Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Уроки по украинской литературе 8 класс

 

УРОК 3

 

Тема. Песни о борьбе против социального и национального гнета («Или не тот то Хмель», «Ой Морозе, Морозенку»).

Цель: ознакомить учащихся с песнями о борьбе против социального и национального гнета; формировать умение характеризовать образы исторических лиц, рыцарей-защитников родной земли; воспитывать у учащихся рыцарство, смелость, физическую и духовную силу.

Оборудование: сборники фольклорных произведений, репродукции картин украинских художников, фонозаписи исторических песен.

Межпредметные связи: изобразительное искусство: Ю. Брандт, «Песня победы», неизвестный художник, «Богдан Хмельницкий».

Эпиграф.

Украинская народная песня - это страница истории, частичка нашей души. В народной песне - боль и радости времени, которые через века становятся нашими болями и радостями. Без этого нет песни, как нет и ни одного художественного произведения.

Владимир Дрозд

Ход урока

И. Актуализация опорных знаний.

1. Выразительное чтение учащимися текстов песен «Загрустила Украина» и «И, ой, как крикнул же и казак Сирко».

2. «Наш вернисаж».

(Учащиеся демонстрируют свои рисунки к песням и комментируют их).

II. Сообщение темы и ожидаемых результатов урока.

1. Рассказ учителя.

- В XIV-XVI вв. большая часть украинских земель была захвачена панской Польшей. С того времени наш народ вел постоянную борьбу за свое освобождение, против социального и национального гнета.

В середине XVII в. эта борьба переросла в народную войну против иноземных поработителей. Восставшие массы возглавил Богдан Хмельницкий.

2. ІІрослуховування в фонозапису песни «Или не тот то Хмель».

3. Беседа за вопросами:

- Какова историческая основа произведения? Что вам известно о битве под Желтыми Водами?

(Историческая справка. В песне говорится об историческом событии - битве под Желтыми Водами (1648 г.). Именно там украинские казаки под предводительством Богдана Хмельницкого одержали первую крупную победу в освободительной войне. Польско-шляхетские войска были разгромлены наголову, а городок Желтые Воды стало одним из фольклорных символов непобедимости войска Хмельницкого и украинцев в целом).

- Какой подзаголовок имеет песня? Почему именно Богдану Хмельницкому она посвящена? Какой была его роль в национально-освободительной войне 1648-1654 гг.?

- Рассмотрите репродукцию картины неизвестного художника «Богдан Хмельницкий». Совпадает ли образ гетмана, изображенный на картине, с народным представлением о нем?

- Расскажите, в чем народ видит силу Богдана Хмельницкого. С кем казацкий предводитель вступил в союз в борьбе против польского войска? Оправдал себя военный союз?

- Как в песне оказывается народное отношение к врагам? Свои ответы подкрепите цитатами из произведения.

- Раскройте символизм образа хмеля. Проанализируйте художественные средства (постоянные эпитеты, метафоры, сравнения, паралелізми т.д.) и определите их роль в песне.

(Материал для учителя. «Богдан Хмельницкий воспевается народом как опытный полководец, мудрый военачальник, который не боится того, что «идет ляхов сорок тысяч хорошей красоты». Ведь за ним «великая мощь» - многочисленный народ, что доверяет ему. И борьба его справедливая.

А я ляхов не боюсь и понятия не имею,

За собой большую потугу я знаю,

Еще и орду татарскую за собой веду:

А все, вражьи ляхи, на вашу беду.

 

Гетман сравнивается с сильным и буйным хмелем, который быстро растет, набирается силы и обволакивает все своими листьями и стеблем. Так и возглавляемая им национально-освободительная война 1648-1654 гг. мощно ширилась по всей Украине, сплачивая народ в едином порыве освободиться от ляхов, обрести свободу.

Характеризуя средства народной поэтики, скажем, что они придают произведению особую выразительность, задерживают внимание на сказанном, используются для усиления главной мысли. Такими средствами являются постоянные эпитеты («вражьи ляхи», «великая сила», «дубовії дома», «хорошая врода»), паралелізми («эй, там поле, а на поле цветы, - не по одном пути заплакали дети») и др. Так, например, эпитет «хорошей» в строке «Идет ляхов сорок тысяч хорошей красоты» ярко характеризует польское войско, утверждая, что Богдан Хмельницкий имеет дело не с врагом-дилетантом, а с хорошо подготовленным к бою противником. Здесь же можно дать краткую историческую справку: Степан Потоцкий, готовясь к поединку с Хмельницким, разделил свое войско пополам: одну часть послал на байдаках Днепром, а конница пошла сушей; как видим, поляки серьезно готовились к битве»

(По Ф. Кейдою).

4. Продолжение рассказа учителя.

- В годы освободительной войны крымские татары часто вступали в военный союз с казаками против панской Польши, однако, как и ранее,

изредка делали набеги на города и села Украины. Отряды Хмельницкого наказывали нападающих. В острых стычках гибло много и татар, и казаков. Песня «Ой Морозе, Морозенку» рассказывает об одном из таких боев, во время которого татары разбили казачий отряд и взяли в плен, а затем казнен его главаря.

5. Прослушивание фонозапису песни «Ой Морозе, Морозенку».

6. Беседа за вопросами:

- Почему казак Морозенко является народным героем? Каким он предстает в песне? Найдите соответствующие строки в тексте, процитируйте яркие высказывания.

- Как в произведении говорится о гибели Морозенко? С помощью каких слов народ выявляет свое отношение к герою и к татарам?

- Выделите из текста строки, в которых говорится о казачье войско. Какие известные вам художественные средства приняты здесь и для чего?

- Как вы думаете, с какой целью в песню введен образ матери Морозенко? Много ли потерял бы произведение без этого образа? Почему?

- Известно, что песня «Ой Морозе, Морозенку» имеет более сорока вариантов. О чем это свидетельствует?

- Чему учит нас песня? Как вы думаете, Морозенко - это историческая личность или вымышленный персонаж?

{Материал для учителя. Фольклористы считают, что герой песни «Ой Морозе, Морозенку» - один из соратников Богдана Хмельницкого. И существуют разные версии относительно его личности. Одни исследователи считают, что речь идет о приказчика (выборное должностное лицо, которая ведала вооружением, снабжением и военной подготовкой казаков) Кропивнянского полка Нестор Морозенко, который дружил с легендарным Максимом Кривоносом. Другие - приводят доказательства в пользу того, что Морозенко в песне выступает полковник Станислав Мрозовицкий, который погиб в бою с поляками и за которым тяжко скорбели казаки).

7. Познавательное задание.

- Современная украинская писательница Оксана Пахлевская дает собственное поэтическое толкование этого образа.

Прочитайте ее балладу «Морозенко» и скажите, какую из известных версий поддерживает автор. Каким предстает Морозенко в балладе? Как вы думаете, с какой целью Оксана Пахлевская упоминает в произведении выдающихся деятелей культуры и науки времен античности и эпохи Возрождения? Что объединяет балладу с народной песней?

Морозенко

(Баллада падуанской осени)

Станислав, шляхтич1 из рода Мрозовицьких,

Юноша благородных помыслов и удачи -

Ты так хотел по-настоящему учиться

И был такой до этого неленивый.

Что ты уже не раздумывал ничуть,

И с родными ты зваживсь на разлуку,

И ты пешком прошел всю Европу,

Чтобы изучить в Италии науку.

Это город ученых. Это славная Падуя,

Где колокола будят тишину старинную,

И лишь иногда напоминает тополь

Тебе твою далекую Украину.

Студенчество здесь всех на свете наций.

Славяне и греки ходят по аллее.

Здесь можно слушать курсы Помпонацці,

Везалия также и Галилея2.

Ты учишь латынь - должен помнить,

Как будет слово «кот» или «ворона».

Античных авторов усердный комментатор,

Горация3 листаешь, Цицерона4.

Древний миф, то светлый, то мрачный.

Такие тебе интересны все эти странствия

По тех веселых учтах Эпикура5

И тех огненных снах Анаксимандра6!

А эта бессмертная музыка латыни!

Этот перед сном прочитан Вергилий7.

И светит осень днях золотыми.

И львы бродят среди лилий.

И все тебя еще зовет здесь: останься!

Здесь фрески Джотто8 смотрят в вечность.

Такая теплая осень падуанська!

Такая глубокая вся твоя античность ...

Ты же еще не дочитал какого-назад.

Или оду не доучил. И ты не виноват,

Потому что уже пора возвращаться домой -

На измученную и бедную Украину.

Тебя ждет твой вороной конек.

Тебя ждет ночь твоя последняя,

Когда ты будешь -

Корсунский полковник,

Который народ поднимет на восстание.

Станислав, шляхтич из рода Мрозовииьких, -

О, как много ты в жизни не успеешь!

Ты, комментатор античных авторов,

Вскоре уже под Збаражем9 погибнешь.

Лоб благородное. Крови бороздка.

А на героя и не вчивсь как будто ...

«За тобой, Морозенко,

Вся Вкраина плачет!»

 

III. Подведение итогов.

IV. Домашнее задание.

Подготовьте песни «Или не тот то Хмель» и «Ой Морозе, Морозенку» к выразительному чтению. Научитесь петь песню «Ой Морозе, Морозенку» или играть ее мелодию на музыкальном инструменте.

1 (Шляхтич (польское) - дворянин, лицо привилегированного положения в Польше и Украине.

2Помпонацці, Везалий, Галилей - всемирно известные ученые, лекции которых в эпоху Возрождения слушали студенты Падуанского университета: Помпонацці Пьетро - философ; Везалий Андреас - медик-анатом; Галилео Галилей - физик; механик и астроном, сделал ряд крупных открытий, в частности, что Галактика состоит из отдельных звезд, а Земля вращается вокруг Солнца.

3Квинт Гораций Флакк - древнеримский поэт.

4Марк Туллий Цицерон (примерно 106-43 годы до н. э.) - древнеримский оратор, философ, писатель, политический деятель.

5Эпикур (341-270 годы до н. д.) - древнегреческий философ, основал в Афинах собственную школу философов, исповедовал теорию созерцательности мира как высшего счастья человека.

6Анаксимандр (610-546 годы до н. д.) - древнегреческий философ, давал естественно-материалистические объяснения мира и считал, что человек произошел от животных.

7Публий Вергилий Марон - древнеримский поэт.

8Джотто (1266-1337) - итальянский художник, речь идет о фресках капеллы дель Арена в Падуе.

93бараж - город на Тернопольщине, в результате осады в 1649 году отбитое у польского войска казаками под предводительством Богдана Хмельницкого (По А. Слоньовською).