УРОК 61
Тема. Сочетание реального с воображаемым, стилистические приемы создания причудливого мира в повести в. Дрозда «Ирий».
Цель: совершенствовать умение определять признаки «причудливой прозы», проводить наблюдения над художественным текстом; развивать навыки определения художественных средств и их роли в повести; воспитывать чувство юмора, стремление к самовоспитанию.
Оборудование: видеозапись песни «Горница» в исполнении В. Зинкевича; фразы из повести «Ирий»; картина Александра Кулакова и Натали Папірної «Дерево жизни».
Ход урока
И. Мотивация учебной деятельности. Актуализация опорных знаний.
1. Просмотр видеозаписи песни «Горница» в исполнении В. Зинкевича.
2. Слово учителя.
- Где бы не проживал человек, куда бы не забросила ее судьба, но этот «сладкий и любимый дым» родного края должен всегда присутствовать, ибо все в жизни начинается с дома, с отца-матери. Нежные слова песни воспевают родительский дом, где проходят лучшие дни жизни, где родители учили уму-разуму своих детей с детства, чтобы они были добрыми не только к людям, но и к природе, были осторожны в жизни.
3. Проверка домашнего задания.
(Заслушивание устных сочинений-размышлений на одну из тем: «Выбрать нельзя только Родину», «Только самого себя нельзя відцуратись».)
II. Сообщение темы и ожидаемых результатов урока.
1. Практикум по теории литературы.
- Что означает греческое слово «причудливый»?
(Вымышленный, фантастический, неправдоподобный, удивительный).
- Как вы понимаете содержание литературоведческого понятия «причудливая» повесть? Почему повесть В. Дрозда «Ирий» относят к «причудливых»?
2. Эвристическая беседа.
- Повесть «Ирий» можно назвать сказкой? (Нет, потому что речь идет о вполне реалистичные, преимущественно биографические, а не сказочные события, только взгляд рассказчика на все, что происходит, философско-фантастический.)
- Объясните на примере повести «Ирий» содержание понятия «философско - фантастическая».
(Вполне реалистичным является стремление Михаила вырваться из глухой деревни в большой мир, который олицетворяет город, но самим его названием этого мира - Ирий - автор подчеркивает романтику неизведанного.)
- Почему мы не воспринимаем прочитанное как ложь или откровенное глумление автора над доверчивыми читателями?
(Художник ведет речь о привычных вещах, которые в его интерпретации превращаются в чудо. То есть, реализм в «причудливой» повести удачно сочетается с условностью.)
3. Проблемный вопрос.
- Считаете ли вы, что В. Дрозд щедро и талантливо использует небылицу как основной способ создания смешного?
(Учащиеся отвечают методом ПРЕСС:
1. Я считаю, что...
2. Потому что...
3. Например...
4. Итак...)
4. Познавательное задание.
(На доске записаны фразы. Учащиеся должны изъять лишнюю фразу и объяснить свой выбор.
«Зеленая корова Манька», «а в бандероли, завернутая в газетную бумагу, - корова Манька», «иметь корову в поле отнесла в стадо», «Манька по брюхо увязла в грязи».)
5. Работа в группах.
(Учитель делит учащихся на 3 группы. Каждая группа изучает один из разделов повести, выписывая цитаты, в которых реальное сочетается с воображаемым, средства иронии, гротеска, театральности - с элементами фольклорной, мифологической поэтики.)
6. Отчеты представителей групп.
(Учащиеся зачитывают цитаты; трактовка согласно украинской мифологии понятие «юг» (см. урок 59).
7. Творческое задание.
- Попробуйте составить в стиле «причудливой» прозы небольшой раздел о первый день пребывания Михаила Решета в городе.
8. Работа с картиной А. Кулакова и Н. Папірної «Дерево жизни».
- Какие художественные детали всесторонне раскрывают название полотна «Дерево жизни»?
- Какие образы-символы на нем вы видите?
- Можно сказать, что картина «Дерево жизни» выполнена в таком же «своем» стиле, как и повесть «Ирий»? Аргументируйте свое мнение.
9. Рефлексия.
(Ученики передают свое состояние и настроение от урока глаголами настоящего или будущего времени.)
III. Подведение итогов.
IV. Домашнее задание.
Прочитайте рассказ В. Дрозда «Белый конь Шептало».