Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Уроки по украинской литературе 8 класс

УРОК 35

 

Тема. Образ Украины, идея неразрывного единства человека с родной землей, аллегоричность образов в стихотворении В. Сосюры «Сад». Поэзия «Васильки» - образец интимной лирики.

TJI: интимная лирика, стихотворные размеры.

Цель: глубже познакомить учащихся с патриотической и интимной лирикой В. Сосюры; раскрыть сложный и многогранный мир человеческой души; заставить учащихся почувствовать и понять силу художественного слова, богатство красок, мелодичность поэтической речи; воспитывать осознание того, что искренность личных чувств человека - неотъемлемое богатство ее духовного мира.

Оборудование: портрет писателя, выставка его книг, аудиозапись песен на слова В. Сосюры, кроссворд, иллюстрации с изображением васильков; таблица на закрепление изученного материала.

Эпиграф.

Свет ясный, свет мой прекрасный, я бы хотел в песни все только для тебя жить, не вмирать!

В. Сосюра

Ход урока

И. Актуализация опорных знаний.

1. Литературный диктант «Лишнее слово».

(Из каждой строки исключите «лишнее» слово в отношении жизненного и творческого пути В. Сосюры.)

1. Стихи, поэмы, акростихи, роман, байки.

2. Государственная премия СССР, Государственная премия Украины имени Т. Шевченко, Государственная премия Украины имени И. Франко.

3. Гуляйполе, Каменец-Подольский, Хмельницкий, Киев.

4. Харьковский университет, Киевский университет, сельскохозяйственное училище, начальная школа.

2. Кроссворд «Любите Украину!»

1. Цвет, о котором идет речь в стихотворении. (Пурпурный.)

2. Вспоминаются песни и думы. Объедините их в единое понятие. ( Фольклор.)

3. О какую реку упоминается? (Днепр.)

4. 6. Назовите стихии, которые упоминаются в стихотворении. (Вода, огонь.)

5. С каким птицей ассоциируется украинский язык? Какая она? (Соловьиный.)

 

7. Антоним к слову «непогода» в стихи. (Радость.)

 

Установите соотношение между отгадками и выделенным словом.

 

 

 

 

 

1

 

В

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

К

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

Г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

А

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

Й

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

Н

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Определение віршового размера поэзии «Любите Украину».

Любите Украї'ну, как со'нце любі'ть,

Как в'ітер, и тра'ви, и во'ди

В годи'ну щасли'ву и в мгновение ра'дості

Любите в годи'ну него'ди.

(Амфібрахій.)

 

III. Сообщение темы и ожидаемых результатов урока.

1. Слово учителя.

Гордостью проникается сердце читателя за Украину, которую так горячо воспел В. Сосюра. Теперь, когда поэта уже нет среди нас, стихотворение звучит как поэтическое завещание В. Сосюры для нынешнего и грядущих поколений. К патриотической лирики принадлежит также стихотворение «Сад».

2. Выразительное чтение стихотворения «Сад».

3. Словарная работа за вопросами учеников.

4. Обмен впечатлениями от прочитанного.

5. Беседа за вопросами:

- Метким вы считаете название стихотворения? Почему наш многострадальный народ предстает в образе прекрасного сада?

- Зачитайте строки из стихотворения, что акцентируют внимание читателя на кровавых страницах украинской поэзии. Объясните, как вы их понимаете.

- Процитируйте строки стихотворения, в которых подчеркнуто самообновлению нации после несчастий и испытаний.

- Растолкуйте метафорические образы весны и ворот.

- Как называется художественный прием, когда под одним образом угадывается другой, подобный определенными чертами. (Аллегория). Приведите пример из стихотворения.

- Аргументируйте утверждение: национальное сознание и гражданское достоинство являются важными чертами представителей народа.

6. Звучит аудиозапись песни на слова В. Сосюры «Когда поезд в загромыхает ...»

7. Объяснение учителя.

- Произведения, в которых речь идет о интимные чувства и переживания людей, называют интимной лирикой. Образцом интимной лирике Сосюры является знаменитая поэзия «Когда поезд в загромыхает», которая стала популярным романсом, который вы только что прослушали. Интимная лирика воспринимается больше сердцем, чем умом.

Под влиянием известной одноименной народной песни написана поэзия «Васильки». Это небольшая, на 12 строк миниатюра-размышление о вечной красоте жизни. Поэт оставил нам воспоминание об истории написания этого произведения: «В 1938 году, когда исполнилось мне сорок лет, я написал «Васильки» ... Хорошо помню свое настроение в тот вечер, когда появился этот стих. Чтобы точно его выразить, надо было бы сказать: «Васильки я написал вместе с Марией».

Мария Гавриловна - жена поэта, любовь к которой в течение жизни вдохновляло его к написанию страстных стихов.

8. Выразительное чтение поэзии «Васильки».

9. Словарная работа за вопросами учеников.

10. Эвристическая беседа:

- Мотивы которой лирики ощущаются в поэзии? (Интимной.) Поясните свои утверждения.

Цветок вдохновила В. Сосюру на создание этого стихотворения? Что означает выражение «глаза васильковые»?

- Почему в стихотворении нет сумму?

- Какими чувствами вы переживаете, читая эту поэзию?

11. Работа с иллюстративным материалом.

(Учитель акцентирует внимание учащихся на значении цвета васильков: синий - чистота, мечтательность, пространство).

IV. Закрепление изученного с элементами рефлексии.

1. Составление таблицы.

(Учащиеся завершают работу над начатой учителем таблицей).

 

 

2. Определение стихотворных размеров стихов «Сад» и «Васильки».

В огне' нестри'мної нава'ли

Руба'ли, резали наш сад ...

А мы' диви'лися наза'д

И за мину'лим сумува'ли.

(Четырехстопный ямб.)

 

 

Васильки' в по'лі, васильки' в по'лі

И у тебя, ми'ла, васильки' из-под ресниц

И рощи сині'ють ген на видноко'лі,

И сині'є ща'стя в душе' моей.

(Шестистопний хорей с пірихієм.)

 

 

- Как стихотворный размер влияет на звучание?

(Ямб - бодрое звучание, хорей с пірихієм - народнопісенне.)

3. Рефлексия.

- Самый большой мой успех на уроке - это...

- Я не умел,а теперь умею ...

 

V. Подведение итогов.

VI. Домашнее задание.

Повторите сведения о стихотворные размеры. Научитесь выразительно читать поэзии В. Сосюры. Выпишите из стихотворения «Васильки» художественные средства. Прочитайте басню В. Сосюры «Магнат».