Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Уроки по украинской литературе 8 класс

УРОК 51

 

Тема. УРЗМ №7. Характеристика образа Саломеи (по составленному плану): «Романтичность, мужественность и сила воли украинской женщины».

Цель: научить учащихся анализировать образ Саломеи, составлять план характеристики персонажа; совершенствовать навыки излагать собственные мысли; развивать творческое воображение, аналитическое мышление, побуждать к словесного творчества.

Оборудование: детские рисунки к произведению «Дорогой ценой», иллюстрации украинских художников, таблица «Приемы изображения литературных персонажей», схема характеристики образа Саломеи.

Ход урока

И. Сообщение темы и ожидаемых результатов урока.

1. Вступительное слово учителя.

- Рассказ «Дорогой ценой» в героико-романтическом плане отражает храбрость, силу и свободолюбие простого люда. В годы подъема революционного движения в стране М. Коцюбинский своим произведением еще раз напомнил о вековые традиции борьбы украинского народа за свободу, изобразив привлекательные образы искателей правды, протестующих против надругательства крепостника - Остапа, Ивана Котигорошка и, особенно, Саломеи.

В чем же оказались романтичность, мужественность, сила воли украинской женщины? На этот вопрос вы попытаетесь дать ответ, характеризуя образ Саломеи.

2. Составление плана характеристики образа Саломеи.

(Материал для учителя. Чтобы охарактеризовать образ литературного героя, прежде всего нужно составить простой или сложный план. В плане должны быть отражены следующие основные вопросы:

• внешность персонажа;

• социальное положение;

• черты характера;

• речь;

• отношение героя к другим людям и окружающему миру;

• личное отношение ученика к персонажу.

В сложном плане выделяем вступление, основную часть и заключение.

Формулировка основной части плана должно отражать главную мысль произведения, которая конкретизируется в его подпунктах. Три части сложного плана лучше всего обозначать римскими цифрами, а подпункты - арабскими.

Составить план характеристики образа Саломеи ученикам поможет такая схема:

 

 

Стоит также отметить, что Соломия - новый женский образ в украинской литературе: смелая, мужественная, любящая (По Л. Кудіною, Т. Сабельник).

3. Характеристика образа Саломеи (по составленному плану).

(Материал для учителя. Характеризуя образ Саломеи, особое внимание обращаем на приемы изображения литературного персонажа:

- описание внешности (портрет);

- рассказ о его поступки и поведение;

- воспроизведение особенности языка;

- отзывы других действующих лиц об этом персонаже;

- прямая авторская характеристика.

Отметим, что М. Коцюбинский очень лаконичный в портретных характеристиках. Главное внимание он обращает на раскрытие внутреннего мира героя.

Так, Соломия - свободолюбивая, в борьбе за волю она проявляет настоящий героизм, решительность и настойчивость. Потерявшись в плавнях, эта ножка и бесстрашная женщина не опустила руки в отчаянии, а «собрала свою энергию, всю силу воли, всю мощь тела и шла упрямо и упорно, с верой, что ее широкие и высокие грудь сломают все преграды». Волевой и смелый характер Саломеи автор характеризует так: «спокойной, грозно-спокойной» появилась Соломия до турецкой жандармерии; такой же «спокойной» она и вышла со страшной вестью, что Остапа передадут российским властям.

Соломия способна на самопожертвование ради любимого, даже, как пишет М. Коцюбинский, «готова пойти на видимую смерть» ради Остапа. Она может мерзнуть сама, но не вынет из-под его головы своей одежде. Голодает сама, и всегда приносит больному лучшую еду. Именно Соломия составляет смелый план спасения Остапа и берется выполнять его решительно и разумно.)

4. Устные ответы учащихся, их обсуждение и оценка.

II. Подведение итогов.

III. Домашнее задание.

Дайте ответ на вопрос: «Чем вам понравились другие персонажи произведения и чему вы можете научиться у них?» Запишите свои соображения в тетради.