Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Уроки по украинской литературе 8 класс

УРОК 7

 

Тема. Героический эпос украинского народа. Украинские народные думы. Кобзари и лирники - исполнители народных дум (О. Вересай, Г. Гончаренко, М. Кравченко и др.). Современные исполнители: В. и М. Литвины, В. Нечема, Национальная капелла бандуристов Украины.

Цель: ознакомить учащихся с героическим эпосом украинского народа и его создателями и исполнителями, формировать умения работы над дополнительной литературой; развивать навыки устной речи; воспитывать уважение к носителям народного искусства.

Оборудование: сборники народных дум, репродукция картины М. Дерегуса «Рождение песни», аудиозапись «Думы про казака Голоту».

Эпиграф.

Наша дума, наша песня

Не умрет, не погибнет...

Вот де, люде, наша слава,

Слава Украины!

Т. Шевченко

Ход урока

И. Актуализация опорных знаний.

1. Выразительное чтение песни «Засвіт встали козаченьки» наизусть.

2. «Наш вернисаж» (представление живописных и словесных портретов Маруси Чурай).

3. Фронтальная беседа:

Факт из биографии Маруси Чурай вас больше всего заинтересовал? Чем именно?

- Если бы вам пришлось выступить свидетелем по делу отравления Грица Бобренка в суде, вы бы обвиняли Марусю или оправдывали ее поступок? Объясните свою позицию.

- Как вы думаете, почему песни Маруси Чурай народ считает собственным произведением?

- Назовите признаки народных песен.

(Справка. Основные особенности народных песен: выражение чувств, переживаний, настроений, размышлений; краткое сообщение об обстоятельствах, которые их вызвали, элементы описаний; высокая поэтичность языка; соответствие мелодии словесному тексту; грустная стихотворная форма; выполнения пением; одновременное возникновение слов и мелодии; устное распространение и хранение; вариантность текста и мелодии; малый объем).

- Какие еще жанры устного народного творчества, кроме песен, вам известны? Вспомните, какие из них вы изучали в предыдущих классах.

II. Сообщение темы и ожидаемых результатов урока.

1. Рассказ учителя.

Наша дума, наша песня

Не умрет, не погибнет...

Вот де, люде, наша слава,

Слава Украины!

Такую судьбу нашей песни и души предсказывал Тарас Шевченко. Потому что именно в них - история народа. И если песни имеют и другие народы, то думы - это оригинальный, который существует только в Украине, жанр устного народного творчества.

Впервые термин «дума» упоминается в хронике 1506 года С. Сарніцьким. Этот термин сугубо народный, образован от слов «мысль», «думать». В этом же значении его использовал декабрист Кондратий Рылеев, чье детство прошло в Украине. Свою поэтическую книгу он назвал «Думы», а в предисловии к ней пояснил, что в думах украинский народ увековечил подвиги своих героев. Фольклорист, первый ректор Киевского университета Михаил Максимович увлекался думами и историческими песнями, собирал их, а именно слово «думы» на обозначение жанра украинского фольклора употреблял в научных трудах еще с 1827 года.

И древнейшим записью думы считается запись текста «Думы про казака Голоту», датированный 1684 годом.

2. Прослуховуванпя аудиозаписи «Думы про казака Голоту».

3. Просмотр репродукции картины М.Г. Дерегуса «Рождение песни» и комментирования изображенного.

- Сейчас почти все исследователи этого вида фольклорных произведений соглашаются с тем, что творцами, дум были казаки, казацкие бандуристы. В думах об ужасах в турецкой неволе, о бегстве на родную землю, о казацкие походы, взаимоотношения между собратьями так много реальных деталей, что их, конечно, не мог создать тот, кто не был участником или свидетелем тех событий. Сохранились народные рисунки, на которых изображен казак с бандурой или кобзой, а у него - оружие и осідланий лошадь.

На картине выдающегося украинского художника Михаила Дерегуса «Рождение песни» также изображен кобзарь-запорожец.

Безграничный степь, море и небо, по которому плывут облака... Среди этого беспредела - могучая фигура богатыря, рыцаря земли украинской. Это один из тех героев, которые всегда были при казацком войске, бились в чистом поле с турками и татарами, а позже с польской шляхтой.

Богатырский конь, подвластный своему всаднику, застыл в напряжении. Казак спокойно сидит и перебирает струны кобзы. Глубокий, проницательный взгляд, трогательная зажура свидетельствуют о том, что он оплакивает своих товарищей, а возможно, и судьба всего родного народа, и в то же время передает прекрасные, высокие чувства его героизма. Кобзарь творит новую песню или думу, ведь они - его главное оружие в битвах за родную землю.

Враги особенно ненавидели кобзарей и бандуристов, которые воспевали в своих произведениях единство запорожцев со всем украинским народом, будили человеческую совесть, поднимали патриотический дух воинства во время походов, ходили в разведку, учили любви и сопереживания.

Известно, что в 1770 году шляхетский суд в Кодне, который учинил расправу над пленными гайдамаками, наказал на смерть трех бандуристов - Василия Марченко, Прокопа Скрягу, Петра Сокового за то, что они гайдамакам «на бандуре гравали».

Наш народ всегда проявлял глубокую любовь и уважение к своим певцов. Одним из самых известных исполнителей народных дум есть Остап Вересай, которого называют «потомком Бояна», «Гомером в крестьянской свитке». Чем он заслужил такую оценку? Об этом расскажут ваши одноклассники, которые получили домашнее задание найти ответ на этот вопрос.

4. Презентация ученических сообщений.

(Материал для учителя. «Это настоящий чародей, что захочет, то и с тобой и сделает. Велит смеяться - реготатимеш, неудержимо, до боли в животе». Этих слов удостоился крестьянский сын, балагур, ИЦО ходил украинскими пыльным дорогам от села к селу и нос народу замечательные песни и думы. Имя его - Остап Никитович Вересай.

Остап Вересай родился в 1803 году в селе Калюжинцях Прилуцкого уезда на Полтавщине (ныне - Черниговская область). Отец Остапа был слепым, потому как крепостной не годился для выполнения физической работы. За то господин отпустил его, чтобы кормил себя и свою семью игрой на скрипке, к которой был очень крепок. Маленький Остап потерял зрение на четвертом году жизни. Когда же мальчик подрос, отец начал искать для него «панмайстра», поскольку сын имел феноменальный слух и хороший голос. Случилось так, что Остап поочередно учился аж в трех кобзарей, причем последнего учителя-кобзаря сам себе нашел на ярмарке в Ромнах, но все равно полного курса обучения так и не закончил, сбежал и самовольно начал кобзарювати, за что получил прозвище Лабза» (По А. Слоньовською).

«Составить жизнеописание великого кобзаря от рождения и до смерти помогли воспоминания и оценки современников. Первым, кто анализировал деятельность Вересая, был М.В. Лысенко. Еще в 1873 году он произнес на заседании Юго-Западного отдела Российского географического общества реферат «Характеристика музыкальных особенностей украинских дум и песен, исполняемых кобзарем Вересаєм», где, в частности, отмечал, что Вересаю свойственна особая исполнительская манера, что он умел передать глубину чувства «мельчайшими, неуловимыми голосовыми вибрациями». Дружба с композитором имела большое значение в жизни кобзаря. Лысенко постоянно заботился об улучшении материального положения товарища, который жил очень бедно, потому что почти каждое его выступление на ярмарках заканчивался заключением. Влияния Вересая, что бунтовал песнями и игрой на кобзе, боялись власть имущие.

В 1874 году были опубликованы статьи М. Лысенко и О. Русова о Вересая, шесть дум, шестнадцать песен и псалмов, а также «Ноты к дум и песен, исполняемых А. Вересаєм». Мелодии думы «Бедная вдова и три сына», «Думы про Федора Безродного, двадцати песен, псалмов и танцев записал сам М.В. Лысенко. В 1882 году были опубликованы новые варианты дум О. Вересая.

Интересные воспоминания о встрече на пароходе И.К. Карпенко-Карого с Кобзарем оставила жена драматурга С.В. Тобилевич: «Уходя Днепром , встретил на чердаке старого украинского бандуриста Вересая - и первый раз в жизни услышал старинную народную думу в исполнении этого чрезвычайного кобзаря». Далее узнаем, что Вересай «рассказывал ему свои тяжкие приключения». Большое уважение к слепого певца Иван Карпович пронес через всю жизнь.

Французский ученый Альфред Рамбо, который слушал кобзаря в 1874 году, был восхищен его талантом и написал о нем статью. Пение Остапа Вересая он сравнивал с пением соловья, называл его «непосредственным потомком старых славянских певцов», «законным потомком Бояна». В статье описано манеру исполнения кобзарем шуточных песен, а их в его репертуаре было немало. Это, в частности, «Щегол», «Фома и Ерема», «Кисель», «Ой ехал, не заехал», «Казак - валец». Рамбо писал: «Когда Остап выполняет одну из своих шуточных песен, стоит посмотреть в это время, как он притопывает ногами и движениями туловища сопутствует музыку, принимая голосом и на своей кобзе самые причудливые ноты.

То же самое, если речь идет о мотив танцевальный, он встает и отбивает такт ногой; в этот момент его можно было принять за молодого казака...»

Альфред Рамбо описал и внешность Вересая. Описание полностью совпадает с фотографией кобзаря, сделанной в Киеве 1870 г.

Слушали народного певца в 1874 году французский славист Л. Леже, венгерский историк Ф. Ромер, немецкий ученый П. Кремер, министр образования Югославии С. Новакович. Почти каждый из них написал об увиденном и услышанном, а Новаковича эта встреча с Остапом Вересаєм побудила к переводу на сербском языке многих украинских дум и песен.

О песенное богатство Украины узнали во многих странах Европы, появились статьи и Америке.

Известно, что Вересая постоянно преследовали жандармы, запрещали петь и играть. Не так легко было, в частности, организовать его выступление в Киеве в 1874 году. Участники III Археологического съезда (а среди них были родители Леси Украинки Петр Косач и Елена Пчилка, М. Старицкий, П. Кулиш, Панас Мирный, М. Костомаров) решили везти кобзаря ночью, чтобы не наткнуться на жандармские посты.

Российский ученый В.А. Козлов и украинский этнограф П. Чубинский устроили поездку В. Вересая в Петербург в 1875 г. Когда 11 марта кобзарь выступал в зале Благородного собрания, сотни людей, желавших послушать певца, не могли туда попасть, хоть зал вмещал более семисот человек.

Вересая был приглашен к царскому дворцу. Князья Сергей и Павел Александровичи, которых заинтересовало выступление кобзаря, подарили певцу табакерку с царской короной и надписью. Она не раз спасала его при столкновениях с жандармами. Так, сразу после возвращения из Петербурга он был арестован в Прилуках, и, когда показал табакерку, был немедленно уволен. С того времени называл ее «паспортом».

Самой популярной в репертуаре Остапа Вересая была песня «Про правду и неправду».

Австрийский писатель Райнер-Мария Рильке в рассказе «Песня о правде» рассказал о том, как Вересай исполнял эту песню: «Трижды пропел Остап свою «Песню о правде». И каждый раз - по-новому. Когда в первый раз она звучала жалобой, то второй раз она уже появилась укором, и наконец в третий раз, когда кобзарь с высоко поднятой головой взывал звоном коротких призывов... он тронул все сердца, и они наполнились горечью и безбрежным вдохновением».

Знаток и исследователь украинского эпоса И.Я. Франко посвятил исследованию этой песни научную работу, а в 1890 году опубликовал статью, посвященную памяти Вересая, где назвал его одной из выдающихся фигур на Украине, личностью, которую каждый, кто исследовал Украину, старался не обойти.

О талант Остапа Вересая петербургская газета «Новости» писала: «Певец - слепой семидесятилетний старик вызывает к себе невольные сочувствие, а его пение, что отмечается страстью и глубоким задушевным чувством, производит большое впечатление на слушателей. По отзывам знатоков, Вересай как певец наделен огромным талантом и в его думах, как живая, стоит Украина полна воспоминаний о прошлом»).

5. Работа с учебником.

- Проработайте статью учебника и выпишите из нее фамилии кобзарей, бандуристов и исполнителей народных дум (как древних, так и современных). Что вам известно о Национальную капеллу бандуристов Украины?

(Материал для учителя. Национальная заслуженная капелла бандуристов Украины им. Г.И. Майбороды существовала сначала как Кобзарский хор (1918-1919 гг.), созданный Василием Емцем в 1918 г. В мае 1918 объявление о создании коллектива были напечатаны в газетах «Возрождение», «Рабочая газета» и «Народная воля». В июне 18 человек ответили на объявление. Каждый имел свою технику игры и конструкцию бандуры. Многие не читали музыки. С 8-ми заинтересованных был создан первый коллектив, преимущественно из кубанских казаков и учащихся. Емца. Репетиции коллектива начались в августе того же года.

Мысль о создании кобзарского коллектива возникла у В. Емца в 1911 г. после концерта кобзарского квартета в Ахтырке, где играла группа слобожанских кобзарей под руководством кобзаря И. Кучеренко. Замысел В. Емца повлияло и существование кобзарского коллектива в Москве, где он учился в 1913-1914 гг., а также определенные попытки и эксперименты, которые он провел на Кубани в 1913 г.

Первый концерт состоялся 3-го ноября 1918 г. Деньги на оплату аренды зала пришли от Гетмана П. Скоропадского. Концерт состоялся во второй по размерам зале в Киеве - в Театре «Берґонье» (ныне театр имени Леси Украинки).

В 1919 г., в марте, после концерта, посвященного Т. Шевченко, который состоялся на Шулявке, коллектив прекратил свое существование.

В 1923 г. возобновила свою деятельность Киевская капелла бандуристов под руководством Г. Копана, а впоследствии, в 1925 г. - Михаила Полотая. На рекламе концерта 1923 г. подано 6 участников. В 1925 г. коллектив расширился до 8 участников с приходом М. Полотая и В. Потапенко. В 1927 г. уже было 10 участников. Коллектив расширил свою деятельность многочисленными концертами, и это привело к популяризации капеллы и коллективного кобзарства в Украине. В 1930 г. руководство коллективом перешло в руки М. Разбойника, а с 1933 г. им руководил Борис Данилевский. В январе 1934 г. прекратили артистам зарплаты, а в октябре 1934 года коллектив был ликвидирован.

В марте 1935 г. на основе участников бывшей Киевской и Полтавской капелл был создан объединенный коллектив (Объединенная капелла бандуристов), который просуществовал аж до 1942 г.

В 1937 г. под руководством М. Михайлова капелла записала много пластинок, которые стали образцовыми. После М. Михайлова художественное руководство часто менялось. Некоторые руководители работали с коллективом только по две недели, до ареста. Коллектив был расформирован, а участники - мобилизованы.

В 1946 г. коллектив вновь был восстановлен как Государственная заслуженная капелла бандуристов УССР под художественным руководством Александра Захаровича Минькивского. За управление Минькивского капелла приобретает чрезвычайно высокого уровня, культуры хорового пения. Оркестровый состав капеллы отличался бандурами разных типов: харьковская, киево-харьковская, киевская. Введен семью бандур: прима, альт, бас и контрабас. После О. Минькивского руководство капеллы перебрал Григорий Куляба, а после него Николай Петрович Гвоздь. Современное название коллектива - Национальная заслуженная капелла бандуристов Украины имени Георгия Илларионовича Майбороды).

6. Проблемный вопрос.

- Известно, что Кобзарем в народе издавна называют Тараса Шевченко. Как вы думаете, почему? Что объединяет великого украинского поэта с исполнителями народных дум?

7. Заключительное слово учителя.

- Корни возникновения кобзарского искусства уходят в глубину веков. На фреске в соборе святой Софии в Киеве и до сих пор сохранился старейший портрет бандуриста. В одном из исторических документов упомянуто о возложении в 922 году на могилу кобзаря восьмиструнного музыкального инструмента.

В нашем народе бандуристов, лирников, бандуристов чрезвычайно уважали, высоко поціновуючи их самобытную творчество и определяя их большую роль в воспитании украинцев в духе свободолюбия, патриотизма, доблести.

(Если останется время, можно напомнить ученикам стихотворение Христе Алчевской «Кобзари»).

Забытые, ободранные, в старенькой свитке

Печальными степями идут кобзари;

Незрячие, они о свободе поют

И приветствуют солнце на ранней заре.

Под домашним окошком, в садах вишневых,

И в панства дурного, на панськім дворе,

И в дождь, и зимой, заметенные снегом,

Разыскивают правду, серомы старые.

Ищут сліпії и видят свет,

А зрячие еще и до сих пор его не нашли.

Издеваются из песни, их кобзы разбили,

их думу и слово в плен взяли?

Так почему же злых помета людськая не сожжет,

Почему с неба не убьет их карающий гром?!

И солнце большое и прекрасное свободы

Почему сейчас не взойдет над краем моим?!

 

Можно прочитать также народную легенду «Кобза».

«Когда-то давно-давно на Украине, в глухой деревне, жила себе девушка. Не красотой славилась, не рукоделием, не еще каким-то даром, ценным для девушек. А владела девушка редким даром - умела услышать, о чем шепчут травы, о чем шелестят деревья, тоска в зозулиному «ку-ку», почему стонет земля, боль прячут в себе древние могилы. А потом все то переводила в песне. И неслись они по Украине, и пели их все - каждому они говорили к сердцу. Знали о том чудо и за пределами Украины. Услышав и султан турецкий о том и решил похитить девушку - пусть про меня поет, пусть мою страну славят ее песни.

Темной ночью небольшой отряд янычар прокрался в деревню, схватили девушку и увезли в чужой край.

Привели девушку к султану, он приказал ей спеть. И девушка сокрушенно покачала головой и произнесла: «Даже в золотой клетке птичка не поет, в душе чужая земля не говорит...» Тогда разгневанный повелитель приказал бросить девушку в темницу и держать там до тех пор, пока она не согласится петь. А к султану, услышав о странную служанку, позсъезжавшиеся гости. Тот приказал привести девушку - злился, кричал, заставлял петь, но из уст девичьих не взлетел ни один звук. Тогда в ярости он прошипел по-змеиному:

- Я прикажу палачу замучить тебя!

Минуту поколебавшись, девушка согласилась. Хотели переодеть ее в пышное одеяние, и она отказала, тогда совсем не будет петь. Так, в родной вишиваночці, перевязала голову лентой, обсмикала юбочку и пошла в зал. Слуга, который вел ее, нашептывал: «Кто тебя, красавица, слышал там, на Украине? А тут весь мир о тебе узнает, слава ляжет тебе к ногам!» И девушка презрительно измерила улесника глазами и ничего не сказала.

Когда зазвучала песня - все окаменели: песня проклинала неволю, звала на помощь родную землю, кляла поработителей и их обладателя, изливала тоску по родному краю, единственным в мире, любимым и прекрасным... И едва растаяли последние звуки песни, побілілий от ярости повелитель приказал замуровать девушку навеки в тюрьме. И хоть тронуты гости умоляли обладателя отпустить певицу на волю, и он остался глухим.

Каждый, кто слушал ту песню, понес в душе образ непокоренной певицы и горькую муку ее судьбы.

А песня вольной птицей полетела в родной край. Услышали ее земляки, приуныли, что девушка в неволе. Услышал о том и ее жених. Собрался идти вызволять, а его собратья решили идти вместе с ним: «Это не только твоя девушка в неволе - это наша украинская песня порабощена...» Длинная и тяжелая была дорога. Один за одним погибали собратья. К тюрьме, где была милая, дошел только сам жених. И тут его схватила стража. Такое отчаяние охватило парня, такое отчаяние сжал сердце, что сам собой выплеснулся огненный пение. Такая муторная и благальна была песня, сторожа, словно завороженная, открыла тюрьму и выпустила девушку. Словно пара испуганных голуб'ят, бросились казак с девушкой прочь от страшного места.

А часовые долго стояли, словно остолбенели. А когда очнулись, то испугались содеянного. Доложили султану, он затупотів ногами, требуя немедленно догнать беглецов.

А влюбленные вовсю спешили подальше от чужой земли. И вот услышали, что за ними гонятся, заволновались. Тогда и сказала девушка своего суженого:

- Прощай, любимый. Меня сейчас не станет... И ты всегда будешь слышать мой голос, будешь петь мои песни. Крепись, казак, тяжелая мука сейчас выпадет на твою долю...

Прижалась к своего милого... Так и захватили их преследователи. И лишь прикоснулись к девушке, как она исчезла, а на землю, жалобно зойкнувши струнами, упал удивительный музыкальный инструмент. Оторопели чужестранные солдаты. А тогда в приступе ярости бросились к казаку, люто замучили его и напоследок выкололи ему глаза. Так и оставили без сознания среди безлюдного чужого степи.

Израненный, измученный, ослепленный казак долго лежал неподвижно. Будто из небытия до его сознания донесся странный перезвон струн. Ощупью полез на звук, нашел, прижал к груди, доторкнув струн. И заговорили они к казаку, отозвались голосом любимой, нежно блестели, жалея его, тоскуя по любви. Звали вставать, идти в родную землю. Парень прижал Кобзу (ибо так называли девушку - то слово в старину означало: казна), обливая ее кровавыми слезами, нежно лаская чувствительные струны. Пропел-простонал:

Кобзо моя,

Жена вірная...

Медленно встал и, преодолевая нечеловеческие муки, направился к родному краю.

С тех пор и появились у нас кобзари. Поют они о родной земле, о ее боли-печали, радости, судьбе-судьбе. И слышат голос ее, Матушки-земли родной, виповідають все это струны - колоколом, а кобзари - словом».

III. Подведение итогов.

IV. Домашнее задание.

Найдите в «Кобзаре» и прочитайте поэзию Т. Шевченко «Перебендя». Расскажите, каким изобразил поэт перебендю и каким вы представляете народного певца.

 

 

 

Приложение №1 к уроку 7 Т. Шевченко

Перебендя

Балагур старый, слепой,

Кто его не знает?

Он всюду бродит

И на гуслях играет.

А кто играет, того знают

И благодарят люди:

Он им тоску разгоняет,

Хоть сам миром тошнит.

Побираться бедолага

И днюет и ночует;

Нет ему в мире дома;

Судьба шутит

Над старой головой,

А ему безразлично;

Сядет себе, споет:

«Ой не шуми, луже!»

Споет и вспомнит,

Что он сиротина,

Погрустит, посумує,

Сидя под забором.

Вот такой-то Перебендя,

Старый и причудливый!

Споет о Чалого -

На Горлицу обратит;

С девушками на выгоне -

Грица и веснянку,

А в кабаке с парнями -

Сербина, Шинкарку,

С холостяках на пиру

(Где свекровь злая) -

О тополь, злую судьбу,

А потом - В роще;

На базаре - о Лазаре,

Или, чтобы то знали,

Тяжело-тяжело споет,

Как Сечь разрушали.

Вот такой-то Перебендя,

Старый и причудливый!

Запоет, засмеется,

А на слезы обратит.

Ветер веет-повевает,

По полю гуляет.

На могиле сидит кобзарь

И на гуслях играет.

Кругом его степь, как море

Широкое, синеет;

За могилой могила,

А там - только мечтает.

Седой ус, старую чуб

Ветер развевает;

То приляжет и послуха,

Как кобзарь поет,

Как сердце смеется, слепые глаза плачут...

Послуха, повеет...

Старый заховавсь

В степи на могиле, чтобы никто не видел,

Чтобы ветер по полю слова розмахав,

Чтобы люди не слышали, потому что Божье слово,

То сердце медленно с Богом разговаривает,

То сердце щебечет господню славу,

А мысль, край света на облаке гуля.

Орлом сизокрилим летает, парит,

Аж небо голубое широкими бьет;

Почиет на солнце, его спросит,

Где оно ночует, как оно встает;

Послушает моря, что оно говорит,

Спитая черную гору: «Чего ты немая?»

И снова на небо, на земле горе,

Потому на ей, широкой, уголка нет

Тому, кто все знает, тому, кто все слышит:

Что море говорит, где солнце ночует.

Его на семь мире никто не прийму.

Один он между ними, как солнце высоко.

Его знают люди, потому что носит земля;

А если бы услышали, что он, одинокий,

Поет на могиле, с морем разговаривает, -

На Божие слово они бы насміялись,

Дураком бы назвали, от себя бы прогнали.

«Пусть над морем, - сказали бы, - гуля!»

Хорошо ты, мой кобзарю,

Хорошо, отец, делаешь,

Что петь, разговаривать

На могилу ходишь!

Ходи себе, мой голубчик,

Пока не уснул

Твое сердце, и виспівуй,

Чтобы люди не слышали.

А чтобы тебя не чурались,

Потакай им, брат!

Скачи, враже, как пан говорит:

На то он богат.

Вот такой-то Перебендя,

Старый и причудливый!

Споет свадебной,

А на журбу воротит.

 

1839, С.-Петербург

 

 

Приложение №2 к уроку 7

Василий Скуратовский

Гомер в украинской свитке

Стоял теплый зорепадний август 1874 года. До златоглавого Киева прибывали гости из многих европейских стран, чтобы принять участие в Третьем археологическом съезде. Торжественное открытие состоится только через неделю, но ученые мужи, среди которых были и зарубежные авторитеты в области археологии, истории, этнографии, филологии и других научных институтов, уже живо обсуждали назревшие вопросы в кулуарах. И сегодня на творческие споры не хватало вдохновения - все с нетерпением ждали торжественной части, на которой должен выступать совсем не известный для европейцев «Гомер века», «Боян суток», «современный Нестор», «рапсод»...

Поскольку зал не вмещал всех желающих, пришлось спешно делать импровизированную сцену в Ботаническом саду. В вечерних сумерках наскоро вывесили под кроной липы лампадку, пристроили креслице, и вскоре под громкие аплодисменты в сопровождении своей жены и М. Лысенко появился коренастый, пожилых лет мужчина. На нем была припорошена свитки, толстые, почти до самых колен, яловые сапоги и голубые шаровары и барашковая шапка, с которой он не расставался даже летом. Вежливо відкланявшись уважаемому обществу, Остап Вересай присел на рипкий стульчик, вытер вспотевшее лицо, взял из рук жены свою верную спутницу - кобзу, підладнав на ней струны и приструнки и пробежал пальцами. Виртуозный проигрыш, который начал думу «Буря на Черном море», сразу же воспроизвел в воображении присутствующих картину разгневанной морской стихии. Под плеск волн затосковал живой голос:

Ой на Черном море,

На белом камне,

Ой то там сидит ясень сокол-білозерець...

Звонила-плакала тоскливым криком чайки кобза, поднимая на гребнях волн беспокоящий голос певца: «Изо дна моря сильно волна вставає, судна казацкие-удалые на три частые разбивает...» Скрестив руки, стояли, словно привороженные, знаменитый профессор, будущий министр образования Франции Альберт Рамбо со своим земляком-славистом Луи Леже, рядом с ними были министр образования Югославии Стоян Новакович, всемирно известный славист из Вены В. Ягнич, барон Эренбург из Праги, будапештский историк Ф. Ромер, ученый из Германии П. Кремер...

Семь дум и целый ряд шутливо-бытовых песен спел в тот вечер О. Вересай. И хоть не все иностранцы хорошо разбирались на украинском языке, но мастерское исполнение кобзарем народного мелоса открыло перед зарубежными гостями все величие поэтики, глубину украинской песенной стихии. Концерт прошел с большим успехом...

 

 

Приложение №3 к уроку 7

Национальный союз кобзарей Украины

Идея создания объединяющей кобзарской организации давно зрела в Украине. Создание Всеукраинского союза кобзарей в 1995 году как общественной организации и последующая перерегистрация в 1999 году в творческий Союз стало знаменательным событием для кобзарства.

Сегодняшняя Союз кобзарей имеет статус Национальной. Она объединяет все слои музыкальной кобзарской сферы Украины - от элиты до единичных самоучек, от столичных бандуристов и кобзарей до исполнителей из самых отдаленных районов Украины. Союз насчитывает 450 бандуристов и кобзарей разных возрастных категорий. Возглавляет Национальный союз кобзарей Украины председатель правления - Есипок Владимир Николаевич, народный артист Украины, профессор.

Одной из главных задач Союза является налаживание системного характера сбора и записи кобзарской наследия, аудио - и видеозаписей исполнительской манеры кобзарей, которым исполнилось более 60 лет. Этот спілчанський проект, кроме научного и практического значения, имеет и воспитательную функцию, так как осуществляется с участием студентов-бандуристов музыкальных вузов Украины. Одним из действенных мероприятий Союза, направленных на пропаганду кобзарского искусства, является организация и участие в проведении фестивалей, конкурсов, творческих вечеров ведущих кобзарей и бандуристов. По инициативе и непосредственном участии в 2000 году Национальным союзом кобзарей организован и с успехом проведен Международный фестиваль, 1 и II конкурсы кобзарского искусства имени Григория Китастого. НСКУ содействует проведению и принимает участие в традиционных фестивалях кобзарского искусства Юга Украины «Под серебряный звук бандур» в г. Николаеве, фестивалях кобзарского искусства им. Костя Мисевича на Ровенщине, Юрия Сингалевича - на Львовщине, им. Владимира Перепелюка - на Винниччине, «Звенит бандура в городе Франковім» - на Ивано-Франковщине, Международном фестивале ансамблей бандуристов в Днепропетровске, «Под Крымскими звездами играет бандура» в г. Ялте АРК, фестивале кобзарского искусства «Дзвени, бандуро, в козацькім края» - м. Днепропетровск, духовном фестивале «Кобзарские сезоны Волыни» в г. Кременце Тернопольской области, фестивале кобзарского искусства «Вересаеве праздник» в с. Сокиринцы Сребнянского района Черниговской области.

С целью привлечения кобзарской юные к музыкальной жизни начато проведение Всеукраинских конкурсов: конкурс юных бандуристов им. Владимира Кабачка на Полтавщине, Всеукраинский конкурс юных бандуристов «Волынский кобзарик», Черкасский детский конкурс юных бандуристов «Кобзарю источники» и т.д.

В лучших концертных залах Киева прошли вечера Владимира Горбатюка, Виктора Лісовода, Бориса Списаренка, Василия Литвина, Сергея Баштана, Владимира Єсипка, кобзарской семьи Яницьких, Николая Мошика в Сумах, Василия Герасименко в Львове. Совместно с Национальной заслуженной капеллой бандуристов Украины проведены вечера памяти Василия Емца, Андрея Бобиря, Евгения Адамцевича.

Приоритетным направлением НСКУ признано издательскую деятельность. Обществом выпущено 5 сборников репертуара бандуриста «Эй, ударьте струны, кобзари» (составитель В. Есипок), «Этюды для бандуры» (составитель Л. Мандзюк), «Наша дума» (составитель Галлий-Муравская) и другие. При содействии Союза вышла научно-популярная книга Богдана Жеплинського «Краткая история кобзарства в Украине».

Важным аспектом деятельности Союза является налаживание контактов и сотрудничество с близкой и далекой украинской диаспорой. Коллективными членами НСКУ есть Детройтская капелла бандуристов им. Т.Г. Шевченко, капеллы бандуристов Краснодарского музыкально-педагогического колледжа, канадской, аргентинской, немецкой диаспоры. Кроме того, украинская бандуристка Ольга Герасименко является главным редактором всесвітиьовідомого журнала «Бандура», а Владимир Есипок - членом редакционной коллегии журнала. Член Союза Ольга Каспрук завершила обучение в Высшей музыкальной школе «Ганс Эйлер» в Берлине.