Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Уроки по украинской литературе 8 класс

УРОК 61

 

Тема. Сочетание реального с воображаемым, стилистические приемы создания причудливого мира в повести в. Дрозда «Ирий».

Цель: совершенствовать умение определять признаки «причудливой прозы», проводить наблюдения над художественным текстом; развивать навыки определения художественных средств и их роли в повести; воспитывать чувство юмора, стремление к самовоспитанию.

Оборудование: видеозапись песни «Горница» в исполнении В. Зинкевича; фразы из повести «Ирий»; картина Александра Кулакова и Натали Папірної «Дерево жизни».

Ход урока

И. Мотивация учебной деятельности. Актуализация опорных знаний.

1. Просмотр видеозаписи песни «Горница» в исполнении В. Зинкевича.

2. Слово учителя.

- Где бы не проживал человек, куда бы не забросила ее судьба, но этот «сладкий и любимый дым» родного края должен всегда присутствовать, ибо все в жизни начинается с дома, с отца-матери. Нежные слова песни воспевают родительский дом, где проходят лучшие дни жизни, где родители учили уму-разуму своих детей с детства, чтобы они были добрыми не только к людям, но и к природе, были осторожны в жизни.

3. Проверка домашнего задания.

(Заслушивание устных сочинений-размышлений на одну из тем: «Выбрать нельзя только Родину», «Только самого себя нельзя відцуратись».)

II. Сообщение темы и ожидаемых результатов урока.

1. Практикум по теории литературы.

- Что означает греческое слово «причудливый»?

(Вымышленный, фантастический, неправдоподобный, удивительный).

- Как вы понимаете содержание литературоведческого понятия «причудливая» повесть? Почему повесть В. Дрозда «Ирий» относят к «причудливых»?

2. Эвристическая беседа.

- Повесть «Ирий» можно назвать сказкой? (Нет, потому что речь идет о вполне реалистичные, преимущественно биографические, а не сказочные события, только взгляд рассказчика на все, что происходит, философско-фантастический.)

- Объясните на примере повести «Ирий» содержание понятия «философско - фантастическая».

(Вполне реалистичным является стремление Михаила вырваться из глухой деревни в большой мир, который олицетворяет город, но самим его названием этого мира - Ирий - автор подчеркивает романтику неизведанного.)

- Почему мы не воспринимаем прочитанное как ложь или откровенное глумление автора над доверчивыми читателями?

(Художник ведет речь о привычных вещах, которые в его интерпретации превращаются в чудо. То есть, реализм в «причудливой» повести удачно сочетается с условностью.)

3. Проблемный вопрос.

- Считаете ли вы, что В. Дрозд щедро и талантливо использует небылицу как основной способ создания смешного?

(Учащиеся отвечают методом ПРЕСС:

1. Я считаю, что...

2. Потому что...

3. Например...

4. Итак...)

4. Познавательное задание.

(На доске записаны фразы. Учащиеся должны изъять лишнюю фразу и объяснить свой выбор.

«Зеленая корова Манька», «а в бандероли, завернутая в газетную бумагу, - корова Манька», «иметь корову в поле отнесла в стадо», «Манька по брюхо увязла в грязи».)

5. Работа в группах.

(Учитель делит учащихся на 3 группы. Каждая группа изучает один из разделов повести, выписывая цитаты, в которых реальное сочетается с воображаемым, средства иронии, гротеска, театральности - с элементами фольклорной, мифологической поэтики.)

6. Отчеты представителей групп.

(Учащиеся зачитывают цитаты; трактовка согласно украинской мифологии понятие «юг» (см. урок 59).

7. Творческое задание.

- Попробуйте составить в стиле «причудливой» прозы небольшой раздел о первый день пребывания Михаила Решета в городе.

8. Работа с картиной А. Кулакова и Н. Папірної «Дерево жизни».

- Какие художественные детали всесторонне раскрывают название полотна «Дерево жизни»?

- Какие образы-символы на нем вы видите?

- Можно сказать, что картина «Дерево жизни» выполнена в таком же «своем» стиле, как и повесть «Ирий»? Аргументируйте свое мнение.

9. Рефлексия.

(Ученики передают свое состояние и настроение от урока глаголами настоящего или будущего времени.)

III. Подведение итогов.

IV. Домашнее задание.

Прочитайте рассказ В. Дрозда «Белый конь Шептало».