тоническое.)

• Что лежит в основе силабо-тонического стихосложения? (Одинаковое количество слогов и последовательность ударных и безударных слогов в строках.)

• Что является простейшей единицей измерения віршового ритма в силабо-тонической системе? (Стопа.)

• Какие стопы являются наиболее распространенными? (Двухсоставные.)

• Назовите, какие вы знаете двусложные стопы. (Ямб, хорей.)

• Напишите схему ямба.

• Напишите схему хорея.

• Как называется двухсоставная стопа без ударения? (Пірихій.)

• Как называется двоскладове стопа с двумя ударениями? (Спондей.)

•_ Которой является схема дактиля?

• Какой есть схема амфібрахія?

• Какой есть схема анапеста?

(Учитель оценивает несколько работ учащихся).

3. Практическая работа.

(Ученики определяют стихотворные размеры изученных стихотворений Леси Украинки «Вы счастливы, пречистые зари ...», «Хотела бы я песней стать ...» Учитель при необходимости помогает).

Вы счастливы, пречистые звезды,

ваши лучи - ваш разговор;

если бы я, ваши лучи мала,

я бы никогда не сказала слова.

(Тристопний анапест.)

 

Хотела бы я песней стать

В сюю минуту ясную,

Чтобы свободно по миру летать,

Чтобы ветер разносил эхо.

(Тристопний амфібрахій.)

4. Минутка-уявлянка.

(Учитель включает фонозапис птичьего пения, ветра, пробуждение природы. Перед учениками ставит задачу: закрыть глаза, прослушать фонозапис, представить картину и объяснить мнимое изображение).

II. Организация изучения нового материала.

1. Выразительное чтение стихотворения «Давняя весна».

2. Словарная работа за вопросами учеников.

3. Обмен впечатлениями от прочитанной поэзии.

(Технология «Микрофон». Ученики, по очереди передавая воображаемый микрофон, продолжают предложение: «Меня больше всего поразило...»)

4. Беседа по содержанию прочитанной поэзии:

- Любите ли вы весну? Почему?

- Зачитайте, которым описывается приход весны и пробуждение природы в стихотворении Леси Украинки.

- Контрастной или созвучной настроению лирической героини выступает природа в этой поэзии? По какой причине?

- Зачитайте, как сказано о том, что природа не забыла больной девочки?

- Зацитуйте строки, в которых речь идет о благодарности лирической героини природе.

- Найдите соответствие между определенными поэтическими строками и фактами из жизни Леси Украинки.

5. Работа с иллюстрациями.

- Рассмотрите иллюстрации. Какая из них больше всего соответствует содержанию поэзии «Давняя весна»? Почему?

- Какие цвета и оттенки использует художник для изображения цвета яблони?

- Можно назвать удачным, что расцвела ветка изображена на фоне открытого окна? Объясните свои соображения.

6. Художественный анализ поэзии «Давняя весна».

- Назовите художественные образы. (Весна, природа, подарки, яблоневые ветви, листья, цветки, ветер, роща, воля, птичьи песни.)

- Определите художественные средства и их влияние на изображение поэтических картин. (Эпитеты: веселая, щедрая, милая .... Метафоры: лучами играла, сыпала цветы .... Сравнения: быстро, языков стокрыла ... Синонимы: ожило, загомоніло ... Повторы: все, я, меня ... Отрицание: нет, не забыла.)

- Определите главную мысль, мотивы поэзии.

(Оптимизм, бодрый жизнерадостный тон. Весна - животворная сила, непобедимая, всевластная; она несет жизнь всему темному, побеждает смутные и темные настроения и в сердце человека. Гармония между явлениями природы и переживаниями человека.)

7. Заключительное слово учителя.

- В апреле 1892 г. поэтесса писала М. Павликові: «...теперь настоящая Весна наступила, и даже здесь у нас было якобы горячо, а мне се лучше. Я уже давно не видела настоящей весны, и мне кажется, что так много кукушек, как сей год, еще никогда не было. За то я, хоть и не часто, прихожу в оптимистический настрой, и тогда мне свою и чужую жизнь лучше кажется, а очень нелогично, ибо что общего между оптимизмом и кукушками? Но, видимо, во мне какой-то атавизм одкликається, спасибо ему!...»

Кукушки и оптимизм - вот ключ к пониманию стихов о весне Леси Украинки, их бодрого жизнерадостного тона.

III. Подведение итогов.

IV. Домашнее задание.

Научитесь выразительно читать и анализировать поэзию «Давняя весна». Определите стихотворный размер, рифмы, рифмовки. Прочитайте поэму Леси Украинки «Давняя сказка».