Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Уроки по украинской литературе 8 класс

УРОК 28

 

Тема. УРЗМ № 4. Дискуссия относительно поведения и выбора. Вышенского. Проблема морального выбора человека, его бегство от неприемлемого бытийного мира. КР № 3 (по разделу «Мир украинской поэзии»).

Цель: ознакомить учащихся с порядком проведения дискуссии; учить умению быстро определять главные проблемы и концентрировать усилия на их разрешении; развивать свойства хорошего оратора, логическое мышление; воспитывать доброжелательные отношения, уступчивость; проверить изученное по разделу «Мир украинской поэзии».

Оборудование: иллюстрации к поэме И. Франко «Иван Вишенский», звукозапись музыкального прочтения поэмы Иваном Тараненко (эпизоды, связанные с звуконаслідуванням (звучание колокола), колористическим звукозаписью (природа Афонских гор), ассоциативностью; таблица «Требования к ведению дискуссии».

Эпиграф.

Стойте! Стойте! Завернітесь!

Я живу еще! По-старому еще люблю Украину,

Остальное ей жизнь отдам!

Из поэмы И. Франко «Иван Вишенский»

Ход урока

И. Актуализация опорных знаний. Мотивация учебной деятельности.

1. Проверка домашнего задания.

(Учитель проверяет несколько таблиц, составленных учащимися. Один ученик объясняет содержание выполненной им работы. Учитель подчеркивает, что Вышинский был полемистом).

2. Словарная работа.

(На доске записано толкование слов:

Полемика - аргументированное обсуждение любых проблем, тем.

То же, что дискуссия.

Дискуссия - широкое обсуждение какого-нибудь спорного вопроса для

выяснение различных взглядов. То же, что диспут.

Ученики, прочитав толкование понятий, должны установить их взаимосвязь с темой урока).

II. Сообщение темы и ожидаемых результатов урока.

1. Слово учителя.

- Синтезировав варианты ваших мыслей относительно темы урока, хочу сообщить вам, что мы проведем дискуссию о поведение и выбор. Вышенского. Рассмотрим проблему морального выбора человека, его бегства от неприемлемого бытийного мира.

2. Работа с таблицей.

- Каждому нужно уметь выступить и на собрании, и с докладом, принять участие в дискуссии и т.д.

Вы уже вспомнили значение слова «дискуссия», что является синонимом слова «полемика».

Осталось начать дискуссию, но следует придерживаться определенных требований во время ее проведения. Эти требования указаны в таблице.

1.

Выступление во время дискуссии - это рассуждение проблемного характера, автор которого пытается найти решение определенной проблемы.

2.

Чтобы выступление было интересным, выступающий должен быть сам заинтересован в предмете своего выступления.

3.

В выступлении должны быть вступительная часть (то, что будет говорить выступающий и почему), основная часть (собственный взгляд на проблему, доказательства), выводы (предложения).

4.

Надо использовать иллюстративный материал, примеры из жизни и т.д.

5.

Дискуссию вести доброжелательно, не оскорбляя оппонента.

6.

Ссылаться на авторитет человека, указывая его фамилию, имя.

7.

Жесты и мимика должны быть непринужденными, а темп речи - ни монотонным, ни слишком быстрым.

8.

Создать такую атмосферу, чтобы противник не чувствовал озлобленности и горечи поражения.

 

В 2006 г., 25 декабря, в Киеве состоялась премьера мелодекламации - синтеза декламованого слова с широким музыкальным комментарием - поэмы Франко «Иван Вишенский», звукозапись которой будет звучать в течение нашей дискуссии. Доказывая свою позицию, демонстрируйте иллюстрационный материал.

2. Дискуссия о поведение и выбор. Вышенского за вопросами:

- Можно ли считать жизнь в пещере бегством от трудностей?

- Что принесет большую пользу Украине: искренняя молитва за ее судьбу или борьба?

- Можно ли осуждать монаха за сомнения в том, что есть Бог?

- Согласны ли вы с мнением И. Вышенского, что лучше спасать не Украину и ее народ, а собственную душу?

- Поддерживаете ли вы мнение о том, что аскет сделал неправильный выбор через свою гордыню?

- Что оказалось сильнее: моральный выбор человека или побег, отречение от мира? Почему?

- Прочитайте эпиграф. Выясните, о чем свидетельствует отрывок из представленного монолога аскета?

III. Закрепление приобретенных знаний.

1. « Зашифрована ответ».

- Что помогло сделать правильный выбор Ивану Вишенскому? Объясните прочитанное.

(Ответ зашифрована в соответствии с размещения букв в алфавите).

20 7 21 7 17 1 4 1 8 9 11 23 23 33

П Е Р Е Г А Г А Е Ж И Т Т Я

2. «Микрофон».

- Что скажет. Вышенский на барке посланцам из Украины? Какие даст советы?

IV. Контрольная работа по разделу «Мир украинской поэзии»

V. Подведение итогов.

VI. Домашнее задание.

Проработайте статью в учебнике о жизненный и творческий путь Леси Украинки, подготовьте вопросы к ней.